Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.
Объект исследования: состояние тревожности личности подростков.
Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности
1.1 Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6
1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10
1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14
2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности
2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24
2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26
2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29
3. Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности
3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..37
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

КУрсовая Италмасовой А.Р..doc

— 977.00 Кб (Скачать)

11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб: 2000 -129с.

12. Имеладзе И.В. Психологические исследования. Изд-во Мецнисреба, Тбилиси: 1960.- 57с.

13. Коннер О, Джеймс Д., Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск: 1997. – 37с.

14. Ковалев С.В. Книга 2. НЛП - психокоррекция. М:2007 -234с.

15.Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. Вечерний Новосибирск от 13 окт: 2001. - 345с.

16. Кудрикова А.Ф. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск: 1992. – 67с.

17. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М: 2001.- 123

18. Лютова Е. - Тренинг взаимодействия с детьми. htt:ctolte.com.view.814 – 104c.

.

19. Майерс Д. Психология. Минск: 2006г .- 534с.

20. Маклаков А. Г. Общая психология. С-Петербург-Минск: 2000. 56с.

21. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. “ВЛАДОС”. М.: 1999, 287 с.

22. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л: 1983.-63с. 
23. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления. Советская педагогика №5.1963 - 40с. 
24.Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. Под ред. В. В. Столина, МГУ, М.:1987.-304с. 
25. Овчарова Р.В. Практическая психология . «Сфера», М: 1996.- 96с.

26.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 162с.

27.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 177с.

28. Раншбург И., Поппер П., Секреты личности.   Изд. АПН РСФСР, М:1983.- 125с.

 29. Риман Ф. Основные формы страха. – М: 1998.- 375с.

30. Симонов П,В. Эмоциональный мозг. Наука. М:1981.- 67с.

31. Спиркин А.Г. Словарь иностранных слов. «Русский язык». М: 1986.- 585с.      

32. Психологический словарь. Педагогика-пресс, М:1997.-  386с.

 33. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. Вопросы психологии №4. 1984.- 30с.

34. Петровский А.В.  Краткий психологический словарь.1985.

35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: 1990. – 178 с.

36. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. “Психологическая наука и образование”.№2. 1998.

37. Психологическая лаборатория. Тесты, бланки. http://vch.narod.ru/full_test.htm

38. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. Психокоррекция: теория и практика. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. – 9 с.

39. Фрейд З. Психология бессознательного. Свет. М: 1989 – 404 с.

40.Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.,1997.-30с.

41. Фромм Э. Иметь или быть – М.: Академия, 1990 – 330 с.

    42. Ханин  Ю.Л. Исследование тревожности.                             http://vsempsyholog.ru/testy/testy26.shtm

43. Хорни К. Собрание сочинений в 3томах, 3 том. Смысл. М.: 1997. 174с. 
 

                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ А

                                                           Текст опросника Филипса

Ответь на тесты, если ДА+, если нет -, например, 1+, 2-

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 
Таблица 1.Итоговые результаты до и  после коррекции по методике Филипса

До коррекции После коррекции
Саша 22.3 22.3
Тимур 9.3 9.3
Павел 24.8 22.3
Мария 43.3 27.8
Наталья 61.0 40.7
Екатерина 34.8 28.7
Ксения 20.5 23.0
Пётр 45.0 33.7
Татьяна 34.6 31.2
Никита 47.1 38.2
Антон 35.8 31.7
Алина 61.0 44.8
Руслан 51.3 47.8
Михаил 71.0 57.5
Сергей 56.6 45.7
Дарья 74.0 57.3
Виктория 58.3 47.8
Александ 29.2 28.3
Ольга 38.7 33.6
Данил 52.6 32.7
Дмитрий 52.0 38.5
Варя 58.1 41.5
Ксюша 40.3 38.1
Вика 53.8 40.7
Наташа 53.6 46.1
Ангелина 25.3 25.3
НикитаЛ 39.7 26.8
Дарья П 37.2 28.5
Юлия 61.0 45.2
ИРина 65.1 50.6
Андрей 68.2 55.0
Миша С 24.0 23.7
Иван 39.5 34.6
Денис 23.8 23.8
МАксим 13.1 13.1
Алёна 38.3 30.5
Влад 50.0 39.7
Настя 57.7 43.5
Катя 35.5 32.2
Лиза 43.5 30.7
Яна 50.6 35.7
 

Таблица 2 Результаты исследования школьной тревожности (тест Филипса) до коррекции 

Имя ученика Общая тревожность Переживание соц. стресса Фрустрация в достиж успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответст. окруж Низкая сопритивл. стрессу Проблемы и страхи с учителями
1 Саша 9%А 27%А 23%А 17%А 33%А 20%А 0%А 50%А
2 Тимур 0%А 9%А 23%А 05%А 0%А 0%А 0%а 38%А
3 Павел 32%А 27%А 23%А 17%А 50%А 0%А 0%А 50%А
4 Мария 27%А 55%Б 38%А 67%Б 50%А 60%Б 0%А 50%А
5 Наталья 59%А 55% 38%А 67%Б 67%Б 60%Б 80%Б 62%Б
6 Екатерина 27%А 9%А 46%А 0%А 67%Б 40%А 40%А 50%А
7 Ксения 9%А 9%А 31%А 33%А 17%А 20%А 20%А 25%А
8 Пётр 41%А 18%А 54%Б 50%А 67%Б 80%В 0%А 50%А
9 Татьяна 50%А 18%А 31%А 33%А 67%Б 40%А 0%А 38%А
 10 Никита 59%Б 45%А 23%А 83%В 67%Б 30%А 20%А 50%А
11 Антон 32%А 27%А 31%А 50%А 17%А 20%А 60%Б 50%А
12 Алина 50%А 36%А 46%А 83%В 83%В 60%Б 80%В 50%А
13 Руслан 55%Б 73%Б 23%А 83%В 67%Б 40%А 20%А 50%А
14 Михаил 73%Б 36%А 62%Б 83%В 100%В 100%В 60%Б 50%А
15 Сергей 64%Б 45%А 38%А 67%Б 83%В 80%В 40%А 38%
16 Дарья 86%В 55%Б 46%А 83%В 100%В 80%В 80%В 62%Б
17 Виктория 80%В 45%А 23%А 83%В 100%В 40%А 40%А 50%А
18 Александ 42%А 27%А 38% 33%А 50%А 20%А 0%А 50%А
19 Ольга 36%А 18%А 23%А 33%А 50%А 20%А 80%В 50%А
20 Данил 45%А 18%А 38%А 67%Б 83%В 40%А 80%А 50%А
21 Дмитрий 73%Б 36%А 38%А 67%Б 83%В 40%А 40%А 38%А
22 Варя 64%Б 27%А 46%А 67%Б 83%А 80%В 60%Б 38%А
23 Ксюша 18%А 36%А 31%А 67%Б 33%А 60%Б 40%А 38%А
24 Вика 64%Б 45%А 38%А 67%Б 67%Б 80%Б 20%В 50%А
25 Наташа 64%Б 55%Б 31%А 64%Б 83%Б 60%Б 60%Б 12%А
26 Ангелина 27%А 27%А 38%А 0%А 33%А 20%А 20%А 38%А
27 НикитаЛ 41%А 36%А 38%А 0%А 33%А 60%А 60%Б 50%А
28 Дарья П 45%А 45%А 23%А 50%А 50%А 60%Б 0%А 25%А
29 Юлия 68%Б 45%А 54%Б 100%В 83%В 100%В 0%А 38%А
30 ИРина 68%Б 55%Б 38%А 67%Б 83%В 80%В 80%В 50%А
31 Андрей 82%В 73%В 46%А 83%В 100%В 80%В 60%Б 25%А
32 Миша С 27%А 18%А 23%А 33%А 33%А 20%А 0%А 38%
33 Иван 14%А 55%Б 54%Б 50%А 33%А 60%Б 0%А 50%А
34 Денис 18%А 27%А 31%А 17%А 33%А 20%А 20%А 25%А
35 МАксим 23%А 9%А 15%А 0%А 33%А 0%А 0%А 25%А
36 Алёна 50%А 18%А 8%А 83%А 50%А 40%А 20%А 38%А
37 Влад 77%Б 18%А 23%А 50%А 100%В 80%В 40%А 12%А
38 Настя 59%Б 45%А 46%А 67%Б 100%В 80%В 40%А 25%А
39 Катя 36%А 45%А 25%А 50%А 33%А 60%Б 20%А 25%А
40 Лиза 45%А 36%А 23%А 67%Б 67%Б 20%А 20%А 50%А
41 Яна 45%А 36%А 46%А 83%В 50%А 80%В 40%А 25%А
 
 

Таблица 3 Результаты исследования школьной тревожности (тест Филипса) после коррекции 

Имя ученика Общая тревожность Переживание соц. стресса Фрустрация в достиж успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответст. окруж Низкая сопритивл. стрессу Проблемы и страхи с учителями
1 Саша 9%А 27%А 23%А 17%А 33%А 20%А 0%А 50%А
2 Тимур 0%А 9%А 23%А 05%А 0%А 0%А 0%а 38%А
3 Павел 32%А 27%А 23%А 17%А 40%А 0%А 0%А 40%А
4 Мария 27%А 25%А 38%А 23%Б 35%А 35%Б 0%А 40%А
5 Наталья 25%А 40% 38%А 33%Б 45%Б 50%А 50%А 45%А
6 Екатерина 27%А 9%А 46%А 0%А 45%А 40%А 40%А 23%А
7 Ксения 9%А 9%А 31%А 33%А 17%А 20%А 20%А 25%А
8 Пётр 35%А 18%А 30%А 42%А 50%А 50%А 0%А 45%А
9 Татьяна 40%А 18%А 31%А 33%А 50%А 40%А 0%А 38%А
 10 Никита 43%А 45%А 23%А 50%А 45%А 30%А 20%А 50%А
11 Антон 28%А 27%А 31%А 50%А 17%А 20%А 46%А 35%А
12 Алина 38%А 36%А 40%А 50%А 45%А 50%А 60%Б 40%А
13 Руслан 55%Б 60%Б 23%А 75%Б 60%Б 40%А 20%А 50%А
14 Михаил 57%Б 36%А 62%Б 70%В 75%В 65%Б 50%А 45%А
15 Сергей 50%А 45%А 38%А 45%А 50%А 60%Б 40%А 38%
16 Дарья 55%Б 55%Б 46%А 60%Б 58%В 70%В 65%Б 50%Б
17 Виктория 60%Б 45%А 23%А 60%Б 75%Б 40%А 40%А 40%А
18 Александ 30%А 27%А 38% 33%А 40%А 20%А 0%А 35%А
19 Ольга 3о%А 18%А 23%А 33%А 50%А 20%А 60%Б 35%А
20 Данил 25%А 18%А 38%А 35%А 40%А 30%А 46%А 30%А
21 Дмитрий 43%А 36%А 38%А 46%А 55%Б 35%А 30%А 25%А
22 Варя 45%А 27%А 40%А 35%А 50%А 50%А 45%А 30%А
23 Ксюша 18%А 36%А 31%А 59%Б 33%А 50%А 40%А 38%А
24 Вика 50%А 45%А 38%А 45%А 50%Б 50%Б 20%В 40%А
25 Наташа 55%Б 50%Б 31%А 60%Б 60%Б 56%Б 45%Б 12%А
26 Ангелина 25%А 27%А 30%А 0%А 33%А 20%А 20%А 35%А
27 НикитаЛ 30%А 36%А 38%А 0%А 33%А 50%А 45%Б 45%А
28 Дарья П 35%А 40%А 23%А 35%А 30%А 50%Б 0%А 15%А
29 Юлия 50%Б 40%А 50%Б 75%В 70%Б 65%Б 0%А 30%А
30 ИРина 55%Б 45%Б 30%А 55%Б 65%Б 60%Б 55%Б 40%А
31 Андрей 55%Б 60%Б 40%А 65%Б 80%В 70%Б 50%А 20%А
32 Миша С 20%А 18%А 23%А 33%А 33%А 20%А 0%А 25%А
33 Иван 10%А 35%Б 40%Б 45%А 33%А 40%Б 0%А 40%А
34 Денис 18%А 27%А 31%А 17%А 33%А 20%А 20%А 25%А
35 МАксим 23%А 9%А 15%А 0%А 33%А 0%А 0%А 25%А
36 Алёна 30%А 18%А 8%А 60%Б 40%А 30%А 20%А 25%А
37 Влад 45%А 18%А 23%А 50%А 75%Б 65%Б 30%А 12%А
38 Настя 40%А 40%А 36%А 37%А 70%Б 60%Б 40%А 25%А
39 Катя 30%А 40%А 25%А 43%А 30%А 50%А 20%А 20%А
40 Лиза 35%А 36%А 23%А 27%А 50%А 20%А 20%А 35%А
41 Яна 30%А 26%А 30%А 50%А 40%А 60%Б 30%А 20%А

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности