Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.
Объект исследования: состояние тревожности личности подростков.
Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности
1.1 Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6
1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10
1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14
2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности
2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24
2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26
2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29
3. Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности
3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..37
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

КУрсовая Италмасовой А.Р..doc

— 977.00 Кб (Скачать)

 Возбуждением управляет автономная нервная система. Её симпатический отдел активирует возбуждение, заставляя надпочечные железы высвобождать стрессовые гормоны: адреналин и  норадреналин. Повышение их уровня увеличивает частоту биения сердца, кровяное давление и уровень содержания сахара в крови. Когда опасность проходит, парасимпатические нейроузлы вступают в действие, успокаивая организм. И после прекращения действия парасимпатического отдела высвобождение стрессовых гормонов задерживается на определённое время, поэтому высвобождение спадает постепенно. Продолжительное возбуждение, вызванное постоянным стрессовым состоянием, изнуряет организм. Однако во многих ситуациях оно может быть адаптивным. Слишком малое возбуждение может быть также губительным, как и чрезмерно высокие уровни возбуждения.

 Когда возбуждение уверенное, хотя показатели успешной деятельности обычно увеличиваются, уровень возбуждения для оптимальных показателей зависит от разных задач. При решении лёгких задач пиковые показатели появляются при относительно высоком возбуждении, которое способствует доминантной, обычно правильной реакции. При решении более сложных задач оптимальное возбуждение значительно ниже. Например, пассажиры в самолёте, чувствующие большую тревогу во время полёта, а пилоты в таких же условиях спокойны. Пилоты находятся на рабочем месте, привычном для них месте. Если неуверенных пассажиров научить расслабляться перед полётом, то это поможет им добиться лучших результатов.

  Тревожный человек переживает сжимающее ощущение в груди и комок в   животе. Возмущающийся  человек может чувствовать испарину под воротничком и давящее внутренне напряжение. Сексуально возбуждённый будет ощущать генитальную реакцию. Несмотря на похожее возбуждение, испуганные и разозлённые люди также выглядят  парализованными от страха и готовыми взорваться. Зная это, можно точно определить некоторые отличительные физиологические указатели каждого вида эмоций. Страх и ярость иногда сопровождаются температурой пальца и разными гормональными секрециями. За разные эмоции отвечают разные мозговые цепи.

  Ели люди ощущают отрицательные эмоции, то правое полушарие головного мозга становится электрически активным. Левое полушарие активируется при обработке положительных эмоций. У некоторых людей левая лобная доля проявляет большую активность, чем правая. Такие люди более весёлые и менее подвержены испугу или депрессии, чем те, у которых более активная правая лобная доля. [6,с.534 ]

 Итак, мы  рассмотрели физиологические основы эмоций, в частности, образования тревоги и страха, которые влияют на психологическое состояние личности, увеличивая или уменьшая адаптацию в социуме. 

1.2 Психологические основы проблемы тревожности 

Современные исследователи так определяют понятие  состояния тревожности

      Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».[36]

Различают тревожность как эмоциональное  состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянное или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». [21,с.287]

    По определению А.В. Петровского, тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».[35,с.178]

       Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией. Личностная тревожность является стабильным свойством личности. Также были разработаны методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

    Исследователи состояния тревожности связывают ситуативную тревожность с конкретной внешней ситуацией. Личная тревожность является постоянным свойством личности. Для анализа методов состояния тревожности используется результат взаимодействия личности и её окружения.

    Некоторые исследователи дают определения  тревожности как определённого  состояния индивида в ограниченный момент времени, в тоже время это устойчивое свойство любого человека. Состояние тревожности исследователи рассматривают, различаясь в точках зрения. Они утверждают, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Состояние тревожность  связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, которые обуславливаются постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.[3]    

Понятия тревоги и страха принято различать. Страх - реакция на вполне определенную угрозу, объект, который выражается словами "я боюсь того-то". Тревога - безобъектный страх, который выражается словами "я боюсь, тревожусь". "Если мы воспользуемся определением Фрейда, что страх является сигналом опасности, то тогда следует пояснить, какая угроза или угрозы вызывают чувство страха. Поэтому необходимо различать внутренние или внешние раздражители.  Действительно ли они представляют угрозу, происходит ли это на самом деле или это человек фантазирует.[2,с.531]

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека, приходящее в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, считает Т.А. Немчин. [22,с.63] 
Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги. Она характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно- психических и тяжелых соматических заболеваниях. Уровень тревожности высок у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. [32,с.16] 
М. З. Неймарк заметила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели.[23,с69 ]

  З. Фрейд подметил, что тревога играет роль сигнала, который предупреждает «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.[40,с.30 ]

В. М. Астапов  утверждает, что состояние тревоги предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует индивиду об этом. Поисковая направленность тревоги характеризуется с содержательной стороны, фиксацией внимания на «стрессовых элементах» среды, а с динамической – длительностью и устойчивостью. Активность появляется в поисковой деятельности навстречу угрожающему объекту, есть путь уменьшения тревоги – условного определения опасности.[4]

Тревожность – черта личности, характеризующая, эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. [35,с.178] Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека. [16,с.67 ]. Как устойчивая черта личности – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей [8,с.52] (4). Поведенческие проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.

     В зарубежной психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности.

К. Хорни  показывает, что главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами. Они являются результатом неправильных человеческих отношений. При помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности бесконечны, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления. [23,с.40]

С. Салливен считает, что тревожность определяет развитие личности. [4]. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится «центральной потребностью» и определяющей силой его поведения. [39,с.404 ]

Э. Фромм  размышляет о состоянии повышенного дискомфорта иначе. В эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме. Человек существовал в естественных условиях, потому что он не был «отчужден» от вещей, от природы, от людей. [41,с.330].  
   
Человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги. Создаются такие условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие. Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. К таким же результатам может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. Общество рассматривается как враждебное. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому не верит в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству. [1,с.154 ]

    Таким образом, тревожность основана на реакции  страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные  с сохранением целостности организма. Авторы не делают различия между беспокойством  и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая может однажды вызвать у подростка страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх.  

1.3 Коррекция тревожности личности методом арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвистического программирования. 

  Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.»[38,с.9]

Одним из эффективных методов психокоррекции является арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. 
Существуют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерного для арттерапии.
Основной целью коррекционных занятий арттерапией стала  проработка мыслей и чувств, вызывающих тревожность. Ведь иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. Здесь приходят в действия два механизма.[27,с.127]

Первый  механизм состоит в том, что искусство  позволяет в особой символической  форме реконструировать конфликтную  травмирующую ситуацию.  Найти ее  можно через изменение этой ситуации на основе  способностей  субъекта. 
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие  отрицательных  к положительным эмоциям. [26,с.162].

Нами  был использован проективный  рисунок для коррекции состояния тревожности. Темы были различные: «Мои страхи», « Я выступаю на сцене», « Я счастлив».

Были  проведены групповые занятия, где  подростки сначала рисовали по определённой тематике, затем представляли себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выказать свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. На рисунках они давали выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивали свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. [11,с.129 ]

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности