Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.
Объект исследования: состояние тревожности личности подростков.
Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности
1.1 Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6
1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10
1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14
2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности
2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24
2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26
2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29
3. Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности
3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..37
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

КУрсовая Италмасовой А.Р..doc

— 977.00 Кб (Скачать)

2.3 Результаты математической статистики, их  качественная и количественная интерпретация результатов уровня тревожности 

      Для обработки эмпирических данных используем Т-критерий Вилкоксона, используя гипотезу: 

H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Проверка  статистических данных  теста Филипса  по методу Т- критерия Вилкоксона даётся в таблице 5, Приложение А.

Результат: TЭмп = 9.5 Критические значения T при n=41 р≤ 0.01 252 р≤0.05 302

Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости, то есть различия в данных, полученных до и после коррекционных занятий. Уровень тревожности испытуемых заметно снизился.

Таким образом, полученный в результате эксперимента сдвиг уровня тревожности статистически  значим. В результате проведённой  коррекции тревожность испытуемых понизилась статистически верно.

            Статистика данных ситуативной тревожности до и после коррекции по методике Спилберга.

Результаты  математической статистики ситуативной  тревожности по методике Спилберга  до и после коррекции показаны в таблице 12. Приложение Б.

Результат: TЭмп = 6  Критические значения T при n=31  р≤ 00.1  130  р≤0.05  163. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

Полученный  в результате эксперимента сдвиг  уровня ситуативной тревожности  статистически значим. В результате проведённой коррекции тревожность  испытуемых понизилась статистически  верно.

Результаты математической обработки по Т-критерию Викоксона данных личной тревожности по методике Спилберга показаны в таблице 13, Приложения В.

Результат: TЭмп = 64 Критические значения T при n=35  р≤0.01 173  р≤0,05 213

Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

Полученный  в результате эксперимента сдвиг  уровня личностной тревожности статистически  значим. В результате проведённой  коррекции тревожность испытуемых понизилась статистически верно.

Математическая  статистика по Личной шкале тревожности Тейлора показана в таблице 16, Приложение В.

Результаты  показали, что TЭмп = 36 Критические значения T при n=41 р≤0.01 252 р≤0.05 302

Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Значит, различия существуют между показателями до и после коррекции.

  Таким  образом, проведенная математическая  обработка эмпирических данных  показала, что значения Т-критерия  по всем диагностическим методикам  находится в зоне значимости, то есть результаты до и  после коррекции различаются. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности                                        

    3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций

    Анализ результатов коррекционной работы свидетельствует, что влияние смены позиции становится более эффективным при максимальной открытости, объяснении смысла поведения в той или иной ситуации, а также раскрытии имеющихся у них трудностей и способов их преодоления.

Важным  моментом в работе по профилактике и преодолению тревожности является снятие внутренних зажимов, обретение двигательной свободы, пластики движений, которые можно выработать с помощью преподавателей соответствующих дисциплин.

Для повышения  эффективности коррекционной работы во многих случаях требуется дополнительная «терапия среды», как семейной, так и общественной.

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической  работы. Во всех случаях требуется  введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, в случае необходимости — некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов. В профилактике и преодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечение подростка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения. Предлагается тревожным личностям:

1. Применять  в повседневной жизни техники  релаксации и НЛП. Продолжить  знакомство с техниками НЛП  в целях расширения возможностей  применения в жизненных ситуациях.

2. Думать  только позитивно, создавать ситуации  положительных результатов.

3. Адекватно  реагировать на различные негативные  ситуации.

4. Следить  за речью, её позитивной направленностью,  действенной силе слова.

5. Всегда  быть готовым к переменам, потому  что жизнь не стоит на месте:  все течёт, всё изменяется.

6. Всегда  брать ответственность за свои поступки, поощрять себя за достигнутые результаты.  

                                               
 
 
 
 
 
 

                                                
 

                                                    

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Данная  работа была посвящена изучению психологических механизмов коррекции состояния тревожности личности. В связи с этой проблемой было отслежено влияние организации психокоррекционной работы на уровень тревожности. Была предпринята попытка выявить взаимосвязь между организацией психокоррекционной работы и динамикой уровня тревожности и страхов у подростков.

     Теоретический анализ научной литературы свидетельствует, что состояние тревожности – это склонность личности переживать страх, а это часто приводит к нервным заболеваниям. В нервной системе происходят мышечные зажимы, приводящие к эмоциональному напряжению состояние личности. А это,  в свою очередь, влияет на деятельность личности. На физиологические факторы образования состояния тревожности обратили внимание Изард Э., Имеладзе И., Баранова С., Хорни К. и другие. Также рассмотрены психологические основы тревожности. Этому уделили внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи: В.Астапов, М. Неймарк, З. Фрейд, А.Прихожан и другие. Тревожность – это устойчивое свойство личности, склонность к тревоге и страху. Различают ситуационную и личностную тревожность, которая может находиться на высоком, низком и среднем уровне. Оптимальный уровень может способствовать нормальному существованию личности в социуме.

       Кроме того, многочисленные источники  полагают, что коррекционная работа  будет эффективна, только если  она опирается на основные  принципы психокоррекционной работы: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития. Использованные методы коррекции, такие как арттерапия, техники релаксации и нейролингвистического прогаммирования, оказали эффективное воздействие на личность подростков. Проведенные нами мониторинговые исследования свидетельствуют о снижении уровня тревожности и подростков после проведения коррекционных занятий. Коррекционные мероприятия помогли подросткам в изменении отношения к себе и окружающему миру. Когда человек желает чего-то, что определенно лучше, это работает на увеличение его шансов получить желаемый результат, но в то же время, понижает шансы пережить снова то, что есть сейчас. Стремление к позитивному результату позволяет избежать того, чего человек хочет избежать, и удалиться от того, от чего хочет удалиться. Это также позволяет ему идти только к одному результату, вместо многих. Это позволяет вместо того, чтобы палить в темноту, иметь конкретный результат, на котором можно сосредоточиться. И, наконец, это позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы в одном направлении. Поэтому, если человек хочет яркое и светлое будущее, он должен стремиться к позитивному результату.

     Проведённые эмпирические данные свидетельствуют, что количество подростков с высокой  тревожностью заметно снизилось, а количество подростков со средним уровнем тревожности возросло, по трём методикам оно составило 88%, остальные 12% подростков нуждаются в индивидуальной коррекционной работе, при этом необходимы ещё и консультации для родителей.

    Для подтверждения результатов снижения тревожности была проведена математическая обработка данных методом Т-критерия Вилкоксона. По проведенным диагностикам уровня тревожности Филипса, Спилберга, Тейлора полученные значения находятся в зоне значимости, что подтверждает различия между показателями до коррекционных занятий и после. Они имеют тенденцию к снижению высокого уровня состояния тревожности у испытуемых.

     На  основании полученных данных можно  сделать следующие выводы:

     1. Высокий уровень тревожности подростков обусловлен либо семейными отношениями, либо депривацией, сформировавшейся в раннем детском возрасте.

     2. Организация психокоррекционной  работы в соответствии с основными  принципами разработанными исследователями  способствует коррекции тревожности подростков.

     3. В результате коррекционной работы  с использованием методов арттерапии, техник релаксации и нейро-лингвистического программирования произошло снижение высокого уровня тревожности .

     Гипотеза  исследования подтвердилась - организация  психокоррекционной работы, в соответствии с основными принципами, существенным образом снижает уровень тревожности.

     На  основании полученных данных были разработаны  следующие рекомендации:

     1. С высоко тревожными личностями целесообразно индивидуально заниматься.

     2. Целесообразно проводить с тревожнымии беседы с анализом состояние тревожности.

     3. Проводить групповые коррекционные  занятия, на которых бы происходила  ориентация личности на позитивное  восприятие окружающей действительности.

     4. Проводить консультации для родителей тревожных личностей с целью выявления причин, вызывающих состояние тревожности.

     Таким образом, задачи, поставленные перед  нами, выполнены, гипотеза доказана.

                                   
 
 
 
 
 
 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. «Деловая книга». Издательский центр «Академия», М: 1995.-154 с.

2.  Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления ЗАО МГ Менеджмент. М:1998. - 531с.

3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности». Психологический журнал №2 1997.

4. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Психологический журнал, 1992.  -№5. 
5. Баранова С.В. Настроение здоровья. Единение. 2008 г- 23с.

6. Бенсон Г.Чудо релаксации. Издательство: АСТ Год: 2004 - 140 с.

7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Просвещение, М.: 1988.–   207с.

 8. Гришин В.В., Лужин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе.  М: 1992. –52с.

 9. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? – М: 1989. - 47 с.

10.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. Просвещение. М: 1993.- 234с.

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности