Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.
Объект исследования: состояние тревожности личности подростков.
Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности
1.1 Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6
1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10
1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14
2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности
2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24
2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26
2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29
3. Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности
3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..37
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

КУрсовая Италмасовой А.Р..doc

— 977.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) 

                    Специальность 030301 Психология

                    Специализация – Организационная психология 
 
 

                               Италмасова Альфия Рамильевна

                              

                                   КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 
 
 
 

            Психологические механизмы коррекции состояния

             тревожности   личности

                                           

                                             

                                                      
 

                                                                                     

    Научный  руководитель 

                                                            
 
 
 
 

                                                      
 

                                                 

                                                     Уфа 2012 год 

                                               Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности

1.1  Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6

1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10

1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14                                                                                              

2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности

2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24

2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26

2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29

3. Практические рекомендации  для  личностей  по снятию уровня  состояния  тревожности                                        

3.1 Рекомендации  для тревожных личностей по  коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………..37

Приложения……………………………………………………………….......40

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ 

     Эмоции  страх и тревожность являются наиболее опасными из всех отрицательных. Исследования, посвящённые страху и тревожности, создают основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций.

     Изучение  тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.

     Теоретическую основу исследования составили работы, имеющие прямое или косвенное  отношение к проблеме тревожности. Это труды Дж. Аткинсона, Л.И. Божович, А.И. Захарова, В.С. Мерлина, Т.А. Нежновой, Е.С. Новиковой, А.М. Прихожан, Ч. Спилберга, Л.И. Уманского, Б. Филлипса, З. Фрейда, Ю.Л. Ханина, К. Хорни и других.

     Актуальность исследования проблемы определяется тем, что с возрастом меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру. В большинстве случаев страхи возникают по вине родителей или устоявшихся стереотипов, задача психолога - предупредить возможность их проявления и оградить тревожных от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или чрезмерной опекой. Переживание страхов следует отличать от состояния тревоги. В отличие от страхов тревога - это переживание определенной и не ясной опасности. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх и тревога не редко встречаются вместе.

Объект  исследования: переживание страхов и тревожности подростков.

Предмет исследования: особенности психокоррекционной работы  с состоянием тревожности у подростков.

Исходя  из актуальности проблемы, была определена цель курсового исследования: определить влияние организации психокоррекционной работы на уровень тревожности подростков.

Задачи данной курсовой работы:

Обобщить  теоретический материал по проблеме возникновения тревожности у личности.

Провести  исследования по влиянию организации  психокоррекционной работы на тревожность у подростков.

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.

Объект  исследования: состояние тревожности личности подростков.

Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: проведено комплексное эмпирическое исследование уровня тревожности подростков; установлено влияние психологических механизмов коррекции на уровень тревожности личности; на выборке  подростков  эмпирически подтверждены положения, что психокорекционная работа влияет на понижение уровня тревожности личности

Практическая  значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в психологическом сопровождении подростков в коррекционной работе. Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по психологии личности, психологии развития и возрастной психологии.

  Гипотеза исследования. При организации психокоррекционной работы в соответствие с основными принципами: единства диагностики и коррекции, комплексного подхода,  произойдет снижение уровня тревожности у личности.

     В данной курсовой работе изучено влияние  организации психокоррекционной работы Гайской школе №4 Оренбургской области в восьмых классах. В курсовой работе использованы данные диагностического исследования, проведена психокоррекционная работа в школе и сделан анализ результатов на уровень тревожности у подростков. 
 
 
 
 
 
 

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 

                    1 Теоретическое обоснование проблемы СОСТОЯНИЯ тревожности 

1.1   Теоретические основы физиологии эмоции тревожности

  

   Эмоции (от лат. emovere) – возбуждать, волновать – психическое переживание (гнев, страх, радость), возникающее у человека или животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. [31,с.585 ]  

       Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».[32,с.386 ]

     Состояние тревоги не всегда можно расценить  как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации  потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает  скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

     В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую: мобилизующая даёт дополнительный импульс, расслабляющая – парализует человека. 

     Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще, - во многом зависит  от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

     Единичные, т. е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в  устойчивое состояние, которое и  получило название «тревожность». При  этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

     Э. Изард определяет понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

     Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

     Эмоцию  страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи  и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами.[9,с.125 ]

   П.Бард показал, что телесные  и эмоциональные переживания,  связанные с ними возникают  почти одновременно, а из всех  структур головного мозга собственно  с эмоциями более всего функционально гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах Х. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх. [20,с.56 ]

 Положительные  и отрицательные эмоции радость,  восторг, удивление, печаль,  неотделимы  от человеческой деятельности. Биологическая теория эмоций даёт этому объяснения: положительная эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и  направляют на поиск новых приспособительных действий. [30,с.67 ]

Тревожность является чрезвычайно интересной проблемой из-за своей тесной связи с физиологическими процессами. Она часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и неосознанной проблемы.[43,с174 ]                            

     По мнению И.В. Имеладзе, состояние тревоги связано с предчувствием фрустрации.  Тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. [12,с.57]

    Необходимо обратить внимание, что центральной нервной системе происходит непрерывный приём информации о состоянии периферии. Вся скелетная мускулатура имеет своё «представительство» в определённых участках центральной нервной системы. Хроническое закрепощение тех или иных групп мышц создаёт очаги застойного возбуждения в соответствующих конгломератах нейронов. Постоянное возбуждение нейронов приводит к их истощению, дисфункции и нарушению взаимодействия с соседними структурами. Такая нервная система вряд ли может служить основой для гармоничного и адекватного человека. Изменения в работе ЦНС, в первую очередь эмоциональная напряжённость, сами по себе приводят к неконтролируемым мышечным зажимам. Создаётся ситуация, известная в патофизиологии как патологический замкнутый круг – центральная нервная система напрягает скелетную мускулатуру, а та, в свою очередь, ещё больше напрягает центральную нервную систему. Таким образом, происходит мышечная скованность, зажатость плечевого пояса, голова, ушедшая в плечи. И чтобы эта зажатость исчезла, необходимо научиться расслаблять скелетную мускулатуру, тем самым позитивных изменений в физиологических системах.[5,с.23 ] 

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности