Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.
Объект исследования: состояние тревожности личности подростков.
Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности
1.1 Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6
1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10
1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14
2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности
2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24
2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26
2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29
3. Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности
3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..37
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

КУрсовая Италмасовой А.Р..doc

— 977.00 Кб (Скачать)

      В первой главе был произведён теоретический анализ физиологического происхождения состояния тревожности, его влияние на внутреннюю систему организма и отражение в деятельности человека, его поступках. Этому вопросу уделили внимание такие учёные как Э. Изард, И. Имеладзе, С. Баранова. Также дано освещение теоретического обоснования состояния тревожности. А. Прихожан, З.Фрейд, К. Хорни, А Петровский и другие учёные с различных точек зрения показали влияние состояния тревожности на самооценку личности, на её взаимоотношения с окружающим миром. На личность влияет как высокий уровень тревожности, так и низкий. Оптимальным считается только естественное состояние, которое необходимо для полноценного существования человека в обществе.

Показаны техники коррекции проблемных эмоций, состояния тревожности, их воздействие на психику человека, на физиологическое воздействие. Проведена коррекция с целью изменения эмоционального состояния испытуемых, которые осознали, что отрицательные эмоции разрушают человека, приносят боль и страдания, положительные - приносят радость, блаженство, дают возможность самосовершенствоваться. Надо только научиться управлять своим мозгом и изменяться в позитивном направлении. Методы нейролингвистического программирования оказались эффективными, так как они помогли проникнуть в самую сущность человека, пережить негативные и позитивные эмоции, сравнить их и выбрать лучшее, комфортное состояние, дающее заряд бодрости духа, решение изменить свои состояния, сделать их более жизненным, оптимистичным. Когда человек желает чего-то, что определенно лучше, это работает на увеличение его шансов получить желаемый результат, но в то же время, понижает шансы пережить снова то, что есть сейчас. Стремление к позитивному результату позволяет избежать того, чего человек хочет избежать, и удалиться от того, от чего хочет удалиться. Это также позволяет ему идти только к одному результату, вместо многих. Это позволяет вместо того, чтобы палить в темноту, иметь конкретный результат, на котором можно сосредоточиться. И, наконец, это позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы в одном направлении. Поэтому, если человек хочет яркое и светлое будущее, он должен стремиться к позитивному результату. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2 Экспериментальное исследование состояния тревожности личности

                2.1 Методы диагностики уровня тревожности  

     Для диагностики уровня тревожности  были использованы методики Филипса  и Спилберга – Ханина и Личностной шкалы тревожности Тейлора.

 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Цель  методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков. Тест состоит из 58 вопросов. Тест зачитывается испытуемым, которые выбирают ответы «Да» или «Нет», Приложение А

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное  состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное  состояние ребенка, на фоне которого развиваются его контакты со сверстниками.

Фрустрация  потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные  переживания ситуаций, сопряженных  с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги  в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая  физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость  ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы  и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.[37]

               Методика «Исследование тревожности» Спилберга.

 Методикой,  позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергом. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным, Приложение В.  

У каждого  человека существует свой оптимальный, или желательный,  уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния  в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге. Она предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,

нервозностью. Это состояние возникает как  эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать

угрозу  своей самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и  реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Методика  дифференцировано измеряет тревожность и как личностное свойство, и как реактивное. Методика предложена Ч. Д. Спилбергом. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.  [42] Опросник  в Приложении Д.

                 Методика «Личностная шкала проявления тревоги»

Методика  Дж. Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова показана в Приложение В.

      Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Испытуемым  необходимо распределите карточки на две группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут. [37]

     При организации коррекционной работы были созданы условия для возникновения доверия, взаимопонимания, а также использования основных принципов: единство диагностики и коррекции развития единство коррекции и развития.

     Диагностическое обследование позволило раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами.

     Таким образом, представленные диагностические  методики дают возможность выявить  уровень тревожность личности, а  также проследить взаимосвязь между полученными эмпирическими данными. 

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования 

    Результаты диагностики тревожности по методике Филипса.

Первичные результаты до коррекции в таблице 1.Приложение А .  После коррекции по тесту Филипса в таблице 2, Приложение А. Общие  результаты уровня тревожности в процентном отношении до коррекции и после коррекции по выборке теста Филипса в таблице 4, Приложение А

Данные  таблицы показывают, что до коррекции 35 человек, 61%, то есть подростки соответствуют ожиданиям окружающим, у них нормальная сопротивляемость стрессу, адекватно реагируют на тревожный фактор. После коррекции таких подростков возросло, что составило 90%. Уровень тревожности более 50 баллов показывает, что таких подростков до коррекции было 16 человек, то есть 39%, они переживают в ситуации проверки знаний, в оценки своих результатов, низкую демонстрацию своих способностей, у них низкая сопротивляемость стрессу. После коррекции количество таких подростков стало 4 человека, то сеть 10%. Этим подростками требуется индивидуальная коррекционная работа по повышению уровня тревожности.

 Результаты  эмпирических данных по методике  Спилберга.

Первичные данные покажем в таблице в таблице 4, Приложение Б – до коррекции, в таблице 6, таблице 7 – после коррекции, Приложение Б.

 Результаты в процентном отношении уровень ситуативной тревожности Спилберга до и после коррекции коррекции в таблице 9.

У каждого  человека существует свой оптимальный, или желательный,  уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Таких подростков 26 человек, 63%. Данные показывают, до коррекции высокая тревожность была у 12 испытуемых, что составляло 29%. Эти подростки испытывают беспокойство, нервозность, озабоченность. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Можно предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. С вязкой тревожностью 3 человека,7%, что говорит о слишком спокойном отношении к своим действиям. После коррекции их число стало меньше, 2 человека,5%. Подростков с высокой тревожностью уменьшилось наполовину- 88%. Таким образом, существует различие между эмпирическими данными до и после коррекции.

Далее рассмотрим результаты исследования личностной тревожности по методике  Спилберга в таблице 10, Приложение Б.

Покажем эти  данные в таблице 11, Приложение Б в процентном отношении. 

Как показывают данные, подростки с высокой тревожностью составляют 29%,т.е 12 человек с ситуативной тревожностью. Эти подростки опасаются, тревожатся по поводу своей самооценки, самоуважения. После проведенной коррекции количество заметно снизилось и снизился уровень ситуативной тревожности до 7% т.е, 3 чел. Личная тревожность имела такую же тенденцию к понижению уровня тревожности с 7% до 0%. Таким образом, коррекционные занятия повлияли на уровень тревожности. Он понизился.

Результаты  методики Личная шкала тревожности Тейлора показаны в таблице 14, Приложение В.

Покажем эти данные в процентном отношении в таблице 8, Приложение В.

Данные  Личной шкалы проявления тревоги  показывают, что очень высокая  тревожность до коррекции составила 34%, 14 человек. Высокая тревожность  у 9, 21%, средний уровень тревожности 18 человек, 43%. После проведения коррекционных занятий уровень очень высокой тревожности снизился до 0. Высокая тревожность все же проявилась у 7человек, 28%. Средний уровень стал у 34 человек, что составило 82%. Эмпирические данные показали, что коррекционные занятия снизили уровень тревожности у большинства тревожных подростков. Дальнейшее снижение возможно при дальнейшей работе, проведению индивидуальной работы.

  Сравним уровень состояния тревожности по трём методикам на рисунке 1.

 Рисунок 1 Сравнение уровня тревожности после коррекции

 Как  видим, средний уровень тревожности  по трём диагностическим методикам  после коррекции возрос, он составил 90%, 88%, 95%, 82%. И уменьшился уровень  высокой тревожности от 0 до5%. Это  значит, количество подростков с  высокой тревожностью уменьшилось. На них повлияли коррекционные занятия.

     Таким образом, эмпирические данные показали, что существуют различия в процентных отношениях до и после коррекционных занятий. Высокий уровень тревожности снизился. По методике Филипса снизился на 27%, по методике Спилберга ситуативная тревожность на 22%, личная тревожность на 24%, по методике Тейлора очень высокая тревожность - на 34%. Обработаем эмпирические данные математическим методом для подтверждения полученных различий в показателях. 

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности