Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение тревожности и выявление психологических механизмов состояния тревожности личности.
Объект исследования: состояние тревожности личности подростков.
Предмет исследования: психологические механизмы коррекции состояния тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое обоснование проблемы состояния тревожности личности
1.1 Теоретические основы физиологии состояния тревожности………………6
1.2 Психологические основы проблемы тревожности.........................................10
1.3 Коррекция тревожности личности методами арттерапии, техниками релаксации и нейро-лингвисттческого программирования. ……………………14
2. Экспериментальное исследование состояния тревожности личности
2.1 Организация диагностического исследования…………………………….24
2.2 Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных……………………………………………………………………………….26
2.3 Результаты математической количественной и качественной обработки данных и их влияние на состояние тревожности личности……………………..29
3. Практические рекомендации для личностей по снятию уровня состояния тревожности
3.1 Рекомендации для тревожных личностей по коррекции проблемных эмоций……………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..37
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

КУрсовая Италмасовой А.Р..doc

— 977.00 Кб (Скачать)

Для того чтобы использовать техники релаксации, испытуемых обучили приёмам расслабления. Находиться в спокойном месте, где бы никто не отвлекал. Сосредотачиваться на постоянном повторении слов или предложений. Для сосредоточения выбирать какой—либо предмет и пристально на него смотреть. Если выбрано слово, то его необходимо повторять про себя или вслух. Также следить за ритмичным дыханием. Необходимо пассивно относиться к мыслям, которые блуждают и не поддаются контролю. Расположиться удобно, чтобы полностью расслабиться.[6,с140]

Для снятия мышечного  и эмоционального напряжения подростки были обучены релаксационным упражнениям.

Первый вид упражнений: снижение мышечного напряжения

В упражнении «Скульптура» частники разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию скульптор лепит из «глины» скульптуру. Это может быть человек, который ничего не боится. Человек, который всем доволен. Это человек, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может  предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

Упражнение  «Драка» помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. Участники должны представить, что они поссорились. Им необходимо сжать кулаки, затаить дыхание, до боли вдавить пальцы в ладони. Далее выдохнуть и расслабиться. Затем встряхнуть руками. Им предстоит ответить на вопрос, почувствовали ли они облегчение.[17,с.123]

Второй вид упражнений -  упражнения на повышение самооценки.

В упражнении «Царская семья»  участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». 

Первая подгруппа представляет семью царя; Вторая подгруппа - семью всемирно известного ученого; Третья подгруппа - семью «новых русских»; Четвёртая подгруппа - семью кинозвезды. Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать,  кто   «изображен»   на «фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость

 Третий  вид: отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Упражнение «Я-президент» проводится по кругу. Каждый  участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека, например, президента или Гарри Поттера. Далее он произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя. Остальные участники пытаются отгадать имя героя. Затем после проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник озвучивает те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения. [18,с.104]

Здесь приводится составленная нами одна из техник, проведённая во время занятий. Она называется « Полёт к звёздам».

 Вы  занимаете удобное положение.  Закрываете глаза. Дыхание становиться  медленнее, спокойнее. Расслабляются  мышцы лица, глаз, век, губ. Тело становится лёгким. Вы слушаете мой голос. Вы ощущаете лёгкость. Вы ощущаете необыкновенное тепло ветерка. Вам хочется взлететь. Вы ощущаете себя пушинкой. Смотрите в синеву ночного неба. Вы ощущаете себя свободным. Медленно отрываетесь от земли. Всё выше и выше. Ваш чудесный полёт наполняет ваше тело радостью, уверенностью. Вам видны звёзды. Они похожи на людей, таких же лёгких и радостных.

    Вот одна звёздочка протягивает  вам руку. Подайте ей свою руку. Она теплая, дружественная, надёжная. Вы видите, как другие такие же звёздочки  медленно летят вам навстречу. Все они улыбаются и протягивают свои добрые руки. Вам приятно прикасаться к их рукам. Вам радостно и в то же время спокойно, ведь вас окружают добрые и красивые друзья. Вы дарите всем свою улыбку и тепло своей души. Приятно иметь таких замечательных друзей. Они всегда подадут руку помощи, позаботятся о тебе.

     В вас растёт чувство уверенности,  радости и любви. У вас появляются  силы, которые помогают выстоять  в вашей жизни, обрести новое  качество. Ваша душа наполняется любовью к людям.

    Вы видите, как начинается рассвет.  Нежные лучи солнца освещают  землю. Вы с любовью встречаете  новый день. Вы окружены друзьями, и они всегда рядом с вами. Любовь наполняет нежностью ваше  сердце, ваш ум, ваше тело. Душа переполняется счастьем. Вы делаете необходимый шаг к тому, чтобы стать уверенным человеком и полноценно жить среди людей.

    Светлее и ярче становится  наступающий день. Медленно исчезают  звёзды. Вы спокойно опускаетесь  на землю. Вас ждут новые  открытия, добрые поступки и дела. Вы нужны себе, вы нужны людям. Вот вы ощущаете прикосновение земли. Вы спокойны. Путешествие заканчивается. Вы открываете глаза.

 Для коррекци тревожности были использованы техники нейро-лингвистического программирования.

  В психологии существует метод превращения отрицательных эмоций в положительные, позволяющие человеку брать определенные эмоциональные состояния из своего прошлого или у других людей и переносить их в настоящее, а точнее - в тот период времени и ту ситуацию, где это чувство необходимо.

Человек на протяжении своей жизни спонтанно  испытывает массу самых разных эмоций: гнева, страха, радости, спокойствия, но когда они нужны, в сознании бывают совсем иные чувства. Например, человек  злится, когда хочет быть спокойным, или же наоборот, не может разжечь в себе гнев, когда это необходимо, или ему весело, когда нужно быть серьезным.

Техники нейролингвистического программирования извлекают из нашей памяти определенные эмоциональные состояния и переносият в реальность настоящего времени. Это означает, что в трудных ситуациях, когда человекапоявляется состояние тревожности, он может обратиться к своему прошлому опыту, найти в нем эпизоды, где он демонстрировал свое ресурсное состояние и перенести его в настоящий момент.

В коррекционной  работе были использованы техники отстраненного, то есть диссоциированного, восприятия событий, шкалирования эмоций, якорения. Они основаны на эффекте удаления от объекта страха и уменьшения его  важности. Так как наше воображение  во многих случаях бессознательно приближает  тревожащий объект и увеличивает его, то с помощью того же воображения можно проделать и обратную комбинацию - удалить тревожный объект или пугающее событие на безопасное расстояние.[14,с. 234]

Техника НЛП «Шкалирование эмоций».

Довольно  часто нужно научиться управлять  уровнем эмоции. Ведь иногда эмоции бывает "слишком много", а иногда "катастрофически мало". Пошаговое  управление:

1.Эмоция. Определите эмоцию, управлять которой  вы хотите научиться. 

2. Шкала.  Определите внутри себя шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в принципе уровень эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой эмоции по этой шкале у вас прямо сейчас. Это может быть хоть 1%.

3. Максимальный  уровень. Ваша задача, постепенно  увеличивая интенсивность состояния, достигнуть стопроцентного уровня.

4. Путешествие  по шкале. Аккуратно пройдитесь  по шкале от нуля до ста  процентов, с шагом в три-пять  процентов. 

5. Обобщение.  Оцените процесс. Что он вам  дал? Как вы можете пользоваться  полученным навыком в жизни?

Осознание даёт управление. Но сознание хорошо работает, когда есть возможность что-то измерить, что-то сравнить. И оценить. Назвать  цифру, количество процентов. Здесь  мы это и делаем. Создаём внутреннюю шкалу, где минимум – это уровень эмоции на нуле, а максимум – некий достаточно большой уровень эмоции, спонтанно выбранный человеком.

 Исследуемым   было предложено создание позитивного  намерения чувствовать себя в  безопасности, быть спокойными и  защищёнными. Затем представлена  техника «Шкалирование эмоций». Обладание таким  навыком можно воспользоваться перед экзаменом, перед далёкой поездкой, перед ответственным делом, например, перед трудоустройством. Таким образом, техника «Шкалирования» эффективна и незатруднительна в ситуациях, напрямую связанных с людьми. Доверять людям, значит, значит, доверять себе и чувствовать себя в полной безопасности.

 Техника НЛП «Интеграция якорей»

1. Необходимо идентифицировать ситуацию, в которой есть ресурс Например, тревожность.

2. Затем нужно убедиться в том, что ресурс действительно является подходящим, задав себе вопрос: "Если бы у меня был этот ресурс сейчас, воспользовался бы я им в действительности или нет?" Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

3. Вспомнить случай в своей жизни, когда был этот ресурс.

4. Выбрать якоря, которые есть в каждой из трех основных репрезентативных систем: вижу, слышу, ощущаю.

5. Перейти на другое место и в своем воображении вернуться полностью в переживание ресурсного состояния. Пережить его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, изменить это состояние и выйти из него.

6. Переживая свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет своего пика, присоединить три якоря. Продержать это состояние столько времени, сколько хочется, затем изменить состояние.

7. Испытать ассоциацию, включив якоря. 

8. Идентифицировать тот сигнал, который дает знать, что вы попали в проблемную ситуацию, в которой вы хотите воспользоваться якорем.

Эта техника  позволяет научиться управлять  проблемными эмоциями.

Для отражения реальности человек обладает сенсорной системой. Одной из важных частей является образное отражение – визуализация. Человек мыслит образами. «Он вместилище скверны и чистый родник», по словам Хайяма, и то, какими образами он мыслит, отражается в его словах и поступках. Техника «Интеграция якорей» даёт возможность закрепить позитивные образы, картины, которые рождают тот необходимый ресурс, дающий полноценное существование человека. Этот ресурс есть у каждого.  Попав в проблемную ситуацию, люди могут воспользоваться якорем, той позитивной картинкой из своей жизни, которая придаст им уверенность и избавление от навязчивого страха.

 Техника  «Визуально-кинестетическая диссоциация»

1. Создание  доступа к мощному положительному  переживанию. Якорь кинестетический.

2.Диссоциация: 1) Вспомнить 2 события (в виде  слайдов на экране) Одно до  ресурсного события (чёрно-белый  слайд) и после (цветной слайд)  уже в ресурсе.

2) Диссоциироваться: мысленно представить себя смотрящим на экран с последнего ряда кинотеатра.

3) Просмотр фильма с нормальной скоростью, замечая подробности, которых не заметил ранее.

4) Со времени цветного слайда, отправиться в прошлое, в то время, когда произошло событие, готовясь к общению с сами собой из прошлого. Задача: подобрать слова, действия, для того чтобы,

а) объяснить  себе в прошлом, что он пришёл из будущего, чтобы помочь ему.

б) разъяснить, что же произошло на самом деле

в ) поддержать и успокоить себя «из прошлого».

5. Возвращение.  Когда задача выполнена, попрощаться  с самим собой в прошлом, вернуться в начало диссоциации для проверки результатов. Если нет, повторить снова, подобрав новые слова и действия, завершить работу.

6. Интеграция. Впустить себя из прошлого  как одну из своих частей, насладиться  ощущением обладания этой важной  частью, которая теперь по-новому может относиться к прошлой ситуации.

7. Проверка. Каково теперь отношение к  прошлой ситуации.

8. Подстройка  к будущему. Подумать о возможности  возникновения подобной ситуации, как бы хотелось теперь на  неё реагировать. Понимание того, что ситуация безопасна, а когда следует быть осторожным.

Эта техника  позволяет стереть отрицательные  переживания страха и неуверенности, которое преследует человека и день за днём разрушает его реальное «Я», заставляет жить не настоящим, а прошлым, заслоняющим сегодняшним день, реальные переживание своего опыта.

    Исследуемым было дано задание, вспомнить событие  из прошлого, которое при воспоминании мучило и заставляло вновь и вновь  его  переживать. Таким образом, в  будущей жизни возможно возникновение подобной ситуации. [13,с.37]       

    Итак, в процессе коррекционной работы с испытуемыми были использованы методы арттерапии, в результате которой были отслежено проявление состояния тревожности, её анализ и решение существующих проблем. Также испытуемые были обучены основным приёмам релаксации для снятия  отрицательных эмоций. Для выявления проблемных эмоций и их коррекции взяты техники «Шкалирование эмоций», «Интеграция якорей», «Визуально-кинестетический якорь».

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности