Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     2 балла — металлическая тяжесть на морских парусниках, плоскодонных судах. На подлодках это вода... Это на воздушных шарах, чтобы они не так высоко поднимались.

     1 балл — добавочный вес... Чтобы уравновесить вещи с помощью тяжести... Для равновесия.

     0 баллов — делает то же самое... Это используется на кораблях.

     Вопрос 32

     Определение: «1. Обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие первым христианским убежищем, место богослужений и погребений. 2. Подземные галереи с длинными запутанными ходами».

     2 балла — искусственно созданные подземные туннели... Подземные помещения в старых каменоломнях.

     1 балл — подземный туннель... Христиане там скрывались... Во время войны там прятались партизаны.

     О баллов — каменное место... Это там, где партизаны (В). (Нет уточнения.)

     Вопрос 33

     Определение: «1. Находящийся неподалеку, на небольшом  расстоянии. 2. Отделенный небольшим промежутком времени, вскоре наступающий. 3. Находящийся, состоящий в прямой связи, в тесных отношениях».

     2 балла — находящийся вблизи... Приближаться, становиться близким по времени.

     1 балл — немедленный, безотлагательный... Вероятный, возможный.

     0 баллов — неизбежный, неминуемый.

     Вопрос 34

     Определение: «1. Человек, который много или  усердно молится. 2. Южное хищное насекомое».

     2 балла — жук, похожий на кузнечика... Хищное насекомое.

     1 балл — жук... Монах... Насекомое (без дальнейшего уточнения).

     0 баллов — животное.

     Вопрос 35

     Определение: «1. Древнеримская богиня любви и  красоты, то же, что в Древней Греции Афродита. 2. Планета».

     2 балла — богиня любви и красоты... Планета в Солнечной системе.

     1 балл — древняя богиня... Это богиня у римлян... Яркая звезда на вечернем небе.

     0 баллов — египетская богиня... Спутник Земли.

     Вопрос 36

     Определение: «Предупреждение заражения раны посредством обеззараживания физическими  методами (кипячением, паром) всех предметов, соприкасающихся с ней».

     2 балла — без микробов... Стерильный.

     1 балл — чистый.

     О баллов — что-то против бактерий.

     Вопрос 37

     Определение: «Движимое имущество».

     2 балла — все, кроме недвижимого имущества.

     1 балл — за любой правильный специфический пример: конь... Чьи-то деньги... Автомашина.

     0 баллов — транспорт... То, что имеет двигатель.

     Вопрос 38

     Определение: «1. Обладающий инерцией. 2. Отличающийся инертностью, бездеятельный, косный».

     2 балла — флегматик... Мямля... Задерживающий дела.

     1 балл — тот, кто не может решиться (принять решение) .

     0 баллов — ленивый.

     Вопрос 39

     Определение: «1. Отнестись к кому-то, чему-либо с презрением, высокомерно, без уважения. 2. Оставить без внимания».

     2 балла -- игнорировать авторитеты... Не обращать внимание на правила.

     1 балл — отказываться сделать что-то.

     0 баллов — важничать.

     Вопрос 40

     Определение: «Зло, язвительно говорить о ком-либо, чем-либо, предаваться злословию».

     2 балла — порочить чью-то репутацию.

     1 балл — критиковать.

     0 баллов — опускать. 

     6-й  субтест. Воспроизведение. Цифровых рядов 

     Данный субтест состоит из двух частей: «Воспроизведение цифр в прямом порядке» и «Воспроизведение цифр в обратном порядке». Наибольшее количество цифр, правильно воспроизведенное в каждой из этих частей, суммируется. Полученный суммарный балл и является итоговой оценкой по субтесту.

     Воспроизведение цифр в прямом порядке Инструкция

     Обратитесь  к ребенку: «Я сейчас назову ряд цифр. Слушай внимательно и, когда я  закончу, повтори их за мной в том  же порядке». Цифры проговариваются  со скоростью одна за секунду. Всем детям вначале предъявляется ряд из трех цифр.

     Если  ребенок правильно воспроизводит  этот ряд с первой попытки, он получает плюс и переходит к запоминанию  следующего ряда. Если же с первой попытки  он с заданием не справляется, ему  предоставляется вторая попытка. Для этого используется дубль-ряд (т. е. такое же количество, но других цифр). Испытание прекращается, если ребенок не справился с заданием при использовании двух попыток.

     Оценивание

     Оценкой служит наибольшее количество цифр, правильно  названных с первой или второй попытки. Например, если испытуемый безошибочно воспроизвел со второй попытки весь ряд из 5 цифр, но ошибся и в первой, и во второй попытке при воспроизведении шестиэлементного ряда, то он получает 5 баллов. Максимальная оценка — 9 баллов. 

Кол-во элементов в ряду Основные ряды (для первой попытки) Дубль-ряды (для  второй попытки)
3 386 612
4 3417 6158
5 84239 52186
6 389174 796483
7 5174238 9852163
8 16459763 29763154
9 538724691 426917835
 

     Воспроизведение цифр в обратном порядке. Инструкция

     Обратитесь  к ребенку: «Теперь я назову новые  цифры, но на этот раз ты должен повторить  их с конца, т. е. назвать в обратном порядке. Например, если я скажу «2, 7», то как нужно повторить?» Сделайте паузу, чтобы ребенок мог ответить. Если он отвечает правильно, скажите: «Правильно». Продолжайте тестирование, начиная с первой попытки трехэлементного ряда: 5, 7, 4 (см. ниже).

     Испытание прекращается, если ребенок ошибается  при второй попытке (т. е. при использовании  какого-либо дубль-ряда) .

     Оценивание

     Оценивается наибольшее количество цифр, названных в обратном порядке без ошибок. При воспроизведении цифр в обратном порядке ребенок может набрать максимум 8 баллов. 

Кол-во элементов в ряду Основные ряды (для первой попытки) Дубль-ряды (для  второй попытки)
2 25 63
3 574 259
4 7296 8493
5 41357 97852
6 165298 367 1 94
7 8592342 4579281
8 69 163258 3 1795482
 

     Напомним, что общий балл по данному субтесту равняется сумме баллов, полученных по его отдельным частям. Максимальная оценка — 17 баллов. 
 

 

     

          

     Приложение 2

     Приложение 2 

     Занятие 1

  1. Методика  «Исключения понятий»

     Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и  анализу.

     Инструкция: Обследуемым предлагается бланк  с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым  понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

     1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

     2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

     3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

     4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

     5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

     6. Темный, светлый, голубой, яркий,  тусклый.

     2. «Перечень возможных причин»

     Время проведения: 10 мин

     Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин.

     «Каждый день, приходя с работы домой, человек  не доезжает до своего 9-го этажа, а выходит  на 6-м, а дальше идет пешком. Почему?»

     (Ответ:  Карлик не достает до кнопки "9").

     3 Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

     Все это операции мышления, оценивая которые  мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

     Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

     1. Какое из животных больше: лошадь  или собака?

     2. Утром люди завтракают. А что  они делают принимая пищу днем  и вечером?

     3. Днем на улице светало, а  ночью?

     4. Небо голубое, а трава?

     5. Черешня, груша, слива и яблоко - это…?

     6. Почему когда идет поезд, опускают  шлагбаум?

     4 Методика «сравнение понятий».

     Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших  школьников.

     Методика  заключается в том, что испытуемому  называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников