Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     Применение  психологии в массовой школе является актуальной проблемой. В помощи психологов особо нуждаются учителя начальных  классов. Эта помощь необходима им для  проведения квалифицированной диагностики  и преодоления временных нарушений в развитии личности школьника, а также для постоянного пополнения своих знаний в области психологии и психологической диагностики. Применение коррекционно-ориентированной диагностики должно способствовать, прежде всего, правильному нахождению коррекционных целей, направленных на быстрое устранение нарушений в поведении и успеваемости. 

 

     Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников 

     В исследовании приняло участие 15 девочек  от 9-ти до 10 лет занимающихся в спортивной секции плавания. Исследование проводилось в дни оптимума (вторник), дети с интересом отнеслись к испытанию.

     Для решения поставленных задач я  использовала методику Дэвида Векслера «Шкала вербального интеллекта» (Приложение 1). Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера, и диагностирует общий интеллект и его сопоставляющие – вербальный и невербальный интеллект.

     Он  включает в себя 6 субтестов:

  • Субтест «Общая осведомленность» исследует запас относительно простых сведений и знаний и состоит из 30 вопросов, касающихся разных областей знаний.
  • Субтест «Общая понятливость» оценивает полноту понимания смысла выржений, способность к суждению, построению умозаключений, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.
  • Субтест «Арифметический» оценивает концентрацию внимания, умение оперировать числовым материалом, сообразительность. Субтест включает в себя 16 задач.
  • Субтест «Нахождение сходства» Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению, умение проводить операцию обобщения. При прохождении задний субтеста ребенок должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Субтест состоит из 16 заданий.
  • Субтест «Словарь» направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определять содержание слов) и требует от ребенка определения 40 понятий – как конкретных и абстрактных.
  • Субтест «Определение цифровых рядов» направлен на исследование оперативной памяти и внимания. В нем требуется повторить за экспериментатором ряд цифр, который может включать от трех до девяти знаков.

     Занятие проводиться индивидуально с  каждым испытуемым. Для начала проведения тестирования нужно подготовить  все необходимые принадлежности: бумагу, ручку, секундомер. После этого ребенку зачитывается инструкция, относящаяся к определенному субтесту. После прохождения всех субтестов подсчитывается количество баллов по каждому из них, переводим их в шкалированную оценку в соответствии с возрастом ребенка (таблица 1).

     Для выяснения общего уровня интеллекта, шкалированные оценки по всем субтестам  суммируются и по таблице 2 определяется коэффициент интеллекта-IQ.

     После проведения тестирования и диагностики результатов, для повышения уровня интеллектуальных качеств испытуемых были выбраны те задания, которые позволяют развивать интеллектуальные качества учащихся младшего школьного возраста. Основой для заданий на развитие интеллекта стали книги «Познавательные способности детей младшего школьного возраста», «Развитие интеллектуальных способностей», автором которых является Л.Ф.Тихомирова, а также книги других авторов, где изложены интересные задания на развитие той или иной интеллектуальной способности. (Приложение 2).

     После анализа подобранных заданий можно разделить их на следующие типы:

     1. «Найди лишнее слово».

     Эта методика выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале, способность классифицировать понятие, предметы, явления.

     2. «Перечень возможных причин»

     Цель: развить мышление, мыслительные операции анализа и синтеза

     3. «Арифметический»

     Цель: Выявить умение оперировать числовым материалом.

     4.Упражнение  «Развиваем внимание»

     Цель: Развитие памяти и внимания

     5. « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

     Цель: Задание направлено на выделение  свойств, умение классифицировать по признакам.

     6.Упражнение  «Развиваем память»

     Цель: Развитие оперативной памяти

     Разработанные упражнения использовались в течении 3 дней с группой испытуемых, вовремя которых ребёнок по полнил свои недоработки в различных видах интеллектуальных качеств.

     После проведенных методик проводится повторное диагностирование интеллекта.

     Результаты  исследования.

     В настоящее время школа нуждается  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, с целью выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной помощи при отставании в учебе. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих.

     После проведения первого тестирования по методике Д.Векслера «Шкала вербального  интеллекта» были получены следующие  результаты (Таблица 3).

     По  классификации IQ-показателей Д.Векслера (Таблица 2) 6 девочек показали средний уровень интеллекта, «хорошая норма» 7 девочек, а у Наташи и Иры высокий коэффициент интеллекта.

     Закончив курс по развитию интеллектуальных качеств, по той же методики была проведена повторная психодиагностика для проверки, на сколько проведённая система занятий изменила интеллектуальные качества группы ребят. При которой были получены следующие результаты (Таблица 3). Высокий уровень у 4 испытуемых, у Наташи и Ирины по прежнему высокий уровень, но у Натальи показатель IQ не изменился, может быть в следствии плохого настроения. «Хорошую норму» показали 10 девочек у большинства показатели повысились, а средний уровень интеллекта у 2 девочек, но Елены коэффициент не изменился.

     Чтобы доказать свою гипотезу был применен математический метод по критерию Вилкоксона (Приложение 3), результат которого находится в зоне значимости, значит коррекционная работа была эффективна и методики подобраны верно. 

 

     Заключение 

     Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.

     Анализируя  факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.

     Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным  путем, следует сформулировать следующие основные выводы.

     Из анализа прочитанной литературы и входе проведённого исследования, можно сделать вывод, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это младший школьный возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, то есть интеллектуальные способности.

     Одной из задач нашего исследования являлась подборка и систематизация комплекса заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. По итогам проведенного исследования можно сказать, что мы успешно справились с этой задачей. И достигли поставленной в начале исследования цели. Это можно проследить по сравнению результатов входной и выходной диагностики на уровень интеллектуальных способностей. Уровень развития интеллектуальных качеств детей увеличился по сравнению, с уровнем до выполнения ими системы заданий по развитию интеллектуальных качеств. Таким образом, на основании проведенных исследований гипотеза подтвердилась.

     В ходе использования методик важно было заинтересовать, научить быть внимательным, дать понять, что обладать развитыми интеллектуальными способностями, это главное для дальнейшего успеха в жизни. 

 

     Список  литературы 

1. Возрастная  и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.  ин-тов /М. В. Матюхина, Т.С. Михальчнк,  Н.Ф. Прокина и др.; Под ред.  М.В.Гамезо и др.-- М.: Просвещение, 1984.--256с.

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997

3. Ермолаев-Томин,  О.Ю. Внимание школьника / О.Ю.  Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 1987. - 79 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие  ребенка от рождения до 17 лет:  Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т  Рос. акад. образования. - 4-е изд. - М. : УРАО, 1998. - 177 с.

5. Младший  школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

6. Младший  школьный возраст / Г.И. Боровая  и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. - 1989. - 86 с.

7.Никитин,  Б.П. Ступеньки творчества, или  развивающие игры/ Б.П.Никитин. -- М., 2000.

8.Общая  психодиагностика/Под ред. А.А.  Бодалева, В.В. Столина. -- М., 2004.

9. Психокоррекционная  и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

10. Пидкасистый  П.И. Технология игры в обучении  и развитии/ П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. -- М.: РПА, 2006.

11. Поддьяков Н.Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности/ Н.Н. Поддьяков, В.Б. Синельников //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып. 4. -- Душанбе: Дониш, 1974.

12. Развитие  творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

13. Развитие  младших школьников в процессе  усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое  исследование / Под ред. М.В. Зверевой. -- М., 1993.

14. Романова  Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С.Романова. - СПб: Питер, 2006. - 400с.

15.Рубинштейн  С.Л. О мышлении и путях его  исследования/ С.Л. Рубинштейн. -- М., 1958.

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников