Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     Вопрос 5

     2 балла — ответ, указывающий на то, что оба предмета являются фруктами.

     1 балл — оба — пища... Оба круглые (или одинаковой формы)... У обоих есть кожица (косточки, сок и т. п.)

     0 баллов — они полезные... Одинаковые на вкус...Они маленькие... Одинаковые.

     Вопрос 6

     2 балла — ответ, в котором утверждается, что они животные, или млекопитающие, или живые существа.

     1 балл — имеют четыре лапы... Имеют глаза (мех, уши и т. п.)... Они обе едят.

     0 баллов — обе едят одинаковую пищу... Они гоняются друг за другом... Шерсть у них одинакового цвета.

     Вопрос 7

     2 балла — ответ, в котором утверждается, что это спиртные напитки или опьяняющие вещества.

     1 балл — оба — напитки... Их пьют... Оба жидкие... Оба вызывают головокружение.

     0 баллов — оба содержатся в бутылках... Оба изготовляются из винограда и зерна.

     Вопрос 8

     2 балла — ответ, в котором утверждается, что оба струнные или музыкальные инструменты.

     1 балл — на них играют... У обоих есть струны... И то, и то — инструменты... На них играют с помощью пальцев.

     0 баллов — оба издают музыкальные звуки. 
Вопрос 9

     2 балла — ответ, указывающий на то, что оба являются углеродными соединениями.

     1 балл — оба горят... Оба сделаны из одного и того же — дерева... Когда-то были деревьями... Оба —органические вещества.

     О баллов — оба — вещества... У обоих есть вес. Вопрос 10

     2 балла — ответ, в котором утверждается, что оба — единицы измерения.

     1 балл — оба показывают, насколько большой... Оба содержат меньшие единицы измерения... Оба являются количествами.

     0 баллов — оба говорят о том, какое длинное или тяжелое что-то... Килограмм уже измерен, а километр используется для измерения.

     Вопрос 11

     2 балла — ответ, в котором утверждается, что оба сделаны из металла.

     1 балл — оба блестящие... Оба изготовляются из полезных ископаемых.

     0 баллов — полезные... Оба имеют ручки... Сделаны из одних и тех же материалов.

     Вопрос 12

     2 балла — ответ, относящий их к топографическим, географическим понятиям или природным особенностям Земли либо описывающий их происхождение.

     1 балл — оба относятся к пейзажу... Ландшафт. Оба содержат природные богатства.

     0 баллов — оба имеют воду и грунт... Оба покрывают определенную площадь... Оба выступают за поверхность... Всегда находятся на одном и том же месте.

     Вопрос 13

     2 балла — ответ, указывающий на то, что обе необходимы для жизни или что они – химические соединения.

     1 балл — используются для приготовления пищи... Натуральные субстанции, вещества... Могут употребляться людьми.

     О баллов — и та, и другая находятся в океанах... Вы можете их есть и пить... Соль получают из воды... Они нами используются.

     Вопрос 14

     2 балла — ответ, относящий их к социальным идеям, идеалам или абстрактным понятиям.

     1 балл — гражданские права... Символы общечеловеческих ценностей... И та, и другая имеют отношение к независимости.

     0 баллов — это свободные вещи... Они означают 
мир... Они имеют какое-то отношение к закону.

     Вопрос 15

     2 балла — ответ, называющий эти слова крайними положениями или точками в каких-либо рядах.

     1 балл — точки означивания... Оба по краям... Говорится о двух различных позициях.

     0 баллов — числовой порядок... Они напротив...Оба числа... Оба выражают какую-то позицию.

     Вопрос 16

     2 балла — ответ, указывающий на то, что оба числа — квадраты нечетных чисел.

     1 балл — оба — нечетные числа... Оба не делятся на 2.

     О баллов — оба — числа или числительные. 

     5-й  субтест. Словарь 

     Инструкция

     Обратитесь  к ребенку: «Я хочу узнать, как много  ты знаешь слов. Внимательно послушай и скажи, что означают эти слова. «Велосипед»... Что такое велосипед?»

     Продолжайте называть слова в последовательности, указанной в задании. Повторяйте каждое слово дважды: «Что такое ... ?»  или «Что означает... ?»

     Иногда  бывает трудно определить, знает или  не знает ребенок значение слова. В таких случаях можно сказать: «Пожалуйста, объясни немного больше» — или же задать другой нейтральный вопрос. Если вы считаете, что фактически полученный ответ на уровне 0 баллов содержит некоторые признаки понимания, вы можете задать уточняющий вопрос нейтрального характера. Однако следует избегать дальнейших вопросов, если полученный ответ однозначно оценивается в 0 баллов.

     Если  вы задаете дополнительный вопрос, то должны снизить оценку, получаемую ребенком (т. е. если после дополнительного вопроса ребенок 
отвечает на 2 балла, вы должны поставить ему 1 балл, и т. д.).

     При всех обстоятельствах вопрос должен быть ограничен словами: «Пожалуйста, объясни немного больше» или  близким к этому нейтральным  обращением.

     Оценивание  и его критерии

     Ответ по каждому слову оценивается в 2, 1 или О баллов. Исключение составляют задания № 1—5, которые оцениваются в 2 или 0 баллов. Максимальная суммарная оценка в данном субтесте составляет 80 баллов.

     Общее правило оценивания заключается  в том, что всякое общепринятое значение слова является приемлемым; при этом изящество языка и точность выражения во внимание не принимаются. Большинство ответов по каждому слову из приведенного ниже списка могут без большого труда быть оценены в 2, 1 или 0 баллов*.

     В отношении многозначных слов достаточно ответа по какому-либо одному значению. Если ребенок знает значение слова лишь приблизительно, то его ответ оценивается только 1 баллом. Так, 1 балл начисляется, например, за такое пояснение слова «бессмыслица»: «Так говорит человек, пытающийся быть смешным».

     Задания 5-го субтеста

  1. Велосипед.
  2. Нож.
  3. Шляпа.
  4. Письмо.
  5. Зонтик.
  6. Подушка.
  7. Гвоздь.
  8. Осел.
  9. Мех.
  10. Алмаз.
  11. Соединить.
  12. Лопата.
  13. Меч.
  14. Неприятность.
  15. Храбрый.
  16. Бессмыслица.
  17. Герой.
  18. Азартная игра.
  19. Нитроглицерин.
  20. Микроскоп.
  21. Доллар.
  22. Басня.
  23. Купол.
  24. Шпионаж.
  25. Строфа.
  26. Изолировать.
  27. Блестки.
  28. Харакири.
  29. Отступить.
  30. Несчастье.
  31. Балласт.
  32. Катакомбы.
  33. Близкий.
  34. Богомол.
  35. Венера.
  36. Асептика.
  37. Движимость.
  38. Инертный.
  39. Пренебречь.
  40. Злословить.

     Ответы  на 5-й субтест

     С помощью этих определений и примеров вам будет достаточно просто оценить  каждый ответ.

     Вопрос 1

     Определение: «Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами».

     2 балла — то, на чем ездят... У него есть колеса, сиденье, педали и руль... Ты ездишь на нем — нажимаешь на педали, управляешь рулем, колеса крутятся... Машина, на которой ты ездишь и крутишь педали.

     О баллов — с него падают... Мой папа собирается купить его для меня (В)... Чтобы с ним играть... С колесами.

     Вопрос 2

     Определение: «1. Инструмент для резания, состоящий  из лезвия и ручки. 2. Режущая часть  какого-либо производственного орудия, машина, предназначенная для резания».

     2 балла — предмет, которым режут... Я играю в десантника с ним (В). У него есть острое лезвие и ручка... Оружие... Предмет из серебра — им режут... Для того, чтобы убивать людей.

     О баллов — у меня он есть; я играю с ним... Мне подарили его на день рождения (В). Подарок... У меня его нет (В)... Мой брат большой, и у него он есть.

     Вопрос 3

     Определение: «Мужской или женский головной убор, обычно с тульей».

     2 балла — ее носят (В). На голове... Ее снимают и вешают на вешалку... Ее носят на улице... У нее есть круглые поля и верх над ними. В середине у нее цена.

     О баллов — черная (В). Черная шляпа.

     Вопрос 4

     Определение: «Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление».

     2 балла — записка... Это предмет, который вы посылаете почтой и выражаете свои чувства на бумаге... Обращение к кому-нибудь на бумаге.

     О баллов — что-то написанное на бумаге... Кусок бумаги.

     Вопрос 5

     Определение: «1. Приспособление, служащее для защиты от дождя и солнца и имеющее вид укрепленного на палке каркаса, обтянутого материей. 2. Соцветие, состоящее из нескольких цветков на цветоножках, расходящихся лучами от верхушки стебля».

     2 балла — что-то, предохраняющее от промокания... Предмет, который можно сложить, можно сделать большим и круглым и использовать, чтобы прятаться от дождя.

     0 баллов — его носят... У моей мамы он есть дома.

     Вопрос 6

     Определение: «1. Набитый пухом, перьями, волосами и т. п. чехол (обычно четырехугольный), употребляемый как мягкая подкладка под голову или подстилка при сидении и для других: надобностей. 2. Опора, основание в различных сооружениях, устройствах, механизмах».

     2 балла — ее кладут в кухонный шкаф и втыкают в нее булавки и иголки... Это что-то, похожее на мешок, но с зашитыми краями и заполненное ватой или перьями... Подушка смягчает удар, гасит часть силы.

     1 балл — она наполнена ватой... Этот предмет кладут на кушетку.

     0 баллов — часть обстановки, мебели... Она мягкая.

     Вопрос 7

     Определение: «1. Металлический или деревянный заостренный стержень. 2. Самое главное, значительное в чем-то».

     2 балла — это стержень... Чтобы забивать в дерево... Главный аргумент... Сбивают доски гвоздями.

     1 балл — он острый... Это металл... Инструмент для соединения предметов.

     0 баллов — его бьют... Острый гвоздь (В). (После вопроса нет уточнения)... Чтобы колоть.

     Вопрос 8

     Определение: «Родственное лошади вьючное домашнее животное, небольшого роста, с длинными ушами, обычно серой окраски».

     2 балла -- это животное... Это такой вид, похожий на лошадь, он переносит предметы на спине... На нем ездят верхом... На Кавказе и в Средней Азии им пользуются, чтобы перевозить тяжести... Он такой же, как лошадь, только меньше... Животное с длинными ушами.

     1 балл — у него есть хвост, четыре ноги и рот... Он похож на лошадь.

     0 баллов — я видел его в парке (В). Он маленький.

     Вопрос 9

     Определение: «Волосяной покров на теле животного; шерсть».

     2 балла — то, что пушистые кошки и собачки носят как пальто... Волосы... Волосы на лошадях, коровах и кошках... Он есть у животных. Они его носят.

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников