Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы
Вопрос 5
2 балла — ответ, указывающий на то, что оба предмета являются фруктами.
1 балл — оба — пища... Оба круглые (или одинаковой формы)... У обоих есть кожица (косточки, сок и т. п.)
0 баллов — они полезные... Одинаковые на вкус...Они маленькие... Одинаковые.
Вопрос 6
2 балла — ответ, в котором утверждается, что они животные, или млекопитающие, или живые существа.
1 балл — имеют четыре лапы... Имеют глаза (мех, уши и т. п.)... Они обе едят.
0 баллов — обе едят одинаковую пищу... Они гоняются друг за другом... Шерсть у них одинакового цвета.
Вопрос 7
2 балла — ответ, в котором утверждается, что это спиртные напитки или опьяняющие вещества.
1 балл — оба — напитки... Их пьют... Оба жидкие... Оба вызывают головокружение.
0 баллов — оба содержатся в бутылках... Оба изготовляются из винограда и зерна.
Вопрос 8
2 балла — ответ, в котором утверждается, что оба струнные или музыкальные инструменты.
1 балл — на них играют... У обоих есть струны... И то, и то — инструменты... На них играют с помощью пальцев.
0 баллов
— оба издают музыкальные звуки.
Вопрос 9
2 балла — ответ, указывающий на то, что оба являются углеродными соединениями.
1 балл — оба горят... Оба сделаны из одного и того же — дерева... Когда-то были деревьями... Оба —органические вещества.
О баллов — оба — вещества... У обоих есть вес. Вопрос 10
2 балла — ответ, в котором утверждается, что оба — единицы измерения.
1 балл — оба показывают, насколько большой... Оба содержат меньшие единицы измерения... Оба являются количествами.
0 баллов — оба говорят о том, какое длинное или тяжелое что-то... Килограмм уже измерен, а километр используется для измерения.
Вопрос 11
2 балла — ответ, в котором утверждается, что оба сделаны из металла.
1 балл — оба блестящие... Оба изготовляются из полезных ископаемых.
0 баллов — полезные... Оба имеют ручки... Сделаны из одних и тех же материалов.
Вопрос 12
2 балла — ответ, относящий их к топографическим, географическим понятиям или природным особенностям Земли либо описывающий их происхождение.
1 балл — оба относятся к пейзажу... Ландшафт. Оба содержат природные богатства.
0 баллов — оба имеют воду и грунт... Оба покрывают определенную площадь... Оба выступают за поверхность... Всегда находятся на одном и том же месте.
Вопрос 13
2 балла — ответ, указывающий на то, что обе необходимы для жизни или что они – химические соединения.
1 балл — используются для приготовления пищи... Натуральные субстанции, вещества... Могут употребляться людьми.
О баллов — и та, и другая находятся в океанах... Вы можете их есть и пить... Соль получают из воды... Они нами используются.
Вопрос 14
2 балла — ответ, относящий их к социальным идеям, идеалам или абстрактным понятиям.
1 балл — гражданские права... Символы общечеловеческих ценностей... И та, и другая имеют отношение к независимости.
0 баллов
— это свободные вещи... Они означают
мир... Они имеют какое-то отношение к закону.
Вопрос 15
2 балла — ответ, называющий эти слова крайними положениями или точками в каких-либо рядах.
1 балл — точки означивания... Оба по краям... Говорится о двух различных позициях.
0 баллов — числовой порядок... Они напротив...Оба числа... Оба выражают какую-то позицию.
Вопрос 16
2 балла — ответ, указывающий на то, что оба числа — квадраты нечетных чисел.
1 балл — оба — нечетные числа... Оба не делятся на 2.
О
баллов — оба — числа или числительные.
5-й
субтест. Словарь
Инструкция
Обратитесь к ребенку: «Я хочу узнать, как много ты знаешь слов. Внимательно послушай и скажи, что означают эти слова. «Велосипед»... Что такое велосипед?»
Продолжайте называть слова в последовательности, указанной в задании. Повторяйте каждое слово дважды: «Что такое ... ?» или «Что означает... ?»
Иногда бывает трудно определить, знает или не знает ребенок значение слова. В таких случаях можно сказать: «Пожалуйста, объясни немного больше» — или же задать другой нейтральный вопрос. Если вы считаете, что фактически полученный ответ на уровне 0 баллов содержит некоторые признаки понимания, вы можете задать уточняющий вопрос нейтрального характера. Однако следует избегать дальнейших вопросов, если полученный ответ однозначно оценивается в 0 баллов.
Если
вы задаете дополнительный вопрос,
то должны снизить оценку, получаемую
ребенком (т. е. если после дополнительного
вопроса ребенок
отвечает на 2 балла, вы должны поставить
ему 1 балл, и т. д.).
При всех обстоятельствах вопрос должен быть ограничен словами: «Пожалуйста, объясни немного больше» или близким к этому нейтральным обращением.
Оценивание и его критерии
Ответ по каждому слову оценивается в 2, 1 или О баллов. Исключение составляют задания № 1—5, которые оцениваются в 2 или 0 баллов. Максимальная суммарная оценка в данном субтесте составляет 80 баллов.
Общее правило оценивания заключается в том, что всякое общепринятое значение слова является приемлемым; при этом изящество языка и точность выражения во внимание не принимаются. Большинство ответов по каждому слову из приведенного ниже списка могут без большого труда быть оценены в 2, 1 или 0 баллов*.
В отношении многозначных слов достаточно ответа по какому-либо одному значению. Если ребенок знает значение слова лишь приблизительно, то его ответ оценивается только 1 баллом. Так, 1 балл начисляется, например, за такое пояснение слова «бессмыслица»: «Так говорит человек, пытающийся быть смешным».
Задания 5-го субтеста
Ответы на 5-й субтест
С помощью этих определений и примеров вам будет достаточно просто оценить каждый ответ.
Вопрос 1
Определение: «Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами».
2 балла — то, на чем ездят... У него есть колеса, сиденье, педали и руль... Ты ездишь на нем — нажимаешь на педали, управляешь рулем, колеса крутятся... Машина, на которой ты ездишь и крутишь педали.
О баллов — с него падают... Мой папа собирается купить его для меня (В)... Чтобы с ним играть... С колесами.
Вопрос 2
Определение: «1. Инструмент для резания, состоящий из лезвия и ручки. 2. Режущая часть какого-либо производственного орудия, машина, предназначенная для резания».
2 балла — предмет, которым режут... Я играю в десантника с ним (В). У него есть острое лезвие и ручка... Оружие... Предмет из серебра — им режут... Для того, чтобы убивать людей.
О баллов — у меня он есть; я играю с ним... Мне подарили его на день рождения (В). Подарок... У меня его нет (В)... Мой брат большой, и у него он есть.
Вопрос 3
Определение: «Мужской или женский головной убор, обычно с тульей».
2 балла — ее носят (В). На голове... Ее снимают и вешают на вешалку... Ее носят на улице... У нее есть круглые поля и верх над ними. В середине у нее цена.
О баллов — черная (В). Черная шляпа.
Вопрос 4
Определение: «Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление».
2 балла — записка... Это предмет, который вы посылаете почтой и выражаете свои чувства на бумаге... Обращение к кому-нибудь на бумаге.
О баллов — что-то написанное на бумаге... Кусок бумаги.
Вопрос 5
Определение: «1. Приспособление, служащее для защиты от дождя и солнца и имеющее вид укрепленного на палке каркаса, обтянутого материей. 2. Соцветие, состоящее из нескольких цветков на цветоножках, расходящихся лучами от верхушки стебля».
2 балла — что-то, предохраняющее от промокания... Предмет, который можно сложить, можно сделать большим и круглым и использовать, чтобы прятаться от дождя.
0 баллов — его носят... У моей мамы он есть дома.
Вопрос 6
Определение: «1. Набитый пухом, перьями, волосами и т. п. чехол (обычно четырехугольный), употребляемый как мягкая подкладка под голову или подстилка при сидении и для других: надобностей. 2. Опора, основание в различных сооружениях, устройствах, механизмах».
2 балла — ее кладут в кухонный шкаф и втыкают в нее булавки и иголки... Это что-то, похожее на мешок, но с зашитыми краями и заполненное ватой или перьями... Подушка смягчает удар, гасит часть силы.
1 балл — она наполнена ватой... Этот предмет кладут на кушетку.
0 баллов — часть обстановки, мебели... Она мягкая.
Вопрос 7
Определение: «1. Металлический или деревянный заостренный стержень. 2. Самое главное, значительное в чем-то».
2 балла — это стержень... Чтобы забивать в дерево... Главный аргумент... Сбивают доски гвоздями.
1 балл — он острый... Это металл... Инструмент для соединения предметов.
0 баллов — его бьют... Острый гвоздь (В). (После вопроса нет уточнения)... Чтобы колоть.
Вопрос 8
Определение: «Родственное лошади вьючное домашнее животное, небольшого роста, с длинными ушами, обычно серой окраски».
2 балла -- это животное... Это такой вид, похожий на лошадь, он переносит предметы на спине... На нем ездят верхом... На Кавказе и в Средней Азии им пользуются, чтобы перевозить тяжести... Он такой же, как лошадь, только меньше... Животное с длинными ушами.
1 балл — у него есть хвост, четыре ноги и рот... Он похож на лошадь.
0 баллов — я видел его в парке (В). Он маленький.
Вопрос 9
Определение: «Волосяной покров на теле животного; шерсть».
2 балла — то, что пушистые кошки и собачки носят как пальто... Волосы... Волосы на лошадях, коровах и кошках... Он есть у животных. Они его носят.
Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников