Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)
fy">     Развитие  внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с попарным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей. Н. Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы. [3, с.24]

     Речь  является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

     Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. [9, с.141]

     Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском  возрасте. Речь неразрывно связана  с мышлением. По мере овладения речью  ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

     В младшем школьном возрасте «весьма  существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». [17, с.477] На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связно, систематически, продуманно, - строить и свою устную речь.

     На  уроке в школе учитель может  использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др. 

     1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе 

     Многочисленные  наблюдения педагогов показали, что  ребенок, который не овладел приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. Мышление в умственном развитии занимает одно из главных положений. Поэтому для создания условий для развития интеллекта, нужно сделать упор на развитие мышления. Для этого существуют разнообразные методы и приемы.

     Формирование  самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач. Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе.

     Интеллектуальное  развитие является важной стороной в  развитии личности младшего школьника, в частности в его познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между  разными событиями. Именно направление  на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей, отличает мышление, как познавательный процесс, от восприятий и ощущений.

     При выделении связей и отношений  можно действовать по-разному, в одних случаях, чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить, преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменять лишь их образы.

     Возможны  и такие случаи, когда отношения  между вещами устанавливают, не прибегая к практическому или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждений и умозаключений.

     Таким образом, во всех трех указанных случаях, человек устанавливает невидимые  отношения вещей, т.е. мыслит по-разному, с помощью разных средств, разных способов.

     Мышление  человека осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно - образным, словесно - логическим.

     Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно  выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо, развивают многие психические процессы: внимание, воображение, речь. Ребенок развивает свои умственные способности.

     Во  многом формированию интеллекта способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

     При общении в начальных классах  у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются  пути решения задач, рассматриваются  различные варианты решения. Учитель  постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.

     Умение  планировать свои действия так же активно формируется у младших  школьников в процессе школьного  обучения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.

     Младший школьник регулярно составляет систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

     На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

     Учителя знают, что интеллектуальное развитие у детей одного и того же возраста достаточно разное, одни дети легче  решают задачи практического характера. Другим легче даются задания связанные с необходимостью воображать и представлять, какие-либо состояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строит рассуждения и умозаключения, что позволяет им более успешно решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.

     Для умственного развития младшего школьника  нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого  из них у ребенка лучше формируется  те или иные качества ума. Так решение  задач с помощью наглядно - действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.

     Поскольку, работая с предметами ребенку  легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи. Или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение, не узнав результата.

     И так, с помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у  детей такое важное качество ума, как способность при решении  задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.

     Своеобразие наглядно-образного мышления заключается  в том, что, решая задачи с его  помощью, человек не имеет возможности  реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать  разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший вариант. Поскольку при решении задач с помощью наглядно - образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.

     Поэтому главной целью работы по развитию наглядно-образного мышления не может  состоять в том, чтобы с его  помощью формировать умение управлять своими действиями при решении задач.

     Главная же цель коррекции наглядно-образного  мышления у детей заключается  в том, чтобы с его помощью  формировать умение рассматривать  разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.

     Своеобразие словесно-логического мышления состоит  в том, что это отвлеченное  мышление, в ходе которого человек  действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленных  в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.

     Поэтому главная цель работы по развитию у  детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с  его помощью формировать у  детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных. Умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях. Чтобы достичь эффекта в умственном развитии ребенка при обучении в школе необходимо развивать у ребенка все виды мышления. 

     1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников 

     Целью обучения и воспитания является всестороннее развитие каждой личности. В настоящее время особое внимание уделяется таким важным задачам педагогической психологии как: 1) создание классификации задержек развития личности ребенка; 2) разработка методов диагностики причин неуспеваемости; 3)изучение причин задержек психического развития детей в целях своевременного распознавания факторов риска (неблагоприятные внешние и внутренние условия), и предотвращение неуспеваемости; 4) разработка психолого-педагогических рекомендаций для профилактики и преодоления неуспеваемости; 5)оптимизация педагогического процесса на основе достижений педагогической психологии в сочетании с выработкой теоретической концепции, единой для педагогических наук.

     Результаты  диагностики познавательной активности, проведенной Л. Иррлитц, У. Шустером, В. Шрайдером, показали, что неуспевающие ученики:

     В состоянии усваивать не меньший  объем материала, чем успевающие ученики. Однако из-за того, что они  не умеют различать существенные и несущественные признаки понятий, они в равной мере стремятся запомнить  и те, и другие; в результате новое понятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями. А забываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учеников одинаково быстро.

     Усваивают меньшее количество операционных структур (это, например, предписания для выполнения действий сравнения и умозаключения, а также эвристические стратегии), у них недостаточно развиты приемы рационального учения, решения учебных задач.

     Плохо организуют самостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическими процессами (т. е. их регуляцией).

     Постепенно  у неуспевающих учеников: 1) образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала; 2) замедляется  развитие качеств умственной деятельности, таких, как активность, подвижность, самостоятельность; 3) закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и оценки требований к успеваемости; 4) падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету; 5) постепенно формируется иная мотивация, ее появление сочетается с уклонением от активной умственной деятельности; 6) теряется вера в себя, ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новый материал, и все его усилия обречены на провал; 7) ухудшается социальный статус ученика в классе.

     Эти спонтанно возникшие последствия  могут привести к резкому ухудшению  успеваемости, что, в свою очередь  не может не сказаться на поведении  ученика. Однако с помощью правильных педагогических действий эти последствия  могут быть предотвращены или  ослаблены. Педагогическая работа по профилактики и преодолению неуспеваемости направлена, во-первых, на активизацию умственной деятельности на уроке с целью предупреждения пробелов в знаниях, умениях, навыках и, во-вторых, профилактику отрицательных последствий неуспеваемости по отдельным предметом для того, чтобы избежать их обобщения и закрепления.

     Слабость  развития сенсомоторных предпосылок - это главная причина неуспеваемости детей в начальной школе. Если ее не устранить, то она может послужить  отправной точкой еще более явно выраженной неуспеваемости в средних и старших классах. Поэтому уже воспитательницы в детском саду определяют детей с соответствующими неблагоприятными предпосылками. Специальными исследованиями Г. Витцлака, М. Кречмера и Г. Бройера показано, что, во-первых, степень готовности ребенка к школе следует выявлять не позднее, чем на четвертом году жизни, чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь, и, во-вторых, отклонения в поведении дошкольников могут служить признаками возможных будущих срывов в школьной успеваемости.

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников