Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы
1 балл — ответ содержит один такой довод.
0 баллов — так лучше (В)... Они красивей...Их больше.
10. Суть правильного ответа: будешь уверен, что деньги действительно попадут нуждающимся людям.
На собранные деньги фонд милосердия сможет оказать более существенную помощь. Фонд располагает большими возможностями и может помочь многим людям, а не одному.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
О баллов — если подать нищему, то ему придется самому их хранить... Вы получите большее удовлетворение... Это благотворительность; надо заботиться о нищих.
11. Суть правильного ответа: для того, чтобы такой пост занимали действительно квалифицированные и опытные люди. Чтобы поддерживался высокий уровень правительства. Чтобы избежать протекционизма (блата) в политике.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
0 баллов — каждый должен иметь свою работу... Во время такого обсуждения можно сказать человеку все, что о нем думаешь.
12. Суть правильного ответа: оно прочное, легко стирается, гигиеничное, удобное в носке, хорошо красится, сохраняет прохладу.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
0 баллов — оно хорошее, это лучший материал... Можно высушить, если намокнет.
13. Суть правильного ответа: все население страны такое большое, что оно не может, собравшись вместе, как одно целое, вырабатывать законы и обеспечить создание представительного правительства; чтобы сделать правительственных чиновников ответственными перед народом.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
О баллов — потому что нам нужны вожди и люди, которые знают правительственные полномочия... Чтобы помочь выработать законы... Чтобы помочь управлять страной (В)... Помочь управлять людьми.
14. Суть
правильного ответа: на этом основываются
вера и взаимное доверие; обещание подразумевает
договор; нарушение обещания приносит
боль и разочарование другим людям.
2 балла — договоренность между людьми, по сути, является контрактом и поэтому должна выполняться... Взаимоотношения между людьми базируются на доверии к словам и делам... Если каждый начнет лгать и говорить не то, что думает, то никто никому не сможет верить... Тут на карту поставлена твоя честь... Люди станут говорить, что тебе нельзя доверять... А у тебя же репутация.
1
балл — потому что обещание
на будущее — это дело чести...
Чтобы проявить свою
О
баллов — суждение, которое подразумевает
некоторую туманную необходимость: если
у тебя есть характер... Это твоя сознательность...
Надо быть честным... Чтобы приобретать
друзей... Когда-то ведь и тебе кто-то пообещает.
3-й
субтест. Арифметический
Инструкция
Задания с № 1 по № 13 ребенку зачитываются. Задания № 14, 15, 16 предъявляются на отдельных карточках для самостоятельного прочтения. На решение каждого задания отводится определенное время. Отсчет времени начинается сразу же после постановки задачи. Превышение лимита времени расценивается как невыполнение задания (оценка О баллов).
В заданиях № 1, 2, 3 вам понадобится набор детских кубиков {9 штук).
Если ребенок просит повторить задание либо вы видите, что он его не понял, — задание может быть повторено. Однако в любом случае отсчет времени начинают вести с того момента, когда окончено первое прочтение задачи.
Для детей младше 8 лет либо тех, кто подозревается в умственной отсталости, необходимо начинать с задания № 1. Тестирование прекращается при 3 неправильных ответах подряд (0 баллов). Для детей Б лет и старше необходимо начинать с задания № 4.
Если
ребенок справляется с
Если ребенок не сможет правильно ответить на задания № 4, 5, следует вернуться к заданиям №1,2 и 3. Если ребенок справится с № 3, то переходите к № 6.
Каждый ответ может быть оценен в 1 или 0 баллов. Однако, если при выполнении заданий № 2, 3 ребенок сперва ошибся, но потом исправил эту ошибку и при этом не исчерпал лимит времени, то каждый такой ответ оценивается в г/2 балла. Максимальная оценка в третьем субтесте составляет 16 баллов.
Задания и лимиты времени
1. Расположите 9 кубиков в ряд перед испытуемым и попросите пальцем сосчитать все кубики (время выполнения задания — 45 секунд).
2*. Расположите 9 кубиков в ряд перед испытуемым и скажите: «Убери все кубики, кроме четырех. Оставь себе четыре кубика» (время выполнения задания — 45 секунд).
3. Расположите 9 кубиков в ряд перед испытуемым и скажите: «Теперь убери все кубики, кроме семи. Оставь себе семь кубиков» (время выполнения задания — 45 секунд).
6. У Толи было б шариков, и он купил еще 8 шариков. Сколько всего шариков теперь у Толи? (Время выполнения задания — 30 секунд.)
14*. Если 3 тетради стоят 5 рублей, сколько будут стоить 24 тетради? (Время выполнения задания —60 секунд.)
15.
Предположим, что изменилась
16. Коля и Юра начали играть в шашки на фантики. К началу игры у каждого было по 27 фантиков. Они договорились, что в конце каждой партии проигравший будет отдавать победителю !/3 имеющихся у него фантиков. Коля выиграл первые три партии. Сколько фантиков оставалось у Юры к началу четвертой партии? (Время выполнения задания — 120 секунд.)
Ответы на 3-й субтест
1.9.
2.4.
3.7.
4.2.
5.6.
6.14.
7.7.
8.21.
9.14.
10.18.
11.9.
16.8.
4-й
субтест. Нахождение сходства. Аналогии
Инструкция
Перед
чтением каждого задания
Если ребенок не в состоянии завершить первое предложение или если кажется, что он его не понимает, завершите его сами: «Лимоны кислые, а сахар сладкий». Таким же образом поступают и в том случае, если он не сможет завершить второе предложение. Однако после этого никакой дальнейшей помощи оказывать не следует. Если ребенок успешно справляется с заданием, скажите ему: «Правильно. А теперь попробуй справиться с этим», после чего предлагаются оставшиеся предложения. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Если в результате из 4 предъявленных заданий ребенок выполнит не менее 2, следует перейти к выполнению заданий на сходства.
Сходства
Инструкция
Обратитесь к ребенку со следующими словами: «Скажи, чем похожи друг на друга слива и персик?». Если он заявляет, что они ничем не похожи, молчит или дает неверный ответ, скажите ему: «Да, они оба фрукты, их едят, у обоих есть косточки и кожица. А теперь скажи, чем похожи друг на друга кошка и мышка? »
Если ребенок не справится и с задачей о кошке и мышке, снова объясните и переходите к заданию № 7, но с этого момента никакой помощи не оказывайте.
Если ребенку вопросы по «Аналогиям» не предъявлялись (так как ему больше 8 лет и его умственное развитие соответствует норме), а по «Сходствам» он получил менее 3 баллов, следует вернуться к «Аналогиям» (в соответствии с инструкцией для детей младше 8 лет). Таким детям начисляется общее количество баллов, полученных по обеим частям субтеста.
Детям, начавшим со «Сходств» и получившим не менее 3 баллов, начисляется максимальная оценка за «Аналогии» (4 балла).
Тестирование по «Сходствам» прекращается после трех неверных (0 баллов) ответов подряд. Оценивание в 2, 1 или 0 баллов по каждому из заданий «Сходств» (5—16) зависит от степени и качества обобщений в ответах.
Если ребенок указывает на различие двух объектов или называет наряду с правильными и неправильные признаки, спросите его: «Так какой же ответ ты выбираешь?», после чего поставьте оценку в соответствии с его решением. Если ребенок сам поправляет себя, то необходимости в таких вопросах не возникает. Дополнительные высказывания ребенка, которые не являются частью его ответа, при оценивании не учитываются. К примеру, «кошка — мышка»: «У обеих есть глаза, хвосты, лапы... Мой кот поймал мышку».
Итак, предложим ребенку определить черты сходства двух объектов.
8. Рояль — скрипка.
9. Бумага — уголь.
ОТВЕТЫ НА 4-Й СУБТЕСТ Правильные ответы по «Аналогиям» (вопросы 1-4)
Критерии оценок и образцы ответов по «Сходствам» (вопросы 5-16)*
Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников