Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     0 баллов — так лучше (В)... Они красивей...Их больше.

     10. Суть правильного ответа: будешь уверен, что деньги действительно попадут нуждающимся людям.

     На  собранные деньги фонд милосердия сможет оказать более существенную помощь. Фонд располагает большими возможностями  и может помочь многим людям, а не одному.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     О баллов — если подать нищему, то ему придется самому их хранить... Вы получите большее удовлетворение... Это благотворительность; надо заботиться о нищих.

     11. Суть правильного ответа: для того, чтобы такой пост занимали действительно квалифицированные и опытные люди. Чтобы поддерживался высокий уровень правительства. Чтобы избежать протекционизма (блата) в политике.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     0 баллов — каждый должен иметь свою работу... Во время такого обсуждения можно сказать человеку все, что о нем думаешь.

     12. Суть правильного ответа: оно прочное, легко стирается, гигиеничное, удобное в носке, хорошо красится, сохраняет прохладу.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     0 баллов — оно хорошее, это лучший материал... Можно высушить, если намокнет.

     13. Суть правильного ответа: все население страны такое большое, что оно не может, собравшись вместе, как одно целое, вырабатывать законы и обеспечить создание представительного правительства; чтобы сделать правительственных чиновников ответственными перед народом.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     О баллов — потому что нам нужны вожди и люди, которые знают правительственные полномочия... Чтобы помочь выработать законы... Чтобы помочь управлять страной (В)... Помочь управлять людьми.

     14. Суть правильного ответа: на этом основываются вера и взаимное доверие; обещание подразумевает договор; нарушение обещания приносит 
боль и разочарование другим людям.

     2 балла — договоренность между людьми, по сути, является контрактом и поэтому должна выполняться... Взаимоотношения между людьми базируются на доверии к словам и делам... Если каждый начнет лгать и говорить не то, что думает, то никто никому не сможет верить... Тут на карту поставлена твоя честь... Люди станут говорить, что тебе нельзя доверять... А у тебя же репутация.

     1 балл — потому что обещание  на будущее — это дело чести... Чтобы проявить свою лояльность... Это было бы неправильно —  не соблюдать обещаний.

     О баллов — суждение, которое подразумевает некоторую туманную необходимость: если у тебя есть характер... Это твоя сознательность... Надо быть честным... Чтобы приобретать друзей... Когда-то ведь и тебе кто-то пообещает. 

 

     3-й  субтест. Арифметический 

     Инструкция

     Задания с № 1 по № 13 ребенку зачитываются. Задания № 14, 15, 16 предъявляются на отдельных карточках для самостоятельного прочтения. На решение каждого задания отводится определенное время. Отсчет времени начинается сразу же после постановки задачи. Превышение лимита времени расценивается как невыполнение задания (оценка О баллов).

     В заданиях № 1, 2, 3 вам понадобится  набор детских кубиков {9 штук).

     Если  ребенок просит повторить задание  либо вы видите, что он его не понял, — задание может быть повторено. Однако в любом случае отсчет времени  начинают вести с того момента, когда окончено первое прочтение задачи.

     Для детей младше 8 лет либо тех, кто  подозревается в умственной отсталости, необходимо начинать с задания № 1. Тестирование прекращается при 3 неправильных ответах подряд (0 баллов). Для детей  Б лет и старше необходимо начинать с задания № 4.

     Если  ребенок справляется с заданиями  № 4, 5 или хотя бы с одним из них, ему начисляются баллы и за пропущенные задания №1,2,3 (поскольку  они являются более легкими и, следовательно, заведомо выполнимыми) .

     Если  ребенок не сможет правильно ответить на задания № 4, 5, следует вернуться к заданиям №1,2 и 3. Если ребенок справится с № 3, то переходите к № 6.

     Каждый  ответ может быть оценен в 1 или 0 баллов. Однако, если при выполнении заданий № 2, 3 ребенок сперва ошибся, но потом исправил эту ошибку и при этом не исчерпал лимит времени, то каждый такой ответ оценивается в г/2 балла. Максимальная оценка в третьем субтесте составляет 16 баллов.

     Задания и лимиты времени

     1. Расположите 9 кубиков в ряд  перед испытуемым и попросите  пальцем сосчитать все кубики (время выполнения задания — 45 секунд).

     2*. Расположите 9 кубиков в ряд  перед испытуемым и скажите:  «Убери все кубики, кроме четырех.  Оставь себе четыре кубика»  (время выполнения задания —  45 секунд).

     3. Расположите 9 кубиков в ряд  перед испытуемым и скажите: «Теперь убери все кубики, кроме семи. Оставь себе семь кубиков» (время выполнения задания — 45 секунд).

  1. Если я разрежу яблоко пополам, то сколько частей получу? (Время выполнения задания — 30 секунд.)
  2. У Вани было 4 рубля, а мама дала ему еще 2 рубля. Сколько всего рублей теперь у Вани? (Время выполнения задания — 30 секунд.)

     6. У Толи было б шариков, и он купил еще 8 шариков. Сколько всего шариков теперь у Толи? (Время выполнения задания — 30 секунд.)

  1. У киоскера было 12 газет. 5 он продал. Сколько осталось? (Время выполнения задания — 30 секунд.)
  2. Каждая тетрадь стоит 7 рублей. Сколько стоят 3 тетради? (Время выполнения задания — 30 секунд.)
  3. У продавца было 25 бутылок молока. 11 он продал. Сколько осталось? (Время выполнения задания —30 секунд.)
  4. У 4 мальчиков было 72 копейки. Они поделили их между собой поровну. Сколько копеек получил каждый? (Время выполнения задания — 30 секунд.)
  5. Рабочий заработал 36 рублей. Ему платили по 4 рубля в час. Сколько часов он работал? (Время выполнения задания — 30 секунд.)
  6. Если ты купишь 3 десятка резинок по 30 копеек за десяток, то сколько копеек сдачи ты получишь с рубля? (Время выполнения задания — 60 секунд.)
  7. От какого числа 36 составляет 2/3? (Время выполнения задания — 30 секунд.)

     14*. Если 3 тетради стоят 5 рублей, сколько будут стоить 24 тетради? (Время выполнения задания —60 секунд.)

     15. Предположим, что изменилась оплата  проезда в такси: теперь за  первые полкилометра нужно платить  3 рубля, а за каждые последующие  полкилометра — 2 рубля. Сколько  при таких условиях будет стоить поездка на расстояние в 4 километра? (Время выполнения задания — 120 секунд).

     16. Коля и Юра начали играть  в шашки на фантики. К началу  игры у каждого было по 27 фантиков. Они договорились, что в конце каждой партии проигравший будет отдавать победителю !/3 имеющихся у него фантиков. Коля выиграл первые три партии. Сколько фантиков оставалось у Юры к началу четвертой партии? (Время выполнения задания — 120 секунд.)

     Ответы  на 3-й субтест

     1.9.

     2.4.

     3.7.

     4.2.

     5.6.

     6.14.

     7.7.

     8.21.

     9.14.

     10.18.

     11.9.

  1. 10.
  2. 54.
  3. 40.
  4. 17.

    16.8. 

 

     4-й  субтест. Нахождение сходства. Аналогии 

     Инструкция

     Перед чтением каждого задания обратитесь к ребенку со словами: «Заверши то, что я тебе сейчас скажу». Ребенку  даются четыре задания:

  1. Лимоны кислые, а сахар...
  2. Ты ходишь ногами, а бросаешь...
  3. Мальчики вырастают в мужчин, а девочки...
  4. Нож и кусок стекла. Оба...

     Если  ребенок не в состоянии завершить  первое предложение или если кажется, что он его не понимает, завершите  его сами: «Лимоны кислые, а сахар сладкий». Таким же образом поступают и в том случае, если он не сможет завершить второе предложение. Однако после этого никакой дальнейшей помощи оказывать не следует. Если ребенок успешно справляется с заданием, скажите ему: «Правильно. А теперь попробуй справиться с этим», после чего предлагаются оставшиеся предложения. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

     Если  в результате из 4 предъявленных  заданий ребенок выполнит не менее 2, следует перейти к выполнению заданий на сходства.

     Сходства

     Инструкция

     Обратитесь  к ребенку со следующими словами: «Скажи, чем похожи друг на друга  слива и персик?». Если он заявляет, что они ничем не похожи, молчит или дает неверный ответ, скажите  ему: «Да, они оба фрукты, их едят, у обоих есть косточки и кожица. А теперь скажи, чем похожи друг на друга кошка и мышка? »

     Если  ребенок не справится и с задачей  о кошке и мышке, снова объясните  и переходите к заданию № 7, но с этого момента никакой помощи не оказывайте.

     Если  ребенку вопросы по «Аналогиям» не предъявлялись (так как ему больше 8 лет и его умственное развитие соответствует норме), а по «Сходствам» он получил менее 3 баллов, следует вернуться к «Аналогиям» (в соответствии с инструкцией для детей младше 8 лет). Таким детям начисляется общее количество баллов, полученных по обеим частям субтеста.

     Детям, начавшим со «Сходств» и получившим не менее 3 баллов, начисляется максимальная оценка за «Аналогии» (4 балла).

     Тестирование  по «Сходствам» прекращается после  трех неверных (0 баллов) ответов подряд. Оценивание в 2, 1 или 0 баллов по каждому из заданий «Сходств» (5—16) зависит от степени и качества обобщений в ответах.

     Если  ребенок указывает на различие двух объектов или называет наряду с правильными  и неправильные признаки, спросите его: «Так какой же ответ ты выбираешь?», после чего поставьте оценку в соответствии с его решением. Если ребенок сам поправляет себя, то необходимости в таких вопросах не возникает. Дополнительные высказывания ребенка, которые не являются частью его ответа, при оценивании не учитываются. К примеру, «кошка — мышка»: «У обеих есть глаза, хвосты, лапы... Мой кот поймал мышку».

     Итак, предложим ребенку определить черты  сходства двух объектов.

  1. Слива — персик.
  2. Кошка — мышка.
  3. Пиво — вино.

     8. Рояль — скрипка.

     9. Бумага — уголь.

  1. Килограмм — километр.
  2. Ножницы — сковородка.
  3. Гора — озеро.
  4. Соль — вода.
  5. Свобода — справедливость.
  6. Первый — последний.
  7. Числа 49-121.

     ОТВЕТЫ  НА 4-Й СУБТЕСТ Правильные ответы по «Аналогиям» (вопросы 1-4)

  1. Сладкий.
  2. Ладонями, руками.
  3. В женщин, теть, мам.
  4. Острые.

     Критерии  оценок и образцы ответов по «Сходствам» (вопросы 5-16)*

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников