Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     Список  слов сравнения.

     река - озеро

     велосипед - мотоцикл

     ворона - рыба

     лев - тигр

     поезд - самолет

     обман - ошибка

     ботинок - карандаш

     яблоко - вишня

     5. «Арифметический»

     Цель: Выявить умение оперировать числовым материалом.

     Время проведения:10 мин

     1. У мальчика было 100 монет, из  них он истратил 15. Сколько монет  у него осталось? (85)

     2. Сколько километров проедет автомобиль  за 9 часов, если его скорость  составляет 70 км/час? (630)

     3. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов? (235)

     6.Упражнение  «Развиваем внимание»

     Цель: Развитие памяти и внимания

     Время проведения: 8 мин

     Упражнение  позволяет ведущему создать рабочий  настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

     Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя  предыдущего и его любимый  фрукт, свое имя и свой любимый  фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

     7.Упражнение  «Развиваем память»

     Цель: Развитие оперативной памяти

     Время проведения: 3 мин

     Зачитываются  ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся  числа. После этого вновь прочитывают  ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается  ошибкой.

     Числовые ряды:

     37 48 95

     24 73 58 49

     89 65 17 59 78

     53 27 87 91 23 47

     16 51 38 43 87 14 92

     72 84 11 85 41 68 27 58

     47 32 61 18 92 34 52 76 84

     69 15 93 72 38 45 96 26 58 83

     Занятие 2

     1 Методика «Исключения понятий»

     1. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

     2. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

     3. Успех, удача, выигрыш, спокойствие,  неудача.

     4 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

     5. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

     6. Глубокий, низкий, светлый, высокий,  длинный.

     2 «Перечень возможных причин»

     - вы шли по темному лесу и  вдруг впереди увидели яркий  свет;

     - Ковбой заходит в бар и просит  у бармена стакан воды. Ни слова  не говоря, бармен выхватывает  из-за пояса пистолет и стреляет  вверх. Ковбой говорит "спасибо"  и уходит.

     (Ответ: Ковбой икал, а от испуга перестал).

     3 Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

     1. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

     2. Который сейчас час (Ребенку  показывают часы и просят назвать  время), (Правильный ответ такой,  в котором указаны часы и минуты).

     3. Молодую корову называют телка.  А как называют молодую собаку  и молодую овцу?

     4. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь  и объясни почему ты так  считаешь.

     5. Для чего нужны автомобилю  тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)

     6. Чем похожи друг на друга  молоток и топор? (Правильный ответ  указывают, что это инструменты,  выполняющие в чем то похожие  функции).

     4 Методика «сравнение понятий».

     Утро - вечер

     Корова - лошадь

     летчик - тракторист

     лыжи - кошки

     собака - кошка

     трамвай – автобус

     кошка - яблоко

     голод - жажда.

     5. «Арифметический»

     1. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают  такую же траншею 18 человек? (24)

     2. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет. (36)

     3. В мастерской за 8 часов делают 280 стульев. Сколько стульев будет  изготовлено за 10 часов? (350)

     6 Упражнение «Развиваем внимание»

     Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

     7.Упражнение  «Развиваем память»

     Запоминание списка чисел очень похоже на запоминание  списка слов: берется образ соответствующий первой цифре, создается ассоциация с образом соответствующим второй цифре. Затем соединяются второй и третий образы и так до конца списка. Данный метод можно использовать для запоминания телефонов, дат, цен и т.д. Рассмотрим применение этого приема на примере. Обратите внимание, что у вас при создании может использоваться своя система образов.

     9 - 2 - 8 - 6 - 2 - 5 - 3 - 6 - 8 – 1

     Занятие 3

     1 Методика «Исключения понятий»

     1. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

     2. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

     3. Секунда, час, год, вечер, неделя.

     4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

     5. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,  чернила.

     6. Видеть, говорить, осязать, нюхать, слышать.

     2 «Перечень возможных причин»

     вы  позвонили другу, но по телефону вам  ответил незнакомый грубый голос.

     Интервью  с близнецами: -- Вы братья? -- Да! -- Родились в один день? -- Да! -- Вы двойняшки? -- Нет! Почему?

     (Ответ: Они тройняшки).

     3 Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

     1. Что есть общего между белкой  и кошкой? (В правильном ответе  должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

     2. Чем отличается гвоздь, винт и  шуруп друг от друга. (Правильный  ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп - нарезные, гвоздь  забивают молотком, а винт и  шуруп вкручивают).

     3. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

     4. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум  2 вида транспорта).

     5. Чем отличается старый человек  от молодого? (правильный ответ  должен содержать в себе хотя  бы два существенных признака).

     6. Для чего люди занимаются физкультурой  и спортом?

     4 Методика «сравнение понятий».

     лев - собака

     ворона - воробей

     молоко - вода

     золото - серебро

     сани - телега

     воробей - курица

     дуб - береза

     сказка - песня

     5. «Арифметический»

     1 Кусок материи длиной 3,5 м стоит  70 монет. Сколько стоит 2,5 м  такой же материи? (50)

     2 Проволока длиной 48 см при нагревании  увеличивается до 56 см. Какова будет  длина 72-сантиметровой проволоки  при нагревании? (84)

     3 Дерево находиться в 20 м севернее  дома, а дом расположен в 15 м севернее пруда. Какого расстояние от дерева до пруда ? (35)

     6 Упражнение «Развиваем внимание»

     Упражнение  «Ладошки»

     Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое  колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников