Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы
5. «Арифметический»
Цель: Выявить умение оперировать числовым материалом.
Время проведения:10 мин
1. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось? (85)
2.
Сколько километров проедет
3. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов? (235)
6.Упражнение «Развиваем внимание»
Цель: Развитие памяти и внимания
Время проведения: 8 мин
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
7.Упражнение «Развиваем память»
Цель: Развитие оперативной памяти
Время проведения: 3 мин
Зачитываются
ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся
числа. После этого вновь прочитывают
ряды чисел и неправильно
Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
- вы шли по темному лесу и вдруг впереди увидели яркий свет;
-
Ковбой заходит в бар и просит
у бармена стакан воды. Ни слова
не говоря, бармен выхватывает
из-за пояса пистолет и
(Ответ: Ковбой икал, а от испуга перестал).
3 Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
1. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
2.
Который сейчас час (Ребенку
показывают часы и просят
3.
Молодую корову называют телка.
4. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.
5. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
5. «Арифметический»
1. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек? (24)
2. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет. (36)
3.
В мастерской за 8 часов делают
280 стульев. Сколько стульев
6
Упражнение «Развиваем
Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
7.Упражнение «Развиваем память»
Запоминание списка чисел очень похоже на запоминание списка слов: берется образ соответствующий первой цифре, создается ассоциация с образом соответствующим второй цифре. Затем соединяются второй и третий образы и так до конца списка. Данный метод можно использовать для запоминания телефонов, дат, цен и т.д. Рассмотрим применение этого приема на примере. Обратите внимание, что у вас при создании может использоваться своя система образов.
6. Видеть, говорить, осязать, нюхать, слышать.
вы позвонили другу, но по телефону вам ответил незнакомый грубый голос.
Интервью с близнецами: -- Вы братья? -- Да! -- Родились в один день? -- Да! -- Вы двойняшки? -- Нет! Почему?
(Ответ: Они тройняшки).
3 Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
1. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
2.
Чем отличается гвоздь, винт и
шуруп друг от друга. (Правильный
ответ: гвоздь гладкий по
3. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
4.
Какие ты знаешь виды
5. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
6.
Для чего люди занимаются
5. «Арифметический»
1 Кусок материи длиной 3,5 м стоит 70 монет. Сколько стоит 2,5 м такой же материи? (50)
2
Проволока длиной 48 см при нагревании
увеличивается до 56 см. Какова будет
длина 72-сантиметровой
3 Дерево находиться в 20 м севернее дома, а дом расположен в 15 м севернее пруда. Какого расстояние от дерева до пруда ? (35)
6
Упражнение «Развиваем
Упражнение «Ладошки»
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников