Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы
16. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей/ С.Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989 - Т. 1. - 485 с.
18. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб: Речь, 2005. - 373 с.
19. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2003
20. Субботина Л.Ю., Игры для развития и обучения дети 5-10 лет, Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001
21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1996
22. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2003
23. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль "Академия развития" , 1996
24. Умственные способности и возраст. Лейтес Н.С.— М., 1971
25 Шевандрин,
Н.И. Основы психологической
26. Эльконин,
Д.Б. Избранные
Приложение
1
1–й
Субтест. Общая осведомленность
Читайте каждый вопрос в предложенной последовательности без изменения формулировок. Если по ответу нельзя однозначно определить, знает ли ребенок то, о чем его спрашивают, попросите его объяснить поподробнее. Ответ по каждому заданию может быть оценен либо в 1, либо в 0 баллов. Следовательно максимальная оценка – 30 баллов.
Ответы на 1-й субтест
12..
От светло-розового до темно-
13.. На западе. (Дети очень часто отвечают:«за тучкой», «за лесом», «за горизонтом» либо просто указывают рукой — дескать, там. В этих случаях необходимо сказать: «Молодец, но это направление, а не точка»).
30. Принудительное
и безвозмездное изъятие имущества в собственность
государства по приговору суда или в административном
порядке; изъятие имущества за совершенное
преступление.
2-й
субтест. Общая понятливость
Инструкция
Читайте каждый вопрос в предложенной последовательности и без изменения формулировок. Если ребенок с первого раза не запомнит вопрос (признаком этого может служить пауза в 10—15 секунд), то следует прочесть его еще раз. При этом не допускайте никаких сокращений формулировки вопроса, изменений или дополнений. Вместе с тем рекомендуется подбадривать ребенка репликами типа: «Да», «Продолжай» и т. п. Если же ответ недостаточно ясен, обратитесь к ребенку с просьбой: «Пожалуйста, продолжай свое объяснение» или «Расскажи мне об этом немного больше».
Каждый ответ может быть оценен в 2, 1 или 0 баллов — в зависимости от степени обобщенности и точности. Поскольку субтест содержит 14 вопросов, максимальная возможная оценка составляет 28 баллов. Тестирование прекращается после трех неправильных (оцененных в 0 баллов) ответов, данных подряд.
Критерии оценивания
При оценивании ответов ребенка на вопросы данного субтеста вам иногда придется полагаться на собственное суждение, так как невозможно предусмотреть все варианты ответов, и среди них наверняка будут попадаться нетипичные. Однако в большинстве случаев оценка ответа очевидна — вам достаточно будет сопоставить ответы ребенка с определенными критериями и примерами ответов, которые приведены ниже.
Большинство примеров на 0 баллов иллюстрируют ответы, которые приближаются к оценке 1 балл, но тем не менее ее не заслуживают. Что же касается ответов, которые содержат некоторые признаки понимания, то после них следует ставить перед ребенком дополнительные (но ни в коем случае не наводящие) вопросы. В приведенных ниже примерах возможных ответов такие случаи обозначаются знаком (В).
Вопросы 1-5. Это вопросы типа: «Что нужно делать?». Если ребенок понимает, что следует делать, и считает, что это должно быть сделано им самим, то ответ оценивается в 2 балла. Если же ребенок понимает то, что должно быть сделано, но ответственность возлагает на кого-то-другого или ограничивает степень своего участия, то такой ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 6-14. Для каждого из этих вопросов приведено несколько приемлемых ответов. Как правило, 2 балла выставляют за ответ, в котором содержатся, по крайней мере, 2 общих довода, подтверждающих сказанное. За ответ, который имеет только один из них, ставится только 1 балл. Обратите внимание на то, что в отношении вопроса № 14 при оценке ответа особенно важно учесть уровень его обобщенности.
Тестовые вопросы
10. Почему в принципе лучше перевести деньги в какой-нибудь фонд милосердия, чем просто подать просящему на улице?
11. Почему для занятия должности министра нужно пройти обсуждение в Государственной Думе?
Ответы на 2-й субтест (возможные ответы и их оценка)
1. Суть правильного ответа: наложить повязку.
2 балла — забинтую (заклею пластырем)... Приведу в порядок с помощью любых лекарств (смажу йодом, зеленкой и т. д.)... Вымою водой с мылом.
1 балл — скажу о случившемся маме, учительнице... Полечу палец... Пойду к доктору.
О баллов — пойду домой... Буду плакать.
2. Суть правильного ответа: возместить потерю.
2 балла — отдам свою собственную... Постараюсь вернуть или возместить потерю.
1 балл — постараюсь найти (В)... Скажу маме, она поищет или купит другую.
0 баллов — извинюсь... Буду плакать... Скажу, что у меня нет.
3. Суть правильного ответа: пойти за хлебом в другой магазин.
2 балла* — отправлюсь за ним в другой магазин.. Куплю печенье (булочку).
1 балл — вернусь домой и скажу, что в том магазине хлеба больше нет и поэтому меня нужно послать в другой... Вернусь домой и спрошу, что мне делать.
0 баллов — уйду без хлеба... Подожду до следующего раза, когда смогу купить... Приду домой и скажу, что хлеба нет (Если в окрестности только один магазин, то такой ответ оценивается в 2 балла.)
4. Суть правильного ответа: не буду с ним драться; просто отойду в сторону.
2 балла — скажу ему, что не хочу сделать ему больно... Скажу ему, что драться нельзя... Не буду давать ему сдачи; постараюсь выяснить, в чем дело... Начну с ним играть... Возьму за руку и отведу к маме... Отвлеку его от драки и расскажу сказку.
1 балл — скажу ему, чтобы он лучше со мной не связывался... Попрошу кого-нибудь остановить его... Скажу ему, чтобы не дрался.
0 баллов — позволю ему драться... Позволю ему победить (В)... Если он маленький, то не буду его сильно бить... Ничего не буду делать.
5. Суть правильного ответа: дам предупредительный сигнал приближающемуся поезду.
2 балла — достану что-нибудь яркое и буду им махать... Подойду к поезду как можно ближе и как-нибудь просигнализирую... Достану носовой платок и буду им махать.
1 балл — скажу человеку на станции, и он остановит поезд... Следует закрыть семафор... Пошлю кого-нибудь, чтобы он что-то сделал.
0 баллов — убегу, потому что поезд может опрокинуться на нас... Пойду в милицию (на станцию) и скажу, что поезд сошел с рельсов... Укреплю их (рельсы).
6. Суть правильного ответа: такой дом более прочный, долговечный, безопасный, крепкий, у него лучшая изоляция.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов из тех, которые названы выше.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
0 баллов — потому что дождю не так просто по пасть внутрь дома... Кирпич тяжелее... Дерево ломается.
7. Суть правильного ответа: для устрашения; это защита общества; урок для других; наказание и отмщение; для исправления; для изоляции.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов из тех, которые названы выше.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
О баллов — они плохие... Они попали в трудное положение... Когда они на свободе, то никому ничего хорошего не делают (В)... Если бы они не были преступниками, их бы не посадили... Они опасные.
8. Суть правильного ответа: женщины более не обходимы детям. У детей впереди более долгая жизнь, чем у взрослых. Женщины и дети не такие сильные, как мужчины.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.
1 балл — ответ содержит один такой довод.
0 баллов — потому что они не умеют плавать... Потому что женщин принято пропускать вперед... Женщины более нервные, чем мужчины.
9. Суть правильного ответа: проще считать; удобнее нести; крупные деньги легче спрятать; они занимают меньше места.
2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.
Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников