Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

16. Рубинштейн  С.Я. О воспитании привычек  у детей/ С.Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.

17. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989 - Т. 1. - 485 с.

18. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб: Речь, 2005. - 373 с.

19. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2003

20. Субботина Л.Ю., Игры для развития и обучения дети 5-10 лет, Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001

21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1996

22. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2003

23. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль "Академия развития" , 1996

24. Умственные способности и возраст. Лейтес Н.С.— М., 1971

25 Шевандрин,  Н.И. Основы психологической диагностики:  Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И.Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288с.

26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические  труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с. 

 

     

     Приложение 1 

     1–й Субтест. Общая осведомленность 

     Читайте каждый вопрос в предложенной последовательности без изменения формулировок. Если по ответу нельзя однозначно определить, знает ли ребенок то, о чем его спрашивают, попросите его объяснить поподробнее. Ответ по каждому заданию может быть оценен либо в 1, либо в 0 баллов. Следовательно максимальная оценка – 30 баллов.

  1. Сколько у тебя ушей?
  2. Как называется этот палец? (Показывая указательный палец)
  3. Сколько ног у собаки?
  4. От каких животных мы получаем молоко?
  5. Что нужно сделать, чтобы вскипятить воду?
  6. В каких магазинах продают сахар?
  7. Сколько копеек в пятаке?
  8. Сколько дней в неделе?
  9. Кто первый полетел в космос?
  10. Сколько предметов составляют дюжину?
  11. Назови четыре времени года7 (Называть можно в любом порядке)
  12. Какой цвет имеют рубины?
  13. Как называется та точка горизонта, где садиться солнце?
  14. Для чего человеку желудок?
  15. Почему нефть или растительное масло плавают в воде на ее поверхности?
  16. Кто написал «Евгения Онегина»?
  17. Что празднуют 9 Мая?
  18. Как расшифровывается слово «АТС»?
  19. Каков средний рост взрослого человека?
  20. Где находиться Чили?
  21. Скольким килограммам равняется пуд?
  22. Как называется столица Греции?
  23. Из чего получают скипидар?
  24. Сколько километров от Киева до Москвы?
  25. Какие люди отмечают свой день рождение раз в 4 года?
  26. Кто открыл Южный полюс?
  27. Что такое барометр?
  28. Что такое иероглиф?
  29. Кто такой Чингисхан?
  30. Что такое конфискация?

     Ответы  на 1-й субтест

  1. Два. Пара .
  2. Указательный
  3. Четыре
  4. Корова, коза, верблюд, лошадь
  5. Поставить на плиту, нагреть и т.д.
  6. В гастрономе, хлебном, продовольственном
  7. Пять
  8. Семь
  9. Юрий Гагарин
  10. Двенадцать
  11. Зима, весна, лето, осень

     12.. От светло-розового до темно-красного (приемлем любой ответ).

     13.. На западе. (Дети очень часто отвечают:«за тучкой», «за лесом», «за горизонтом» либо просто указывают рукой — дескать, там. В этих случаях необходимо сказать: «Молодец, но это направление, а не точка»).

  1. Для переваривания пищи.
  2. Потому что они легче воды.
  3. Пушкин; Чайковский.
  4. День Победы.
  5. Автоматическая телефонная станция.
  6. От 150 до 180 см (любой ответ).
  7. В Южной Америке.
  8. 16кг.
  9. Афины.
  10. В качестве источников могут быть названы сосна или ель.
  11. Правильным считается любой ответ: от 800 до 1000 км.
  12. Те, кто родился 29 февраля.
  13. Амудсен.
  14. Прибор для измерения атмосферного давления; прибор, предсказывающий погоду.
  15. Священный знак или символ, элемент пиктографического письма, особенно у древних египтян. (Приемлем также ответ: знак японского или китайского письма.)
  16. Монгольский полководец; завоеватель Северного Китая, Сибири и других территорий.

     30. Принудительное и безвозмездное изъятие имущества в собственность государства по приговору суда или в административном порядке; изъятие имущества за совершенное преступление. 

     2-й  субтест. Общая понятливость 

     Инструкция

     Читайте каждый вопрос в предложенной последовательности и без изменения формулировок. Если ребенок с первого раза не запомнит вопрос (признаком этого  может служить пауза в 10—15 секунд), то следует прочесть его еще раз. При этом не допускайте никаких сокращений формулировки вопроса, изменений или дополнений. Вместе с тем рекомендуется подбадривать ребенка репликами типа: «Да», «Продолжай» и т. п. Если же ответ недостаточно ясен, обратитесь к ребенку с просьбой: «Пожалуйста, продолжай свое объяснение» или «Расскажи мне об этом немного больше».

     Каждый  ответ может быть оценен в 2, 1 или 0 баллов — в зависимости от степени  обобщенности и точности. Поскольку  субтест содержит 14 вопросов, максимальная возможная оценка составляет 28 баллов. Тестирование прекращается после трех неправильных (оцененных в 0 баллов) ответов, данных подряд.

     Критерии  оценивания

     При оценивании ответов ребенка на вопросы  данного субтеста вам иногда придется полагаться на собственное суждение, так как невозможно предусмотреть  все варианты ответов, и среди них наверняка будут попадаться нетипичные. Однако в большинстве случаев оценка ответа очевидна — вам достаточно будет сопоставить ответы ребенка с определенными критериями и примерами ответов, которые приведены ниже.

     Большинство примеров на 0 баллов иллюстрируют ответы, которые приближаются к оценке 1 балл, но тем не менее ее не заслуживают. Что же касается ответов, которые содержат некоторые признаки понимания, то после них следует ставить перед ребенком дополнительные (но ни в коем случае не наводящие) вопросы. В приведенных ниже примерах возможных ответов такие случаи обозначаются знаком (В).

     Вопросы 1-5. Это вопросы типа: «Что нужно делать?». Если ребенок понимает, что следует делать, и считает, что это должно быть сделано им самим, то ответ оценивается в 2 балла. Если же ребенок понимает то, что должно быть сделано, но ответственность возлагает на кого-то-другого или ограничивает степень своего участия, то такой ответ оценивается в 1 балл.

     Вопросы 6-14. Для каждого из этих вопросов приведено несколько приемлемых ответов. Как правило, 2 балла выставляют за ответ, в котором содержатся, по крайней мере, 2 общих довода, подтверждающих сказанное. За ответ, который имеет только один из них, ставится только 1 балл. Обратите внимание на то, что в отношении вопроса № 14 при оценке ответа особенно важно учесть уровень его обобщенности.

     Тестовые  вопросы

  1. Что необходимо сделать, если ты порежешь палец?
  2. Что необходимо сделать, если ты потерял(а) чужой мяч (куклу) ?
  3. Как ты поступишь, если тебя послали в магазин 
    за хлебом, а продавец говорит, что хлеб уже закончился?
  4. Как следует поступить, если мальчик, который намного меньше тебя, начнет драться с тобой?
  5. Что ты будешь делать, если увидишь поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
  6. Почему лучше строить дома из кирпича, чем из дерева?
  7. Зачем преступников держат в тюрьме?
  8. Почему, когда корабль тонет, первыми спасают женщин и детей?
  9. Почему за дорогую вещь лучше расплачиваться крупными деньгами, чем мелочью?

     10. Почему в принципе лучше перевести деньги в какой-нибудь фонд милосердия, чем просто подать просящему на улице?

     11. Почему для занятия должности министра нужно пройти обсуждение в Государственной Думе?

  1. Почему в производстве одежды используется хлопковое волокно?
  2. Для чего мы избираем депутатов в Государственную Думу?
  3. Почему нужно всегда выполнять свои обещания?

     Ответы на 2-й субтест (возможные ответы и их оценка)

     1. Суть правильного ответа: наложить  повязку.

     2 балла — забинтую (заклею пластырем)... Приведу в порядок с помощью любых лекарств (смажу йодом, зеленкой и т. д.)... Вымою водой с мылом.

     1 балл — скажу о случившемся маме, учительнице... Полечу палец... Пойду к доктору.

     О баллов — пойду домой... Буду плакать.

     2. Суть правильного ответа: возместить потерю.

     2 балла — отдам свою собственную... Постараюсь вернуть или возместить потерю.

     1 балл — постараюсь найти (В)... Скажу маме, она поищет или купит другую.

     0 баллов — извинюсь... Буду плакать... Скажу, что у меня нет.

     3. Суть правильного ответа: пойти за хлебом в другой магазин.

     2 балла* — отправлюсь за ним в другой магазин.. Куплю печенье (булочку).

     1 балл — вернусь домой и скажу, что в том магазине хлеба больше нет и поэтому меня нужно послать в другой... Вернусь домой и спрошу, что мне делать.

     0 баллов — уйду без хлеба... Подожду до следующего раза, когда смогу купить... Приду домой и скажу, что хлеба нет (Если в окрестности только один магазин, то такой ответ оценивается в 2 балла.)

     4. Суть правильного ответа: не буду с ним драться; просто отойду в сторону.

     2 балла — скажу ему, что не хочу сделать ему больно... Скажу ему, что драться нельзя... Не буду давать ему сдачи; постараюсь выяснить, в чем дело... Начну с ним играть... Возьму за руку и отведу к маме... Отвлеку его от драки и расскажу сказку.

     1 балл — скажу ему, чтобы он лучше со мной не связывался... Попрошу кого-нибудь остановить его... Скажу ему, чтобы не дрался.

     0 баллов — позволю ему драться... Позволю ему победить (В)... Если он маленький, то не буду его сильно бить... Ничего не буду делать.

     5. Суть правильного ответа: дам предупредительный сигнал приближающемуся поезду.

     2 балла — достану что-нибудь яркое и буду им махать... Подойду к поезду как можно ближе и как-нибудь просигнализирую... Достану носовой платок и буду им махать.

     1 балл — скажу человеку на станции, и он остановит поезд... Следует закрыть семафор... Пошлю кого-нибудь, чтобы он что-то сделал.

     0 баллов — убегу, потому что поезд может опрокинуться на нас... Пойду в милицию (на станцию) и скажу, что поезд сошел с рельсов... Укреплю их (рельсы).

     6. Суть правильного ответа: такой дом более прочный, долговечный, безопасный, крепкий, у него лучшая изоляция.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов из тех, которые названы выше.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     0 баллов — потому что дождю не так просто по пасть внутрь дома... Кирпич тяжелее... Дерево ломается.

     7. Суть правильного ответа: для устрашения; это защита общества; урок для других; наказание и отмщение; для исправления; для изоляции.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов из тех, которые названы выше.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     О баллов — они плохие... Они попали в трудное положение... Когда они на свободе, то никому ничего хорошего не делают (В)... Если бы они не были преступниками, их бы не посадили... Они опасные.

     8. Суть правильного ответа: женщины более не обходимы детям. У детей впереди более долгая жизнь, чем у взрослых. Женщины и дети не такие сильные, как мужчины.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.

     1 балл — ответ содержит один такой довод.

     0 баллов — потому что они не умеют плавать... Потому что женщин принято пропускать вперед... Женщины более нервные, чем мужчины.

     9. Суть правильного ответа: проще считать; удобнее нести; крупные деньги легче спрятать; они занимают меньше места.

     2 балла — ответ содержит не менее двух доводов.

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников