Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ПСИХИЧЕСКИЕ  ПРОЦЕССЫ.

      В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и  физический мир вокруг нас, как и  нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания. Напр., Декарт считал это самым достоверным фактом на свете (познаю следовательно существую). Но как мы можем судить о наличии сознания у других людей. Только ли по тому, что они нам сообщают о своих переживаниях? А если они не способны дать отчет, напр., новорожденные или животные? Есть ли у них психика? Научная психология как раз этим и занимается – объективирует эту субъективную реальность.

      Сознание  – это, прежде всего, знание человека об окружающем мире и о себе. Знание сообщает нечто о предмете, внешним  по отношению к тому, кто владеет  этим знанием, но находящимся в неразрывной  связи с ним. Познанием занимается один из разделов философии – гносеология, но она исследует круг проблем, касающийся условий достоверности, истинности знаний, его структур и способов преобразования. Психология же исследует процесс познания в качестве особой реальности бытия, подчиняющейся собственным закономерностям независимо от того, насколько она открылась уму.

      Субстратом  сознания является мозг, но изучая нервные  процессы, мы не сможем объяснить природу  сознания. Сознание не может породить само себя. Его содержание черпается  из внешнего физического и социального мира и представлено в форме психических образов. Психический образ является одной из базисных категорий психологии. Его реальность объясняется причинным воздействием на телесное поведение живых существ и, как следствие, преобразованием всей планеты, образованием новых оболочек Земли: ноосферы и психосферы.

      Образ не сводим не к физическим, не к физиологическим  процессам, но необходимо соотносится  с ними. Соотношение между работой  нейронной работой анализаторов и возникающим психическим образом представляет суть психофизиологической проблемы. Она заключается в определении границы, когда нервный сигнал преобразуется в психический образ. В исследовании отношений между психикой и физическими явлениями заключается решение психофизической проблемы. В какой момент под воздействие дистантного стимула (света или звука) происходит качественный скачок и возникает то, что мы называем психикой. И только в этом триединстве (предмета, нервного процесса и образа) мы можем приблизиться к пониманию природы психического. Психика - это такое свойство мозга, которое позволяет не просто пассивно отражать внешний мир, но познавать и активно преобразовывать его.

      Для научного постижения сознания, закономерностей  его влияния на поведение и  внешний мир психологии был необходим собственный аппарат категорий и понятий. Этот аппарат развивался на протяжении многих веков, и до сих пор в нем нет единства среди различных школ психологии. Основной путь заключался в разложении сознания на отдельные процессы и попытках найти закономерности уже в этих процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении и др. Психические процессы – это некоторая абстракция целостного неделимого сознания, они никогда не существуют в отдельности. Деление на процессы весьма условно и не имеет теоретического обоснования. Но оно удобно в плане возможности подвергнуть их экспериментальному исследованию. Понятно, что ничего нельзя запомнить без того, что это было воспринято. Невозможно представить мышление без внимания. Все психические процессы находятся в тесном переплетении и активно влияют друг на друга.

      Рассмотрим, как изменялись взгляды на сознание, психические образы, познавательные процессы и психической реальности в целом в процессе исторического  развития научного психологического знания. Начнем анализ с открытия Вундтом первой психологической лаборатории, что является началом психологии как самостоятельной науки. 

      План  Вундта заключался в расщеплении  «материи» сознания на «атомы», простейшие психические образы, из которых она  строится. Он пытался исследовать структуру сознания. И все направление получило название «структурализм»(Титченер). В качестве основного метода был избран метод интроспекции. Связь элементов сознания в более целостные образования определялась по типу ассоциаций, их простого столкновения либо некоторой загадочной внутренней силой – апперцепцией.

      Параллельно начинает развиваться другое направление  – функционализм (Брентано, Штумпф, Джемс). Также интроспекция. Психология определялась как наука о деятельности сознания. Исследовались не элементы, а акты сознания. Предмет необходимо «сосуществует» в содержании сознания. Область психологии – не сами ощущения и представления, а те акты, функции, которые производит субъект, превращая нечто в объект сознания. Вне акта этого объекта не существует. Сознание активно и изначально предметно. Функция образа открывается при обращении к реальному предметному действию. Американский функционализм (Дьюи, Энджелл, Вудвортс) делает уклон в сторону решения прикладных задач. Психология определяется как ученик о психических операциях. Операция – посредник между потребностями организма и средой. Назначение сознания – «аккомодация», приспособление к новому. Организм действует как психофизическое целое; психология не может ограничиваться областью сознания. Она должна устремится ко всему разнообразию связей индивида с реальным миром и другими науками. Эклектизм.

      Гештальтизм (Келер, Коффка, Вертгеймер) отверг «атомизм»  структуралистов и телеологизм  функционалистов, направленность психических  функций на достижение заранее поставленных субъектом цели. Предметом исследования является «гештальт» - целостность психического образа, которая определяет свойства его компонентов. Гештальт подчиняется собственным законам, не нуждаясь в направляющей цели. Он организует поведение организма. Гештальт охватывает все уровни когнитивной организации психики: сенсорно-перцептивный и интеллектуальный. Гештальтисты хорошо изучили феноменологию восприятия, но оставили в стороне вопрос о его внутренних механизмах. Отношения между физиологической и психологической системами мыслились по типу изоморфизма (рельеф местности и топографическая карта), но не связаны причинными отношениями. Непонятно, как психический образ оказывает влияние на реальное действие.

      В начале века в Америке набирает силу новое направление – бихевиоризм (Торндайк, Уотсон, Скиннер). Психология должна стать объективной наукой. Метод интроспекции был исключен. Из психологии был изгнан психический образ. На исследование субъективных феноменов было наложено табу. Классическая схема: стимул – реакция. Между ними ничего не стоит. Изменяя параметры стимула, можно на выходе получить нужную реакцию. Но уже сами бихевиористы почувствовали ограниченность такого подхода, что выразилось во введении «промежуточных переменных», «когнитивных карт» Толмена. Т.е. признается существование некоторой внутренней реальности, опосредующей отношения между воздействующим стимулом и поведенческими актами.

      В конце XIX века в России возникает направление, которое можно представить «образ как действие». Предметность образа объяснялась реальным взаимодействием организма с объектами внешнего мира. Еще Беркли выдвинул идею, что оценка величины предмета производится пробегающим по нему глазом. Дальше этот подход развили Гельмгольц и Сеченов. Сеченов в двигательном аппарате увидел особое психическое действие. Принцип интериоризации. Сперва мысль выражается в реальных действиях организма, затем свертывается, переходит во внутренний план. Мы перестаем осознавать эти действия. Важную роль в процессе построения образа заняло мышечное чувство. Пример атактиков (расстройства мышечной чувствительности). Мышца толкуется как инструмент познания вещей. Образ строится по типу действий, совершаемых при непосредственном контакте с предметом. Этим подходом было открыто поле для экспериментальных исследований, поддающихся объективному контролю. Воплотился принцип проверки практикой. В советской психологии утвердился деятельностный подход. Запорожец, Леонтьев, Зинченко и др. детально разработали теорию перцептивных действий. Но на самом деле здесь произошла замена образа действием. Непонятно, как глаз определяет величину объекта, расстояние, которое он должен пробежать, если заранее не восприняты пространственные характеристики предмета.

      С середины века психология начинает испытывать влияние кибернетики и теории информации. Результатом явилось возникновение когнитивной психологии (Найсер, Солсо, Познер). Образ снова занял место в качестве предмета психологии. Он исследуется по типу «черного ящика» - мы контролируем вход и выход системы, но не знаем, что внутри нее. Измеряется количество информации, которую несет стимул. С усложнением стимула растет время реакции. На основе этого создаются модели внутренних процессов. Понятийный аппарат выражается на языке теории информации: прием, переработка, хранение информации, сигнал, обратная связь. Недостатком является то, что К.П. не учитывает особенностей мозгового субстрата, физиологических закономерностей. Без этого возникает большая степень свободы для создания моделей психических процессов. В результате появляется когнитивная нейропсихология.

      В этот кратком экскурсе целью было показать, как сильно может различаться  предмет психологии в зависимости  от теоретических и методологических позиций различных направлений.

 

ОЩУЩЕНИЯ.

Ощущение  – это первый психический процесс, заключающийся в психическом отражении отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Познание  мира для нас начинается с ощущений. Все другие психические процессы строятся на основе ощущений. Поток ощущений непрерывно поступает к нам от рождения до смерти. Сенсорная депривация. Случай с железной дорогой. Недостаток притока ощущений в детстве (слепота, глухота) вызывает глубокое нарушение психического развития.

Человек ощущает не абс. величину раздражителя, а изменение в его интенсивности. Неподвижный глаз. Опыты Зинченко и Вергилеса.

Ощущение  возникает не сразу после начала действия раздражителя – латентный  период. Послеобразы. Кинематография. Иконическая память (опыт Сперлинга, 50 мс, называют 4-5 букв, время хранения в иконическом хранилище около 1 с). Маскирующие изображения. Смысл сенсорных хранилищ в отборе соответствующей информации для дальнейшей обработки. 

Характеристики.

1. Модальность  (качество), 2. интенсивность (количество), 3. длительность, 4. пространственная локализация.

  1. Интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные (контактные и дистантные).

 Интерорецепция - наиболее древний базисный вид  ощущений. Наименее осознаваемая. Она  реже затрагивается при психических  расстройствах. Синестопатии и галлюцинации по этому типу свидетельствуют о тяжелых формах психоза. Нарушения «схемы тела» и зрительно-слуховые галлюцинации.

      Перенос понятий из более древних видов  чувствительности в более молодые (острый слух, мягкий цвет). 

Свойства.

1. Адаптация (световая, звуковая, тепловая, вкусовая и т.д.).

«Негативная» - 1) притупление чувствительности при  продолжительном воздействии раздражителя (стук часов или колес) и 2) притупление  при воздействии сильного раздражителя. «Позитивная» (темновая адаптация глаза, сравните звук одной интенсивности в городе днем и ночью в открытом поле).

 

В среднем, острота чувствительности нарастает  до 20-30 лет, затем снижается.

2.Сенсибилизация. При значимости стимула. В некоторых  профессиях не снижается с  возрастом (дегустаторы, музыканты). При компенсации дефектов других модальностей (чтение с губ у глухих, О.Скороходова могла понять речь, держа руки на гортани). 

3.Синестезии  – возникновение ощущений одной  модальности при воздействии  раздражителя на другую. Напр., искры из глаз. У многих музыкантов звуки сопровождаются цветовыми ощущениями. Распространены у эйдетиков (Шер.). 

Понятие о порогах чувствительности. 

При низких значениях интенсивности раздражителя нервная система реагирует на него, но ощущения не возникает. При увеличении значения стимула происходит качественный скачок – мы чувствуем воздействие раздражителя. Явление переходит из разряда физического в психическое, возникает первый психический процесс. Это значение в психологии и, в частности, в психофизике принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности. Абсолютный порог обратно пропорционален  чувствительности: S=1/P.

Верхним абсолютным порогом называют значение стимула, при котором он перестает  восприниматься адекватно и вызывает болезненные ощущения.

Кроме абсолютных порогов в психофизических  исследованиях пользуются дифференциальными.

Он определяется минимальным различием при воздействии  двух стимулов, когда испытуемый ощущает  разницу между ними. Диф. порог  находится в прямой зависимости  от абсолютного значения стимулов. Напр., разница в весе 1-2 кг и 10-11 кг. Вундт: марка для миллионера и для рабочего.

Информация о работе Психический образ и процесс