Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в
глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой
конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.
К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между
взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента
деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим
очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше
время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.
Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по
предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует
литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во
взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по
каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит
разочарование
в собеседнике.
2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ
ШКОЛЬНИКИ
ПРИ ОБЩЕНИИ.
Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для
получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как
хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.
Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что
проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений
связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела
грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9
учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что
понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили
«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые
взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у
них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.
Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые
показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со
сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости
взрослыми.
Таким образом, все
литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены
результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией
в обществе.
Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который
связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.
Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На
сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не
сложившегося
общения с противоположным
подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также
совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема
имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.
Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением
молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,
рукоприкладство, сексуальное домогательство.
У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что
общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи
такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,
«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.
Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась
всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым
молодым человеком.
Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с
проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого
поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на
первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня
ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось
время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в
друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он
лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он
отвратительный тип» и т.д.
Таким образом,
видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются
от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная
тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,
агрессия, уход
в себя и т.д.
2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И
СТАРШЕКЛССНИКАМИ.
Следующим этапом нашего исследования было проведение методики
«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,
наиболее
ценимые подростками и
В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11
классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли
нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся
проранжировать эти блоки (таблица 4.).
Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на
первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и
кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими
качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,
тактичность,
деликатность и любезность.
|№ |Качества личности.
|п/|
|п |
| |
|8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |
| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |
| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |
| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|
| | | |№14 | |ы №4| |ы |
| | | | | | | |№14 |
|1.|2.
|1.|Честность: прямота,
| |искренность, порядочность, | | | | | | |
| |откровенность, | | | | | | |
| |справедливость, | | | | | | |
| |добросовестность, | | | | | | |
| |правдивость, | | | | | | |
| |принципиальность. | | | | | | |
|2.|Доброта: душевность,
| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |
| |человечность.
| | | |
| | |
|1.|2.
|3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |
| |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |
| |тактичность, деликатность. | | | | | | |
|4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |
| |внимательность, способность | | | | | | |
| |понимать других людей, | | | | | | |
| |проявление заботы от них. | | | | | | |
|5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |
| |усердие, прилежность. | | | | | | |
|6.|Скромность.
|7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |
| |изобретательность, | | | | | | |
| |сообразительность, | | | | | | |
| |находчивость. | | | | | | |
|8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |
| |широкий кругозор, | | | | | | |
| |начитанность. | | | | | | |
|9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |
| |разговаривать с людьми, | | | | | | |
| |хороший собеседник, не | | | | | | |
| |перебивающий и умеющий | | | | | | |
| |слушать. | | | | | | |
|10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |
|. |самообладание, терпение, | | | | | | |
| |твердость, настойчивость. | | | | | | |
|11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |
|. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |
|12|Общность интересов.
|. | | | | | | | |
|13|Приятная наружность
|. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |
| |опрятность. | | | | | | |
|14|Чувство юмора.
|. | | | | | | | |
|15|Индивидуальность.