Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

подросткам  свойственно утверждать свою  независимость,  самостоятельность  в

глазах   взрослых.   Данный   возрастной   период   характеризуется   особой

конфликтностью  учащихся с взрослыми, прежде всего  с родителями и  учителями.

К тому же, сама школьная ситуация с ее  особым  характером  отношений  между

взрослыми  и  детьми,  с  существенным   значением   оценочного   компонента

деятельности, создает  для  этого  особо  благоприятные  условия.  Следующим

очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в  наше

время приводят к изменению  личностных  параметров  современных  подростков.

Таким   образом,   несмотря   на   изменившиеся   социальные   условия,   по

предпочтительности  на первом месте остаются  сверстники,  что  соответствует

литературным  данным. На втором  месте  –  родители,  так  как  сложности  во

взаимоотношениях  с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же  мы  выясним,  по

каким причинам у испытуемых не удается общение  или  из-за  чего  происходит

разочарование в собеседнике. 
 

2.3.  ИЗУЧЕНИЕ  ПРОБЛЕМ,  С  КОТОРЫМИ  СТАЛКИВАЮТСЯ  ПОДРОСТКИ   И   СТАРШИЕ

ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ. 

      Для подтверждения некоторых  данных в  первой  анкете  (а  так  же  для

получения дополнительной информации «Из-за чего не получается  общаться  как

хочется?»  и «Кто в этом виноват?») мы  провели  анкету №2.

      Результаты, полученные нами после   анализа  анкеты  №2  показали,  что

проблемы  общения подростков с родителями и с людьми более старших  поколений

связаны с  тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до  предела

грань извечной проблемы «отцов  и  детей».  Из  32  одиннадцатиклассников  9

учащихся  ответили, что родители их «понимают»,  13  учащихся  ответили,  что

понимают  их «наполовину» или  «пытаются  понять»,  а  10  учащихся  ответили

«нет». Ребята дают этому  факту  следующие  определения:  «у  них  устарелые

взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся  и как разговариваем»,  «у

них было другое воспитание и культура», «мы живем  в другое время» и т.п.

       Будет  уместно  вспомнить   исследования  С.К.   Масгутовой,   которые

показали, что  субъективная значимость для подростка  сферы  его  общения  со

сверстниками  значительно контрастирует с  явной недооценкой  этой  значимости

взрослыми.

      Таким образом, все перечисленные  особенности, в основном  совпадают   с

литературными данными. Но вместе с тем, в нашем  исследовании  были  получены

результаты, которые, видимо,  можно объяснить  нынешней социальной  ситуацией

в обществе.

      Почти все наши  испытуемые  имеют  опыт  неудачного  общения,  который

связан не только с взрослыми, но и со сверстниками  или  ребятами  постарше.

Также остро  эта проблема  стоит  и  во  взаимоотношениях  между  полами.  На

сегодняшний  день  почти  каждая  девушка  имеет  опыт  неудачного  или   не

сложившегося  общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили,  что  с

подобными проблемами сталкиваются  не только девушки, но и юноши, что  также

совпадает с  литературными данными.  Вместе  с  тем,  сегодня  эта  проблема

имеет  свою  специфику,  обусловленную   изменением   социальной   ситуации.

Практически, каждая девушка сталкивается  с  грубым,  аморальным  поведением

молодых людей, потреблением  спиртных  напитков,  употреблением  наркотиков,

рукоприкладство, сексуальное домогательство.

      У юношей проблемы несколько  другого плана. В анкете они  отмечают,  что

общение часто  не складывается потому, что  большинству  сверстников  присущи

такие     качества,     как     «лживость»,     «жадность»,      «грубость»,

«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

      Следует отметить, что с аналогичными  проблемами молодежь  сталкивалась

всегда, но сегодня  они  особенно  остро  встают  практически  перед  каждым

молодым человеком.

      Полученные  результаты  показали,  что   испытуемые   сталкиваются   с

проблемами  в общении не только с взрослыми  из-за  того,  что  «они  другого

поколения»  и «не очень понимают сегодняшнюю  молодежь», но и с  друзьями,  на

первый взгляд такими же ребятами, как  и они  сами. Но, к сожалению,  сегодня

ребята сталкиваются  с  социальной  ситуацией  нашего  общества.  Изменилось

время, нравы, вкусы пристрастия  и  воспитание.  Ребята  разочаровываются  в

друзьях из-за того, что «он оказался не тем,  за  кого  себя  выдавал»,  «он

лгун»,  «он  жадный  маменькин  сынок»,  «он  грубиян,  невоспитанный»,  «он

отвратительный  тип» и т.д.

      Таким образом, проанализировав,  и сравнив, результаты двух  анкет,  мы

видим, что  сегодняшние подростки и  старшеклассники  значительно  отличаются

от  своих  сверстников  в  литературных  данных.  Их   отличает   повышенная

тревожность,   настороженность,   неуверенность,   заниженная    самооценка,

агрессия, уход в себя и т.д. 
 

2.4.  ВЫЯСНЕНИЕ   КАЧЕСТВ   ЛИЧНОСТИ,   НАИБОЛЕЕ   ЦЕНИМЫЕ   ПОДРОСТКАМИ   И

СТАРШЕКЛССНИКАМИ. 

       Следующим  этапом  нашего  исследования  было   проведение   методики

«Идеальный  собеседник».  Цель  которой  была,  выяснить  качества  личности,

наиболее  ценимые подростками и старшеклассниками.

      В нашем исследовании, в  котором   участвовало  105  учащихся  8  и  11

классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо  65  качеств.  Мы  сочли

нужным сгруппировать  названные качества в 15 блоков, и  предложили  учащимся

проранжировать  эти блоки (таблица 4.).

      Как видно из таблицы (смотри  таблицу  4.),  одни  восьмиклассники   на

первое место  поставили эрудицию –  образованность,  начитанность,  знания  и

кругозор, а  у других на первом месте – это  воспитанность совместно с  такими

качествами   личности,   как   культура,    вежливость,    интеллигентность,

тактичность, деликатность и любезность. 

|№ |Качества личности.           |Распределение ранговых мест.       |

|п/|                             |                                   |

|п |                             |                                   |

|  |                             |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|

|  |                             |кл. |кл. |кл.  |»   |кл    |»   |

|  |                             |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |

|  |                             |ы №4|ы   |№4   |школ|№14   |школ|

|  |                             |    |№14 |     |ы №4|      |ы   |

|  |                             |    |    |     |    |      |№14 |

|1.|2.                           |3.  |4.  |5.   |6.  |7.    |8.  |

|1.|Честность: прямота,          |11  |7   |1    |0   |      |9   |

|  |искренность,  порядочность,   |    |    |     |    |      |    |

|  |откровенность,               |    |    |     |    |      |    |

|  |справедливость,              |    |    |     |    |      |    |

|  |добросовестность,            |    |    |     |    |      |    |

|  |правдивость,                 |    |    |     |    |      |    |

|  |принципиальность.            |    |    |     |    |      |    |

|2.|Доброта: душевность,         |4   |6   |     |8   |      |6   |

|  |дружелюбие, сердечность,     |    |    |     |    |      |    |

|  |человечность.                |    |    |     |    |      |    | 

|1.|2.                           |3.  |4.  |5.   |6.  |7.    |8.  |

|3.|Воспитанность:  культура,     |2   |1   |     |3   |      |2   |

|  |вежливость, интеллигентность,|    |    |     |    |      |    |

|  |тактичность,  деликатность.   |    |    |     |    |      |    |

|4.|Отзывчивость: чуткость,      |2   |3   |     |5   |      |1   |

|  |внимательность, способность  |    |    |     |    |      |    |

|  |понимать других  людей,       |    |    |     |    |      |    |

|  |проявление  заботы от них.    |    |    |     |    |      |    |

|5.|Трудолюбие: старательность,  |13  |9   |1    |4   |1     |3   |

|  |усердие, прилежность.        |    |    |     |    |      |    |

|6.|Скромность.                  |12  |8   |1    |3   |1     |4   |

|7.|Ум: интеллект,               |6   |2   |     |1   |      |4   |

|  |изобретательность,           |    |    |     |    |      |    |

|  |сообразительность,           |    |    |     |    |      |    |

|  |находчивость.                |    |    |     |    |      |    |

|8.|Эрудиция: образованность,    |1   |4   |     |2   |      |3   |

|  |широкий кругозор,            |    |    |     |    |      |    |

|  |начитанность.                |    |    |     |    |      |    |

|9.|Общительность:  умение        |7   |3   |     |4   |      |5   |

|  |разговаривать  с людьми,      |    |    |     |    |      |    |

|  |хороший собеседник, не       |    |    |     |    |      |    |

|  |перебивающий  и умеющий       |    |    |     |    |      |    |

|  |слушать.                     |    |    |     |    |      |    |

|10|Сила воли: упорство,         |10  |10  |     |6   |      |8   |

|. |самообладание,  терпение,     |    |    |     |    |      |    |

|  |твердость, настойчивость.    |    |    |     |    |      |    |

|11|Верность: доверие,           |9   |6   |1    |1   |1     |0   |

|. |преданность, дружелюбие.     |    |    |     |    |      |    |

|12|Общность интересов.          |5   |11  |1    |1   |1     |1   |

|. |                             |    |    |     |    |      |    |

|13|Приятная наружность          |14  |2   |1    |2   |1     |2   |

|. |(внешность): аккуратность,   |    |    |     |    |      |    |

|  |опрятность.                  |    |    |     |    |      |    |

|14|Чувство юмора.               |3   |3   |     |7   |      |3   |

|. |                             |    |    |     |    |      |    |

|15|Индивидуальность.            |8   |5   |     |9   |      |7   |

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей