Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и
общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе
субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
В общении человек
свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно
судить о
коммуникативных умениях и
организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.
Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения
крайне многообразны. Однако, в конечном счете, они определяются
объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической
формации. Каждое поколение людей застает как нечто данное определенную
сумму производительных сил, капиталов и социальных отношений. Общение,
выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда
соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым
формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально
приемлемого поведения (Леонтьев А.А., (1974)).
Проанализируем определения,
М.С. Каган рассматривает общение как один из видов человеческой
деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты (по
А.В. Мудрику, (1984)).
Л.П. Буева (1978) предполагает, что «общение есть непосредственно
наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных
отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при
этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных
законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы» (по А.В.
Мудрику, (1984)).
В.М. Соковнин (1974) анализирует человеческое общение как
коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и
взаимовлияние.
С точки зрения А.Н. Леонтьева,
общение следует
определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой
деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно
рассматривать
как необходимое условие
Попытку интегрировать в
психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева.
Характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны:
коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную
(организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия
друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).
Анализ исследований
от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все
исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических
направлений.
Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние
на развитие личности изучали такие советские психологи, как Б.Г. Ананьев и
В.Н. Мясищев.
Исследования Б.Г. Ананьева (1969) нацелены на глубокое и широкое
изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой
области в прошлом, как в психологии, так и в смежных с нею науках.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой и главной характеристикой общения
как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения
с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как
сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью
опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое
взаимодействие с людьми в различных социальных структурах».
Рассматривая психологическое
в форме общения, Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь
обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов
деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается
условием, без которого невозможно познание ими действительности,
формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и
основанного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этой
действительности.
«Общение, - пишет он, - столь же социальное, сколь и индивидуальное
явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в
важнейшем средстве общения – языке, индивидуальным проявлением и механизмом
которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т.е. внеречевые формы
общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения
выполняет коммуникативную функцию».
Помимо речевых и неречевых средств общения, Б.Г. Ананьев выделяет и
внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные
отношения, само регуляцию поступков человека с учетом полученного знания,
преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей (по А.А.
Бодалеву (1983)).
Б.Г. Ананьев четко показал значимость категории общения для общей,
возрастной и педагогической психологии, а также для психологии
индивидуальных различий.
В.Н. Мясищев также внес
относящихся к психологии общения.
По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с
их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их
различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным
характером. Способом или формой общения и отношения является обращение
человека с человеком.
Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между
отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только
в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в
обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и
образуют общающиеся люди.
считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере
процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат
взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе
взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.
А также, В.Н. Мясищев отмечал,
или иные характеристики психических процессов, психических состояний и
свойств человека, существенно изменять и перестраивать (по А.А. Бодалеву,
(1983)).
Работы В.Н. Мясищева в
некоторые его работы были разработаны с точки зрения медицинской
психологии.
Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как
мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. Таким образом,
следующим этапом в нашей работе будет анализ развития личности в
подростковом и юношеском возрасте с учетом, что общение является ведущим
видом деятельности.
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И
ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.
Психология юношеского
психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л.С.
Вяготский в конце 1920-х годов, справедливо заметил, что общих теорий в ней
гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так и в
советской психологии.
Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, которые
рассматривали старшего подростка и юношу такими, как биогенетическая теория
Стэнли Холл (1884-1923), Арнольд Гезелл (1880-1961); концепция
персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер (1882-1963),
Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980) - специфика юношеского
мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм Эрик Эриксон
(1902-1982), важный вклад в понимание юношеской психологии внес
представитель гештальпсихологии Курт Левин (1890-1947). Он исходил из
того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности,
с другой – окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды
взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти
общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и
благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и
средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим
пространством.
Важнейшими процессами
жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа
людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка, юноши
определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его
положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит