Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

состоит в  том,  что  оно  выступает  средством  передачи  форм  культуры  и

общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его  процессе

субъективный  мир одного человека раскрывается для  другого.

      В общении человек самоопределяется, и  самопредъявляется,  обнаруживая

свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых  воздействий  можно

судить о  коммуникативных умениях и чертах характера человека,  по  специфике

организации речевого сообщения – об общей  культуре и грамотности.

      Общение пронизывает  всю   жизнедеятельность  личности.  Формы  общения

крайне  многообразны.   Однако,   в   конечном   счете,   они   определяются

объективными  условиями, прежде  всего  характером  общественно-экономической

формации. Каждое поколение  людей  застает  как  нечто  данное  определенную

сумму производительных  сил,  капиталов  и  социальных  отношений.  Общение,

выраженное  в  непосредственных  межиндивидуальных  связях   людей,   всегда

соответствует определенным исторически сложившимся  и  социально  необходимым

формам  коммуникации  и  реализуется  в  соответствии  с  нормами  социально

приемлемого поведения (Леонтьев А.А., (1974)).

      Проанализируем определения, которые  дают общению различные авторы.

      М.С. Каган  рассматривает   общение  как  один  из  видов  человеческой

деятельности, которому присущи  соответствующая  структура  и  атрибуты  (по

А.В. Мудрику, (1984)).

      Л.П. Буева (1978)  предполагает,  что  «общение  есть  непосредственно

наблюдаемая  и  переживаемая   реальность   и   конкретизация   общественных

отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные  отношения  при

этом  составляют  содержание  процесса  (действия  объективных  общественных

законов и  отношений), а общение – его  индивидуализированные формы» (по  А.В.

Мудрику, (1984)).

      В.М.   Соковнин   (1974)   анализирует   человеческое   общение    как

коммуникацию,  как  деятельность,  как  отношение,  как  взаимопонимание   и

взаимовлияние.

      С точки зрения  А.Н.  Леонтьева,  общение  следует  рассматривать   как

определенную  сторону   деятельности,   ибо   оно   присутствует   в   любой

деятельности  в  качестве  ее   элемента.   Саму   же   деятельность   можно

рассматривать как необходимое условие общения (по А.В. Мудрику, (1984)).

      Попытку интегрировать в рамках  единой концепции  различные   социально-

психологические  подходы  к  проблеме  общения  предприняла  Г.М.  Андреева.

Характеризуя  общение,  она  выделила  в  нем  три  взаимосвязанные  стороны:

коммуникативную  (обмен  информацией   между   общающимися),   интерактивную

(организация  взаимодействия общающихся) и перцептивную  (процесс  восприятия

друг друга  партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).

      Анализ исследований психологов  приводит к выводу о том,  что независимо

от того, признает это сам исследователь  или нет,  но  фактически  почти  все

исследования  общения ориентированы на одно  из  вышеназванных  теоретических

направлений.

      Наряду с выше перечисленными  авторами значение общения и   его  влияние

на развитие личности изучали такие советские  психологи, как Б.Г.  Ананьев  и

В.Н. Мясищев.

      Исследования Б.Г. Ананьева  (1969)  нацелены  на  глубокое  и   широкое

изучение  общения, большое значение имеет  осмысление уже  сделанного  в  этой

области в  прошлом, как в психологии, так  и в смежных с нею науках.

      Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой  и  главной  характеристикой   общения

как деятельности является то, что через него человек  строит  свои  отношения

с другими  людьми. Он пишет: «Поведение  человека  выступает  не  только  как

сложный   комплекс   видов   его   социальных   деятельностей,   с   помощью

опредмечивается окружающая его  природа,  но  и  как  общение,  практическое

взаимодействие  с людьми в различных социальных структурах».

      Рассматривая психологическое значение  взаимодействия,  осуществляемого

в форме  общения,  Б.Г.  Ананьев  неоднократно  подчеркивает,  что,  являясь

обязательным  компонентом  труда,  учения,  игры   и   всех   других   видов

деятельности, которые предполагают  взаимодействие  людей,  оно  оказывается

условием,   без   которого   невозможно   познание   ими   действительности,

формирования  у  них  эмоционального  отклика  на  эту  действительность   и

основанного на этом познание  и эмоциональном  отношении  поведения   в  этой

действительности.

      «Общение, - пишет он, - столь же  социальное,  сколь  и  индивидуальное

явление. Поэтому  так  неразрывно  связано  социальное  и  индивидуальное  в

важнейшем средстве общения – языке, индивидуальным проявлением и  механизмом

которого  является речь. Пантомимика и жестикуляция,  т.е.  внеречевые  формы

общения,  становятся  таковыми  именно  тогда,  когда  экспрессия  поведения

выполняет коммуникативную функцию».

      Помимо речевых и неречевых  средств общения, Б.Г.  Ананьев   выделяет  и

внутреннюю  сторону – познание участниками  общения друг друга,  межличностные

отношения, само регуляцию поступков человека с  учетом  полученного  знания,

преобразование  внутреннего  мира  участвующих  в  общении  людей  (по  А.А.

Бодалеву (1983)).

      Б.Г. Ананьев четко показал  значимость  категории  общения   для  общей,

возрастной   и   педагогической   психологии,   а   также   для   психологии

индивидуальных  различий.

      В.Н. Мясищев также внес весомый  вклад в разработку комплекса  вопросов,

относящихся к психологии общения.

      По мнению В.Н. Мясищева, связь  отражения людьми друг друга  в общении с

их взаимоотношениями  очевидна. В общении выражаются отношения  человека с  их

различной активностью,  избирательностью,  положительным  или  отрицательным

характером. Способом или  формой  общения  и  отношения  является  обращение

человека  с человеком.

      Причины,  определяющие  наличие   или  отсутствие  соответствия   между

отношением  и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел  не  только

в  личностных  свойствах  каждого  из  общающихся  в  отдельности,  но  и  в

обстоятельствах общения и, в частности, в характере  малой группы, которую  и

образуют  общающиеся люди.

      считал, что взаимоотношение   играет  существенную  роль   в  характере

процесса  взаимодействия,  и  в   свою   очередь,   представляет   результат

взаимодействия.   Те   переживания,    которые    возникают    в    процессе

взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.

      А также, В.Н. Мясищев отмечал,  что общение может воздействовать  на  те

или иные  характеристики  психических  процессов,  психических  состояний  и

свойств человека, существенно  изменять  и перестраивать (по А.А.  Бодалеву,

(1983)).

      Работы В.Н. Мясищева в основном  были в области  общей   психологии,  но

некоторые  его  работы  были  разработаны   с   точки   зрения   медицинской

психологии.

      Общение играет важную роль  в формировании личности. Но  личность,  как

мы знаем, на разных этапах развития развивается  по-разному.  Таким  образом,

следующим  этапом  в  нашей  работе  будет  анализ   развития   личности   в

подростковом  и юношеском возрасте с учетом,  что  общение  является  ведущим

видом деятельности. 
 

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И  ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 

      Психология юношеского возраста  – один из старейших разделов  возрастной

психологии (сегодня ее более  точно  называют  психологией  развития),  Л.С.

Вяготский в конце 1920-х годов, справедливо  заметил, что общих теорий в  ней

гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так  и  в

советской психологии.

      Наряду  с  различными  зарубежными   теориями  и  концепциями,  которые

рассматривали старшего подростка и юношу такими, как  биогенетическая  теория

Стэнли   Холл   (1884-1923),    Арнольд   Гезелл   (1880-1961);    концепция

персонологической  (личностной)  ориентации  Эдуард  Шпрангер   (1882-1963),

Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980)   -  специфика  юношеского

мышления; психоанализ  Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм  Эрик  Эриксон

(1902-1982),  важный  вклад    в   понимание   юношеской   психологии   внес

представитель  гештальпсихологии  Курт  Левин  (1890-1947).  Он  исходил  из

того,  что человеческое поведение есть функция, с одной  стороны,  личности,

с  другой  –  окружающей  ее  среды.  Свойства  личности  и  свойства  среды

взаимосвязаны. Как  ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и  эти

общественные институты  не существуют отдельно от взаимодействующих  с ними  и

благодаря  им   индивидов.  Единство  и  взаимодействие  всех  личностных  и

средовых  компонентов   Левин   называет   жизненным   или   психологическим

пространством.

      Важнейшими процессами переходного  возраста  Левин  считает   расширение

жизненного  мира личности, круга ее общения, групповой  принадлежности и  типа

людей,  на   которых   она   ориентируется.   Поведение   подростка,   юноши

определяется,   прежде   всего,   маргинальностью   (промежуточностью)   его

положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток  не  принадлежит

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей