Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

является  ведущим мотивом поведения детей  в средних и  старших  классах.  Как

показывают  исследования И.С.  Кона  (1989)  именно  неумение,  невозможность

добиться    такого    положения     чаще     всего     является     причиной

недисциплинированности  и   даже   правонарушений   подростков   и   старших

школьников.  Это  сопровождается  повышенной  конфликтностью  подростков   и

юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

      Существуют данные (Кон И.С., (1989)),  согласно  которым  неформальное

общение не только в диадах, но и в  группах  подчинено  таким  мотивам,  как

поиск наиболее благоприятных психологических  условий для  общения,  ожидание

сочувствия  и  сопереживания,  жажда  искренности  и  единство  во  взглядах,

потребность самоутвердиться.

      Согласно литературным данным (Кон  И.С., (1989)), практически все юноши

и  девушки  являются  членами  юношеских  групп,  которые  в  первую  очередь

удовлетворяют потребность  в  свободном  общении.  Свободное  общение  –  не

просто способ проведения досуга, но и средство  самовыражения,  установления

новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается

что-то интимное, исключительно  свое.  Юношеское  общение  поначалу  требует

частой смены  ситуаций и довольно широкого круга  участников.  Принадлежность

к компании повышает уверенность  подростка  в  себе  и  дает  дополнительные

возможности самоутверждения.

      Если  компании  формируются   главным  образом   на   базе   совместных

развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми,

обычно остаются поверхностными. Качество совместного  времяпровождения  часто

оставляет желать лучшего.

      При всей перегрузке учебной  работой и не  только  (занятия   в  клубах,

секциях), юноши  и девушки обладают разнообразным  досугом.  По  литературным

данным, группа 16-24 летних имеют самую сложную  и  разнообразную  структуру

досуга. По данным массового социологического опроса в  1982-1984  годах,  70

процентов старшеклассников РСФСР и Прибалтийских  республик  ежедневно  имеют

свыше 2-3 часов  свободного времени; 28,5 процентов располагают  1-2  часами.

При этом у  юношей свободного  времени  значительно  больше,  чем  у  девушек

(Р.Г. Гурова, (1986)).

      Как  показывает  литературный  анализ  (Толстых  Н.Н.,  (1990),   И.В.

Дубровина,  (1989)  и  др.),  отношения  с  товарищами–сверстниками  –   это

отношение   принципиального   равенства.   Они   позволяют   ребятам    быть

равноправными участниками всевозможных дел.

      Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся  уже

в соответствии с некоторыми важными нормами  взрослой «морали  равенства»,  а

основой его  отношений с взрослыми  продолжает  оставаться  «детская  мораль»

послушания. Возможные последствия таковы:

      общение–сотрудничество  полнее  проявляется  именно  в  отношениях   с

товарищами (и, значит, отношения с  взрослыми  оказываются  менее  значимыми

для становления  личности подростка, старшего  школьника,  для  развития  его

взрослости;

      именно общение  с  товарищами,  а  не  с  взрослыми,  может   приносить

подростку,   юноше   большее   удовлетворение,   стать   субъективно   более

необходимым и значимым.

      Часто взрослый оказывается в  роли  носителя  и  выразителя  требований

«морали послушания». А ведь единственное чего он может  на этом пути  реально

добиться, так  это того, что  подросток,  юноша  его  перестает  «принимать».

Именно поэтому,  подростки  и  старшеклассники  бывают  грубы  совершенно  с

незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».

      Подросток, старшеклассник весьма  чуток к своему положению в  отношениях

с людьми, у  него появляется недовольство тем,  что  он  в  своем  общении  с

взрослыми часто  оказывается  существом  подчиненным  и  неравноправным,  он

хочет равенство  прав. Вот поэтому-то  так  возрастает  для  него  значимость

общения с  товарищами, общения в котором  нет,  и  не  может  быть  заведомого

неравенства.  Объективное  положение  подростка,  старшеклассника  в   кругу

сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

      Общение со сверстниками не  только  расширяется,  но  становится  более

глубоким. У  ребят складываются ценности,  которые  более  близки  и  понятны

сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного  понимания у  ребят  обширная

и многообразная. Их часто волнует то, что для  взрослого вовсе не является  и

не может  быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не  было,

уже не может  заменить полностью общения с  товарищами.

      Это еще резче проявляется  в случаях, когда подросток,  юноша живет  как

бы сам  по себе, а родительская забота о  нем сводится к тому,  чтобы  он  был

здоров, сыт, тепло одет, хорошо  себя  вел  и  учился.  Этого  мало  ребенку

любого возраста. Подростку – тем более.  Ему  не  с  кем  поделиться  своими

трудностями, огорчениями, переживаниями. И ничего  удивительного  не  будет,

если вскоре у этого подростка общение  с товарищами заполнит  всю  его  жизнь

(Кон И.С. (1989), Дубровина И.В. (1989) и др.).

      Отношение со сверстниками у   подростков  и  старшеклассников  сложнее,

многообразнее и содержательнее. Эти отношения  заметно отличаются по  степени

близости: у  подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг.  С

возрастом такие различия становятся  все  более  четкими,  а  общая  картина

подростков  – все более  сложной,  так  как  яснее  определяются  симпатии  и

антипатии, выделяются пары, группы, компании (И.С. Кон (1989)).

      Общение с товарищами-одноклассниками   все  более  выходят  за  пределы

учения и  школы, включают новые интересы, занятия, увлечения  и  превращаются

в самостоятельную  и очень важную  для  подростка,  юноши  сферу  жизни.  Она

насыщена   разнообразными   событиями   и    происшествиями,    борьбой    и

столкновениями,  победами  и  поражениями,  открытиями  и   разочарованиями,

огорчениями и радостями.

      Общение с  товарищами  большая   ценность  для  подростка,  юноши.  Оно

нередко  становится  настолько   притягательным   и   важным,   что   учение

отодвигается  на второй план, возможность общения  с отцом и матерью  выглядит

уже не такой  привлекательной.

      Подросток отдаляется от родителей,  живет уже  какой-то  своей   жизнью,

неохотно  рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из  дома  к  товарищам

(Фельдштейн  Д.И. (1990)).

      Попытки   взрослых   ограничить   общение   подростка   с   товарищами

наталкиваются  на  его  сопротивление.   Часто   это   становится   причиной

столкновений  и неприятных для обеих сторон  разговоров.  Подросток,  старший

школьник  все больше претендует на свободу  в общении с  товарищами,  свободу,

которая не ограничена ни  временем,  ни  местом,  не  стеснена  родительским

выбором.  «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь!  Это

мое личное дело», -  заявляет  подросток,  когда  родители  пытаются  что-то

изменить  в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

      Отношения  со  сверстниками  подросток  считает  своими  собственными,

личными  отношениями:   здесь   он   имеет   право   и   может   действовать

самостоятельно.  Поэтому,  всякое  вмешательство  взрослых,  тем  более   не

тактичное, вызывает обиду, протест,  сопротивление.  Для  многих  подростков

дружба  и  ее  законы  приобретают  первостепенное  значение.  И  чем  более

неблагополучны  отношения подростка и  взрослых,  тем  большее  место  в  его

жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние  сверстников  (И.С.  Кон,  В.А.

Лосенков (1974)) .

      Одиночество невыносимо для подростка,  старшеклассника. Если  отношения

с одноклассниками  не складываются, то он  пускается  на  поиск  товарищей  и

друзей вне  школы. Как правило, он  их  находит.  Вовсе  не  обязательно  они

должны оказаться  плохими;  и  все-таки  возможность  отрицательного  влияния

велика: ведь когда подросток одинок,  он  становится  неразборчив  в  выборе

товарищей, доволен уже тем, что его приняли  и эта  компания  становится  для

него референтной.

      Печальные последствия этого  хорошо известны: увеличивается   количество

несовершеннолетних  правонарушителей.

      Важность для подростка и юноши  его  общения  со  сверстниками  нередко

скрывает,  отодвигает  на  дальний  план  проблемы  его  взаимоотношений   с

взрослыми, прежде всего с родителями и  педагогами.  Что  же  в  сегодняшней

социальной  ситуации  развития  подростка  и  старшеклассника  порождает  те

проблемы, с  которыми приходится сталкиваться родителям  и учителям?

      Один из источников этих проблем  –  непонимание  взрослыми   внутреннего

мира  подростка  и   старшего   школьника,   их   ложные   или   примитивные

представления  об  их  переживаниях,  мотивах  тех   или   иных   поступков,

стремлениях,  ценностях  и  т.п.  Как  было  сказано  выше,  взрослые   явно

недооценивают  значение  сферы  общения  со  сверстниками  для  ребят  этого

возраста, а  ведь этим начинается и этим заканчивается  почти  любая  научная

или популярная книга о психологии отрочества и  ранней юности.

      Исследования (Мудрик А.В., 1989) показывают, что чем старше становится

подросток, тем меньше  понимания  он  находит  у  окружающих  его  взрослых.

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей