Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и старшего
школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира. Иными
словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих учеников,
а место этих конкретных и разных подростков и старшеклассников начинает
замещать
некоторая абстрактная и
Исследования С.К. Масгутовой (1985) показали, что субъективная
значимость для подростка и старшего школьника сферы его общения со
сверстниками значительно констрактирует с явной недооценкой этой значимости
взрослыми, особенно учителями.
В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками
оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя
полагают, что в центре переживаний подростков и старшеклассников
оказываются переживания по поводу общения с родителями. Многие
исследователи (А.М. Прихожан (1990), Е.Н. Новикова (1987) и др.)
придерживаются той точки зрения, что это является серьезной проблемой
современной воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих
подростков и старшеклассников взрослых видеть их действительные
переживания, их фиксацию лишь на той стороне субъективной жизни ребят,
которая повернута
непосредственно к данному
Большинство взрослых, окружающих подростка и старшего школьника, не
имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со сверстниками
на протяжении от подросткового до старшего школьного возраста, о смене
связанных с этим общением переживаний. Сначала доминирующим мотивом общения
со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то
делать, играть (11-12 лет), то позже на первое место выходит мотив занять
определенное место в коллективе сверстников (13-14 лет). На следующем
возрастном этапе центральным становится стремление к автономии в коллективе
сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах
сверстников (15-17 лет). Анализ литературы показывает (А.М. Прихожан
(1990), И.С. Кон (1989) и др.), что у многих ребят оказывается
фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что
приводит к тяжелым переживаниям. Взрослые, как говорят исследования, в
подавляющем
большинстве случаев
со сверстниками самым примитивным образом – как стремление быть в их среде.
В этом возрасте у подростков, старших школьников возрастает критичность по
отношению к собственным недостаткам, которые могут сказаться в общении с
другими людьми.
Возможно, что когда взрослым
кажется, что ребят в
собирает
просто развлекательная
сами ребята могут считать, что встречаются по более глубоким эмоциональным
побуждениям.
Но подростковая, юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а
потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к
чувствам и переживаниям другого. Отсюда – взаимная напряженность в
отношениях, неудовлетворенность ими.
По литературным данным (Мудрик А.В., (1989)), достаточно противоречиво
складывается и сфера отношений с взрослыми. 85 процентов опрошенных
старшеклассников признают потребность общения с взрослыми как актуальную
для себя, из них свыше 66 процентов в качестве наиболее желаемых партнеров
по общению называют родителей (это служит лишним доказательством того, что
две важнейшие сферы общения старшеклассников – с взрослыми и со
сверстниками – не антагонистичны, а взаимодополнительны по отношению друг к
другу).
Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение с взрослыми,
называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела,
взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, о себе и своем
прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и др., иначе говоря, различные
аспекты жизненного самоопределения. Как видно, возникающая в ранней юности
проблема самоопределения, по мысли самих школьников, может решаться только
в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и
равно ограничен у всех. Обращение к взрослым, таким образом, закономерно.
Но далее в силу вступает одна поправка, в корне меняющая всю картину: в
качестве желательного содержания общения указанные выше темы называются
старшеклассниками лишь при условии, если общение с взрослыми будет иметь
доверительную форму (Кон И.С. (1989)).
Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они
откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками
имеет доверительный характер у 88% опрошенных, а с родителями – лишь у 29%,
да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с
учителями – редчайшее событие (4% случаев) (Мудрик А.В. (1989)).
Отсутствие доверительности в общении, столь необходимой в условиях,
когда перед школьниками во весь рост встают сложные задачи личностного и
социального самоопределения, - одна из причин той тревожности, которую по
данным некоторых авторов (Кон И.С. (1989), Мудрик А.В. (1989)), испытывают
старшие школьники в общении с родителями, и теми взрослыми, от кого они в
какой-то мере зависят.
Неудовлетворенность
при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем,
что же практически означает «доверительность» в реальном взаимодействии
взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослых
рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе –
как проводник знаний – и в этом своем значении почти не меняется со сменой
возрастов ребенка (Выготский Л.С. (1984)). Между тем, при первой попытке
взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизнедеятельности
взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере того как
в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна
меняться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принуждение,
вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут
благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности
школьников, вера в его потенциальное «я» – лучшее условие доверительности в
общении с ним (Ремшмидт Х. (1994)).
Что же происходит, когда родители не умеют понять новые стремления
подростка, юноши? А происходит то, что он все равно отправляется на поиск
удовлетворяющих его отношений. Он находит их в среде сверстников. Здесь
стремление подростка к взрослости понятно остальным, это стремление
признают и поддерживают другие, подобные ему. Здесь отыскиваются
своеобразные пути приобщения к взрослости. Здесь может получить поддержку
протест подростка такого отношения взрослых, которое его не удовлетворяет,
- зачастую на этой основе может возникнуть так называемая солидарность
группы: подростки против «взрослых вообще». Подростки и старшие школьники
«освобождаются» от своих родителей (Фельдштейн, (1990)).
Подросток, юноша
уходит к
товарищам.… И вот уже
преимущественно за пределами влияния семьи и школы. Конфликты,
столкновения теперь могут возникнуть уже на другой основе: подросток, юноша
борется уже не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за то, чтобы ему
разделить их дела и заботы, - нет, он отстаивает совершенно,
противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть дадут поступать «как
он сам хочет» (а на самом деле так, как диктует мораль группы сверстников,
к которой он принадлежит).
Невнимание к новым
школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может
превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях
родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.
Анализ литературных данных
в подростковом и старшем
отношения со сверстниками;
в подростковом и старшем
сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями),
связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к
самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и
помощи старших.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. ПРОБЛЕМА,
ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ
Учитывая возрастные
общения в подростковом возрасте и ранней юности, то мы определили следующую
цель данного исследования: изучение динамики и различных форм общения в
подростковом возрасте и ранней юности с учетом современности.