Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и  старшего

школьника становятся все более непохожими на реальности  этого  мира.  Иными

словами, родители перестают видеть своих детей, а  учителя – своих  учеников,

а место  этих конкретных и  разных  подростков  и  старшеклассников  начинает

замещать  некоторая абстрактная и искаженная версия.

      Исследования  С.К.  Масгутовой  (1985)  показали,   что   субъективная

значимость  для  подростка  и  старшего  школьника  сферы  его  общения   со

сверстниками  значительно констрактирует с явной  недооценкой этой  значимости

взрослыми, особенно учителями.

      В то время как для ребят  переживания по поводу общения  со сверстниками

оказывается наиболее  значимыми,  наиболее  типичными,  родители  и  учителя

полагают,  что  в   центре   переживаний   подростков   и   старшеклассников

оказываются   переживания   по   поводу   общения   с   родителями.   Многие

исследователи  (А.М.  Прихожан  (1990),  Е.Н.   Новикова   (1987)   и   др.)

придерживаются  той  точки  зрения,  что  это  является  серьезной  проблемой

современной воспитательной  ситуации,  отражающей  неспособность  окружающих

подростков   и   старшеклассников   взрослых   видеть   их    действительные

переживания, их фиксацию лишь  на  той  стороне  субъективной  жизни  ребят,

которая повернута  непосредственно к данному учителю  или родителям.

      Большинство взрослых, окружающих  подростка и  старшего  школьника,  не

имеют никакого представления о динамике мотивов  его общения со  сверстниками

на протяжении от подросткового  до  старшего  школьного  возраста,  о  смене

связанных с этим общением переживаний. Сначала  доминирующим мотивом  общения

со сверстниками является простое желание быть  в  их  среде,  вместе  что-то

делать, играть (11-12 лет), то позже на первое место  выходит  мотив  занять

определенное  место  в  коллективе  сверстников  (13-14  лет).  На  следующем

возрастном  этапе центральным становится стремление к автономии в  коллективе

сверстников  и  поиск  признания  ценности  собственной  личности  в  глазах

сверстников  (15-17  лет).  Анализ  литературы  показывает  (А.М.   Прихожан

(1990),  И.С.  Кон  (1989)  и  др.),  что   у   многих   ребят   оказывается

фрустрированной  потребность  «быть  значимым  в  глазах  сверстников»,  что

приводит  к тяжелым  переживаниям.  Взрослые,  как  говорят  исследования,  в

подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы  общения  подростка

со сверстниками самым примитивным образом –  как стремление быть в их  среде.

В этом возрасте у подростков, старших школьников возрастает  критичность  по

отношению к собственным недостаткам, которые  могут  сказаться  в  общении  с

другими людьми.

      Возможно, что когда взрослым  кажется, что ребят в  школьной  дискотеке

собирает  просто развлекательная направленность,  желание  «провести  время»,

сами ребята могут считать, что встречаются  по более  глубоким  эмоциональным

побуждениям.

      Но подростковая, юношеская общительность  часто бывает эгоцентричной, а

потребность в самовыявлении, раскрытии своих  переживаний – выше  интереса  к

чувствам  и  переживаниям  другого.   Отсюда  –  взаимная  напряженность   в

отношениях, неудовлетворенность ими.

      По литературным данным (Мудрик  А.В., (1989)), достаточно противоречиво

складывается  и  сфера  отношений  с  взрослыми.  85  процентов   опрошенных

старшеклассников  признают потребность общения  с  взрослыми  как  актуальную

для себя, из них свыше 66 процентов  в качестве наиболее желаемых  партнеров

по общению  называют родителей (это служит лишним доказательством  того,  что

две  важнейшие  сферы  общения  старшеклассников  –   с   взрослыми   и   со

сверстниками  – не антагонистичны, а взаимодополнительны  по отношению друг  к

другу).

      Среди тем, на основе которых  могло бы строиться общение   с  взрослыми,

называются   такие,   как   выбор   будущей   профессии,    учебные    дела,

взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы  морали,  о  себе  и  своем

прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и др., иначе  говоря,  различные

аспекты жизненного самоопределения. Как видно, возникающая  в  ранней  юности

проблема  самоопределения, по мысли самих  школьников, может  решаться  только

в общении  со сверстниками,  социальный  опыт  которых  примерно  одинаков  и

равно ограничен  у  всех. Обращение к взрослым, таким  образом,  закономерно.

Но далее  в силу вступает одна поправка, в  корне  меняющая  всю  картину:  в

качестве  желательного содержания  общения  указанные  выше  темы  называются

старшеклассниками лишь при условии, если общение  с  взрослыми  будет  иметь

доверительную форму (Кон  И.С. (1989)).

      Когда же ставится вопрос, кто  понимает их лучше других  и   с  кем  они

откровеннее,  большинство  называет  сверстников.  Общение  со  сверстниками

имеет доверительный  характер у 88% опрошенных, а с родителями – лишь у  29%,

да  и  то  преимущественно  с  матерями,  нерегламентированное   общение   с

учителями – редчайшее событие (4% случаев) (Мудрик А.В. (1989)).

      Отсутствие доверительности в  общении, столь  необходимой   в  условиях,

когда перед  школьниками во весь рост встают  сложные  задачи  личностного  и

социального самоопределения, - одна из причин той  тревожности,  которую  по

данным некоторых  авторов (Кон И.С. (1989), Мудрик А.В.  (1989)),  испытывают

старшие школьники  в общении с родителями, и теми взрослыми, от  кого  они  в

какой-то мере зависят.

      Неудовлетворенность потребностей  юношей и девушек в общении  с близкими

при высокой  выраженности этой потребности  заставляет  задуматься  над  тем,

что  же практически  означает  «доверительность»  в  реальном  взаимодействии

взрослых  и старшеклассников. Тут  приходится  признать,  что  роль  взрослых

рассматривается в возрастной психологии преимущественно  в  одном  ракурсе  –

как проводник  знаний – и в этом своем значении почти не меняется  со  сменой

возрастов ребенка (Выготский Л.С. (1984)). Между  тем,  при  первой  попытке

взглянуть  на  нее,  не  отрываясь  от  почвы  совместной  жизнедеятельности

взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере  того  как

в ходе роста  школьника меняются формы и самая  мера  его  активности,  должна

меняться  и роль взрослого. Для старших  школьников  невыносимо  принуждение,

вмешательство в их  дела   извне,  но  это  не  значит,  что  они  не  будут

благодарны  за  тактичную  помощь.  Доверие  взрослых  к  развитию  личности

школьников, вера в его потенциальное «я»  – лучшее условие доверительности  в

общении с  ним (Ремшмидт Х. (1994)).

      Что же происходит, когда родители  не  умеют  понять  новые   стремления

подростка, юноши? А происходит то, что он все  равно  отправляется  на  поиск

удовлетворяющих его отношений. Он находит  их  в  среде  сверстников.  Здесь

стремление  подростка  к  взрослости  понятно  остальным,   это   стремление

признают  и  поддерживают   другие,   подобные   ему.   Здесь   отыскиваются

своеобразные  пути приобщения к взрослости. Здесь  может  получить  поддержку

протест подростка  такого отношения взрослых, которое  его  не  удовлетворяет,

- зачастую  на этой  основе  может  возникнуть  так  называемая  солидарность

группы: подростки  против «взрослых вообще». Подростки  и  старшие  школьники

«освобождаются» от своих родителей (Фельдштейн, (1990)).

      Подросток, юноша наталкивается   на  упорное  непонимание   родителей  и

уходит к  товарищам.… И вот уже социально-моральное  развитие  его  происходит

преимущественно  за   пределами   влияния   семьи    и   школы.   Конфликты,

столкновения  теперь могут возникнуть уже на другой основе: подросток,  юноша

борется уже  не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за  то,  чтобы  ему

разделить  их  дела   и   заботы,   -   нет,   он   отстаивает   совершенно,

противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть  дадут  поступать  «как

он сам  хочет» (а на самом деле так, как  диктует мораль  группы  сверстников,

к которой  он принадлежит).

      Невнимание к новым особенностям  и  стремлениям  подростка   и  старшего

школьника  опасно.  Нельзя  упускать  время.  Взаимное   непонимание   может

превратиться  в  явление  необратимое.  Благополучие  в  личных   отношениях

родителей и детей, контакт и понимание  между ними совершенно необходимо.

      Анализ литературных данных позволил  сделать нам следующие выводы:

      в подростковом и старшем школьном  возрасте наиболее значимыми  являются

отношения со сверстниками;

      в подростковом и старшем школьном  возрасте  прослеживаются  некоторые

сложности  во  взаимоотношениях  с  взрослыми  (родителями   и   учителями),

связанные с  возрастными  особенностями  ребят.  Однако,  при  всей  тяге  к

самостоятельности, юноши и девушки  остро  нуждаются  в  жизненном  опыте  и

помощи старших. 
 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 

      Учитывая возрастные особенности,  а  также  значимость  и   особенности

общения в  подростковом возрасте и ранней юности, то мы определили  следующую

цель данного  исследования: изучение динамики  и  различных  форм  общения  в

подростковом  возрасте и ранней юности с учетом современности.

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей