Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.
Полученные результаты были обработаны и выявлены различия среди
учащихся 11-ых классов русской средней школы №4 города Кишинева и у
учащихся
русской средней школы №14 города
Кишинева.
Проективное сочинение. « Мое свободное время».
Такое сочинение представляет собой, вид проектных методик – учащимся
предлагалось написать небольшое сочинение, в котором они должны были
описать, как они проводят свое свободное от уроков время. Цель данной
методики – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и
самой проекции его интересов, желаний, влечений и т.д.
При этом мы исходим из того, что, работая над сочинением в
соответствии с предложенным нами планом, подростки должны мотивировать свое
отношение к различным способам проведения своего свободного времени, то
есть привести собственные мотировки своего поведения и деятельности.
Единицей счета в
«суждение, выражающее закономерную мысль или чувство (Л. Петровская, 1991).
Проведение этой методики
результаты анкетирования (продолжающее данную тему), и получить информацию
о внеучебных
интересах наших испытуемых.
Анкета «Свободное время» (Г.Ф. Черенкова, 1990 год).
Исследование содержательного
подростков в свободное от обязательных занятий время целесообразно
проводить при помощи специально разработанной анкеты. Вопросы направлены на
выявление объекта, структуры и содержания свободного от обязательных
занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также круга их общения.
Следует отметить, что сопоставление мотивировок подростков, полученных
методом сочинения, с данными письменного опроса поможет выяснить отношение
подростков к различным формам общения, что, в свою очередь, даст
возможность более адекватно оценить особенности развития и мотивационно-
потребностной сферы в зависимости от конкретных социальных условий
жизнедеятельности.
Анкета состоит из 8 вопросов. Первый вопрос позволяет выявить, чем
занимаются ребята в свободное время в будние дни и сколько примерно (в
часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят свое
свободное время учащиеся в будние и выходные дни. Четвертый вопрос
позволяют выявить круг общения ребят. Пятый вопрос позволяют выявить, на
сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное время. Шестой
вопрос позволяют выяснить, где бы хотели учащиеся проводить свое свободное
время. Седьмой вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться. И восьмой
вопрос: чем бы хотели заняться ребята в свое свободное время (соотношение
желаний и возможностей)?
Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с
данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют
судить об
интересах современных
временных
и социальных условий.
Проективное сочинение. «
Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных
методик для
выявления необходимости у
современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и
потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений
современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности
(сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний,
стремлений и влечений.
Проведение этой методики
результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об
интересах и потребностях наших испытуемых.
Исследования по выбранной
8«А» классе,
а также 11«Б» и 11«В» классах
также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.
Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных
результатов учащихся данных школ.
В нашем исследовании
Кишинева.
2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ
Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является
одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные
данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),
Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам,
касающимся общения в данных возрастных периодах.
Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно
подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):
I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об
общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).
II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся
вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а
также, трудности, связанные с этим (таблица 2).
III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и
предпочтения (таблица 3).
Проанализируем полученные
в таблице 1.
|№ |Варианты |Количество
учащихся по классам и школам.
|во|ответов. |
|пр|
|
|ос|
|
|а |
|
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |
| |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |
| |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |
| |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |
|2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |
| |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |
| |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |
| |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |
| |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |
| |пол. | | | | | | | |
|3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |
| |новостей |
| | |
| |
| |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
| |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |
| |информац. | | | | | | | |
| |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |
| |отношений | | | | | | | |
| |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |
| |удовольств| | | | | | | |
| |(развлечен| | | | | | | |
| |) | | | | | | | |
| |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |
|4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |
| |(беседа) | | | | | | | |
| |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |
| |информац. | | | | | | | |
| |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |
| |друг друга| | | | | | | |
| |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |
|5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |
| |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |
| |Не знаю
|1 |- |-
|2 |2 |1
|- |
Таблица 1. Распределение
результатов, полученных по I категории
вопросов.
Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика
(школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают
положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся
школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».
Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили
друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным
данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является
доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали
родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается
общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.
В
таблице 2 представлены данные, полученные
по II категории вопросов.
|№ |Варианты |Количество
учащихся по классам и школам.
|во|ответов. |