Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

линия, тем  больше вы заинтересованы в получении  информации.

      Полученные  результаты  были  обработаны  и  выявлены  различия  среди

учащихся 11-ых  классов  русской  средней  школы  №4  города  Кишинева  и  у

учащихся  русской средней школы №14 города Кишинева. 

      Проективное сочинение. « Мое  свободное время».

      Такое сочинение представляет  собой, вид проектных методик   –  учащимся

предлагалось  написать  небольшое  сочинение,  в  котором  они  должны  были

описать, как  они проводят  свое  свободное  от  уроков  время.  Цель  данной

методики  – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт)  и

самой проекции его интересов, желаний, влечений и  т.д.

      При  этом  мы  исходим   из  того,  что,  работая  над   сочинением   в

соответствии  с предложенным нами планом, подростки  должны мотивировать  свое

отношение к различным способам  проведения  своего  свободного  времени,  то

есть привести собственные мотировки  своего поведения  и деятельности.

      Единицей счета в содержательном  анализе сочинений подростков  является

«суждение, выражающее закономерную мысль или  чувство (Л. Петровская, 1991).

      Проведение этой методики позволит  в  определенной  степени   дополнить

результаты  анкетирования (продолжающее данную тему), и  получить  информацию

о внеучебных интересах наших испытуемых. 

      Анкета «Свободное время» (Г.Ф.  Черенкова, 1990 год).

      Исследование содержательного аспекта  мотивации различных форм  общения

подростков  в  свободное  от  обязательных   занятий   время   целесообразно

проводить при помощи специально разработанной  анкеты. Вопросы направлены  на

выявление  объекта,  структуры  и  содержания  свободного   от  обязательных

занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также  круга их общения.

      Следует отметить, что сопоставление  мотивировок подростков, полученных

методом сочинения, с данными письменного опроса поможет  выяснить  отношение

подростков  к  различным  формам  общения,  что,  в   свою   очередь,   даст

возможность более адекватно оценить  особенности  развития  и  мотивационно-

потребностной  сферы  в  зависимости  от   конкретных   социальных   условий

жизнедеятельности.

      Анкета состоит из 8 вопросов. Первый  вопрос  позволяет  выявить,  чем

занимаются  ребята в свободное время в  будние  дни  и  сколько  примерно  (в

часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят  свое

свободное  время  учащиеся  в  будние  и  выходные  дни.  Четвертый   вопрос

позволяют выявить круг общения ребят. Пятый  вопрос  позволяют  выявить,  на

сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное  время.  Шестой

вопрос позволяют  выяснить, где бы хотели учащиеся проводить  свое  свободное

время. Седьмой  вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться.  И  восьмой

вопрос: чем  бы хотели заняться ребята в свое  свободное  время  (соотношение

желаний и  возможностей)?

      Полученные результаты в ходе  проведения анкеты   и  соотношение   их  с

данными, полученными  в ходе  проведения  проективного  сочинения,  позволяют

судить об интересах современных подростков и  старших  школьников  с  учетом

временных и социальных условий. 

      Проективное сочинение. «Современные  молодежные организации».

      Проективное  сочинение,  представляет  собой  особый  вид  проективных

методик для  выявления необходимости у современных  старшеклассников  наличия

современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их  интересы  и

потребности. А также,  для  более  полной  картины  интересов  и  стремлений

современной молодежи. Цель данной методики – анализ  продуктов  деятельности

(сочинение  и есть такой продукт) и самой  проекции  его  интересов,  желаний,

стремлений  и влечений.

      Проведение этой методики позволит  в  определенной  степени   дополнить

результаты  анкетирования и уже одного сочинения  и  получить  информацию  об

интересах и потребностях наших испытуемых.

      Исследования по выбранной нами  программе, проводились в  6«А»   классе,

8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах   школы  №14  города  Кишинева.  А

также, в 8«А»  классе и в 11«Б» и 11«Э» классах  школы  №4  города  Кишинева.

Что в  свою  очередь  позволило  провести  сравнительный  анализ  полученных

результатов учащихся данных школ.

      В нашем исследовании участвовало  114 учащихся школ  №4  и  №14  города

Кишинева. 
 

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ  И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 

      Так  как общение в подростковом  и старшем  школьном  возрасте  является

одним из основных видов  деятельности,  о  чем  свидетельствуют  литературные

данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984),  Эльконин  Д.Б.  (1978),

Кон И.С. (1989) и др.), нами  была  проведена  анкета,  по  общим  вопросам,

касающимся общения  в данных возрастных периодах.

      Анкета  состоит  из  15  вопросов,  которые,  в  свою  очередь,  можно

подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

      I категория (1-5 вопросы) – посвящены  общему представлению учащихся  об

общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

      II категория (6-10 вопросы) – посвящаются  выяснению, умеют ли учащиеся

вступать  в контакт и поддерживать его  в тех или иных жизненных ситуациях,  а

также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

      III категория (11-15 вопросы) –   позволяют  выяснить  круг  общения  и

предпочтения (таблица 3).

      Проанализируем полученные данные I категории вопросов,  представленные

в таблице 1. 

|№ |Варианты  |Количество  учащихся по классам и школам.              |

|во|ответов.  |                                                      |

|пр|          |                                                      |

|ос|          |                                                      |

|а |          |                                                      |

|  |          |6«А»  |8«А»  |11«Б» |11«В» |8«А»  |11«Б»  |11«Э»  |

|  |          |кл.   |кл.   |кл.   |кл.   |кл.   |кл     |кл.    |

|  |          |школы |школы |школы |школы  |школы |школы. |школы  |

|  |          |№14   |№14   |№14   |№14   |№4    |№14    |№14    |

|1.|2.        |3.    |4.    |5.    |6.    |7.    |8.     |9.     |

|1.|Да        |16    |10    |11    |16    |17    |14     |13     |

|  |Нет       |1     |2     |1     |1     |-     |-      |1      |

|  |Не очень  |2     |-     |1     |-     |1     |-      |-      |

|  |Не знаю   |1     |1     |1     |-     |4     |1      |-      |

|2.|Друзья    |14    |8     |14    |14    |15    |11     |7      |

|  |Родители  |9     |5     |3     |2     |9     |7      |7      |

|  |Одноклассн|-     |-     |-     |-     |3     |2      |2      |

|  |Со всеми  |3     |2     |-     |-     |-     |2      |-      |

|  |С прот.   |-     |2     |4     |1     |3     |2      |2      |

|  |пол.      |      |      |      |      |      |       |       |

|3.|Узнавание |-     |2     |5     |-     |10    |2      |5      |

|  |новостей  |      |      |      |      |      |       |       | 

|1.|2.        |3.    |4.    |5.    |6.    |7.    |8.     |9.     |

|  |Обмен     |3     |-     |2     |-     |-     |6      |3      |

|  |информац. |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Поддержка |7     |2     |2     |2     |-     |3      |2      |

|  |отношений |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Получение |2     |4     |4     |5     |9     |-      |2      |

|  |удовольств|      |      |      |      |      |       |       |

|  |(развлечен|      |      |      |      |      |       |       |

|  |)         |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Не знаю   |-     |-     |-     |6     |-     |-      |-      |

|4.|Разговор  |7     |4     |8     |2     |8     |2      |4      |

|  |(беседа)  |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Передача  |3     |4     |1     |7     |6     |6      |6      |

|  |информац. |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Узнавание |2     |-     |1     |3     |-     |1      |2      |

|  |друг друга|      |      |      |      |      |       |       |

|  |Не знаю   |-     |3     |3     |5     |4     |-      |1      |

|5.|Да        |17    |11    |13    |11    |10    |11     |14     |

|  |Нет       |2     |2     |2     |4     |9     |3      |1      |

|  |Не знаю   |1     |-     |-     |2     |2     |1      |-      | 

Таблица 1. Распределение  результатов, полученных по I категории  вопросов. 

      Анализ  ответов по I категории  вопросов  показывает,  что  53  ученика

(школа №4) нашей  выборки на вопрос: «Умеете ли  вы  общаться?»,  -  отвечают

положительно и  только 10 – «нет, не знаю,  не  очень».  44  из  51  учащихся

школы №4 считают, что  «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

      Что  касается круга общения, то  на 1 –ое  место  все  ребята  поставили

друзей  (сверстников,  друзей  постарше),  что  соответствует   литературным

данным,  поскольку  в  этом  возрасте  общение  со   сверстниками   является

доминирующем и  более значимым  (Л.С.  Выготский);  на  второе  место  попали

родители, а на 3 –ье  – друг (подруга) противоположного пола.   Что  касается

общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

      В  таблице 2 представлены данные, полученные  по II категории вопросов. 

|№ |Варианты  |Количество  учащихся по классам и школам.              |

|во|ответов.  |                                                      |

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей