Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

|. |                             |    |    |     |    |      |    | 

Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные  испытуемыми. 

      У одних  одиннадцатиклассников   на  первом  месте  качества  личности,

объединенные  в  группу  с  ключевым  для  нее  словом   «ум».   Это   также

талантливость, изобретательность, находчивость и  т.д. Для других, на  первом

месте оказалось  достаточно близкое по смыслу к доброте  качество  личности  –

отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание  и т.д.).

      На второе место некоторые  восьмиклассники поставили два   качества  (по

просьбе учащихся из-за невозможности определить  большую  значимость  одного

из них) –  отзывчивость и воспитанность. У  других, на этом месте так  же  два

качества  – ум и приятная наружность (элегантность,  опрятность  и  т.д.).  В

одиннадцатых  классах  на  втором  месте  -   эрудиция  и  воспитанность.  На

третьем месте  в восьмых классах  –  чувство  юмора  и  такие  качества,  как

общительность и отзывчивость.  На  этом  же  месте  в  одиннадцатых  классах

следующие  качества  –  воспитанность,   эрудиция   и   чувство   юмора.   У

восьмиклассников  на  четвертом  месте   –   доброта   и   эрудиция.   А   у

одиннадцатиклассников –  общительность  и  ум.  На  пятом  месте  в  восьмых

классах  –  общность  интересов  и  индивидуальность.   В   одиннадцатых   –

отзывчивость  и общительность.

      На  шестом  месте  восьмые   классы  поставили  ум  и   доброту,   а   у

одиннадцатых  – сила воли и доброта.

      На седьмом  месте  в   восьмых  классах  –  общительность,  скромность,

верность, а  в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

      Настораживает то, что на последнее  место и в восьмых и в   одиннадцатых

классах  ребята  поставили  такие  качества  как:  честность,   сила   воли,

трудолюбие. Эти качества  стали  менее  значимы  для  сегодняшней  молодежи.

Наряду с  оценкой  идеального  собеседника,  нами  было  предложено  учащимся

оценить себя,  как собеседника.

      В своих самооценках учащиеся  практически во всех случаях   распределили

качества  так же, как описано выше. В  некоторых  случаях,  на  первое  место

ставились  отзывчивость,  общительность,   чувство   юмора,   воспитанность.

Интеллектуальные  способности на 2-3 места. Последние  места занимают  все  те

же  качества:  честность,  доброта,  сила  воли  (стойкость,  самообладание,

терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

      Характерная черта, отличающая  учащихся восьмых  классов,  единообразие

самооценок.   Самооценки   развитости   значимых    качеств    личности    у

одиннадцатиклассников как бы  образуют  две  подгруппы:  первая  –  качества

наиболее   развитые    (отзывчивость,    общительность,    чувство    юмора,

воспитанность); вторая – качества менее развитые  –  способности,  эрудиция,

интеллектуальные  способности.

      Данные, полученные нами в ходе  исследования в 8 –х и  11  –х  классах,

значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в  80

–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

      Учащиеся всех классов на первое  место поставили честность и,  входящую

в это понятие  подгруппу качеств, на второе – доброту  и  соответствующие  ей

другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие  вместе  с  такими

качествами, как старательность,  усердие,  прилежность.  Причем,  значимость

этих качеств  постепенно повышается с возрастом.

       Четвертое,   пятое   и   шестое   место   занимают,   соответственно,

отзывчивость,    воспитанность    (культура,    вежливость)    и    эрудиция

(образованность, знания, кругозор).

      Исследования Мнацаканян Л.И., позволили  ей сделать  следующие  выводы:

наиболее  ценимы старшими школьниками такие  качества личности, как   доброта,

трудолюбие, отзывчивость, а так  же  качества,  близкие  к  ним  по  смыслу:

прямота,   искренность,   порядочность,    откровенность,    справедливость,

правдивость,  принципиальность,   дружелюбие,   сердечность,   человечность,

чуткость, внимание к  людям,  способность  понимать  людей,  старательность,

усердие, прилежание.

      Последние места  по  значимости  занимают  у  них  приятная  внешность

(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом   возрастает  значимость

для школьников эрудиции (образованность, начитанность)  и  волевые  качества

(твердость,  терпеливость,  упорство,  настойчивость).  В   то   же   время,

снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

      Анализ  литературных  данных  с  нашими  позволяет  сделать   следующие

выводы: на сегодняшний день, качества личности,  ценимые  старшеклассниками,

претерпели  изменения в плане значимости.

      Если в 80 –е годы, первые места  занимали такие качества личности  как,

честность,  доброта  и  трудолюбие,  то  сегодня,  эти  качества  уходят  на

последние места, первые места занимают такие  качества,  как  воспитанность,

отзывчивость, эрудиция.

      Мы предполагаем, что такая   перемена  в  значимости  качеств   личности

может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией,  а  именно  изменение

критериев, ориентиров, принятых в обществе. 
 

2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ  ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО  ПРОЦЕССА. 

        Следующей   методикой   в   нашем   исследовании   стала    методика

«Коммуникативная  дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

      Данная  методика помогла нам определить, на  сколько  испытуемые  хотят

«принимать» и «делиться  информацией» со взрослыми и  сверстниками.  Методика

проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены  следующие  результаты:

на первое место  в желании высказать свое мнение, свою точку зрения,  оказать

информационное влияние  оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители;  на  3

–м одноклассники  и на 4 –ом – учителя.

      Для  наилучшей наглядности, полученные  нами  результаты,  представлены

графически на рисунке 1 (а, б).  На  нем  вы  видим  процентное  соотношение

открытости (доверительности) старшеклассников по

 отношению к  родителям.

      Результаты, представленные нами на рисунке  1 (а и  б)  показывают,  на

сколько  открыты  по  отношению  к  своим  родителям  учащиеся  одиннадцатых

классов школ №4 и  №14 (желание  поделиться информацией  со своими  родителями

учащиеся школы  №14 отличаются от своих сверстников  из школы №4).

      После  беседы со школьным  психологом  мы выяснили, что у  многих  ребят

имеются  проблемы,  связанные  с  не  очень  благоприятной   психологической

обстановкой в семье,  которая  вызывает  у  ребят  напряженные  отношения  с

родителями. 
 
 

      Желание  выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию

от друзей вне  школы, родителей, учителей,  одноклассников  по  предпочтениям

были расположены  по следующим местам: на первом месте  –  друзья  вне  школы,

на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом  –  одноклассники.

Для наглядности  мы представили на диаграммах 4 и  5  процентное  соотношение

принятия информации старшеклассников от своих учителей.

       Полученные  нами  результаты  были  несколько   неожиданными,   когда

учащиеся   показали   высокий   уровень   заинтересованности    информацией,

получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на  одном

уровне.

      Особый  интерес вызывают данные, изображенные  на рисунке 2  (а)  (11«В»

класс школы №14). Учитывая, что  класс  отличается  невысокой  мотивацией  к

учению, испытуемые показали достаточно  высокий  уровень  заинтересованности

информацией, получаемой от учителей.

      Таким  образом, исследования уровня  коммуникативной дистанции показали,

что при всем том, что сверстники, безусловно,  являются  более  значимыми  в

жизни подростков и  старших школьников,   но  влияние  родителей  и  учителей

тоже не мало важно, так  как  следует  напомнить,  что  испытуемые  являлись

учащимися  выпускных  классов,  которые   находятся   на   пороге   взрослой

самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней  социальной  ситуации

ребята тяготеют к родителям и к семье, желая  найти там поддержку,  понимание

и защиту, пусть не всегда в  открытой  форме,  а  иногда  даже  через  явный

протест. 
 

2.6.  ОСОБЕННОСТИ   МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ  СФЕРЫ   ОБЩЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ  И

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 

      Следующим этапом нашего исследования  мотивации различных форм  общения

ребят в  свободное от основных занятий время. Нам необходимо  было  выяснить,

где, с кем  и чем занимаются современные  подростки  и  старшеклассники.  Для

этого мы провели  проективное сочинение на тему:  «Мое  свободное  время».  А

затем провели  его качественный анализ.

      Результаты, полученные нами в  ходе проведения  проективного  сочинения

показали, чем  предпочитают заниматься современная  молодежь. Практически  все

свободное время и связанные с ним  занятия проводятся с другом, подругой  или

в кругу  друзей.

      К сожалению,  очень  малое   количество  учащихся  посещают  спортивные

секции или  клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все  желающие

могут  их  посещать,  в  связи  с  недостаточным  количеством   материальных

средств.

       Для  подтверждения  полученной  нами  информации,  а  также,  для  ее

дополнения, мы провели анкету «Мое свободное  время».  А  полученные  из  нее

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей