Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
|. |
| | | |
| | |
Таблица 4. Качества
идеального собеседника, выбранные
испытуемыми.
У одних
объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также
талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом
месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –
отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).
На второе место некоторые
восьмиклассники поставили два
просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного
из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два
качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В
одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На
третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как
общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах
следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У
восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у
одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых
классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –
отзывчивость и общительность.
На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у
одиннадцатых – сила воли и доброта.
На седьмом месте в
восьмых классах –
верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.
Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых
классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,
трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.
Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся
оценить себя, как собеседника.
В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили
качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место
ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.
Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те
же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,
терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.
Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие
самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у
одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества
наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,
воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,
интеллектуальные способности.
Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,
значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80
–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).
Учащиеся всех классов на
в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей
другие достоинства.
На третьем месте оказались
качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость
этих качеств постепенно повышается с возрастом.
Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,
отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция
(образованность, знания, кругозор).
Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:
наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,
трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:
прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,
правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,
чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,
усердие, прилежание.
Последние места по значимости занимают у них приятная внешность
(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость
для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества
(твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,
снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.
Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие
выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,
претерпели изменения в плане значимости.
Если в 80 –е годы, первые места
занимали такие качества
честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на
последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,
отзывчивость, эрудиция.
Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности
может быть
связана с сегодняшней
критериев,
ориентиров, принятых в обществе.
2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО
ПРОЦЕССА.
Следующей методикой в нашем исследовании стала методика
«Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).
Данная
методика помогла нам
«принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика
проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:
на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать
информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3
–м одноклассники и на 4 –ом – учителя.
Для
наилучшей наглядности,
графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение
открытости (доверительности) старшеклассников по
отношению к родителям.
Результаты,
представленные нами на
сколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся одиннадцатых
классов школ №4 и №14 (желание поделиться информацией со своими родителями
учащиеся школы №14 отличаются от своих сверстников из школы №4).
После беседы со школьным психологом мы выяснили, что у многих ребят
имеются проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической
обстановкой в семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с
родителями.
Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию
от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям
были расположены по следующим местам: на первом месте – друзья вне школы,
на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники.
Для наглядности мы представили на диаграммах 4 и 5 процентное соотношение
принятия информации старшеклассников от своих учителей.
Полученные нами результаты были несколько неожиданными, когда
учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией,
получаемой от учителей,
практически учителя с
уровне.
Особый интерес вызывают данные, изображенные на рисунке 2 (а) (11«В»
класс школы №14). Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к
учению, испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности
информацией, получаемой от учителей.
Таким
образом, исследования уровня
коммуникативной дистанции
что при всем том, что сверстники, безусловно, являются более значимыми в
жизни подростков и старших школьников, но влияние родителей и учителей
тоже не мало важно, так как следует напомнить, что испытуемые являлись
учащимися выпускных классов, которые находятся на пороге взрослой
самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней социальной ситуации
ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там поддержку, понимание
и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже через явный
протест.
2.6. ОСОБЕННОСТИ
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Следующим этапом нашего
ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо было выяснить,
где, с кем и чем занимаются современные подростки и старшеклассники. Для
этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А
затем провели его качественный анализ.
Результаты, полученные нами в ходе проведения проективного сочинения
показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все
свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или
в кругу друзей.
К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные
секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие
могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных
средств.
Для подтверждения
дополнения, мы провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее