Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
данные, сравнили с данными из сочинения, проанализировали и получили
следующую картину.
В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и
содержания свободного времени подростков и старших школьников в различных
формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.
Под интимно-личным общением
личных симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается
нами, как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и
случайные
«Они»).
Взаимосвязь структуры
формами его
общения (таблица №5).
|Предпочит|Формы
общения
|аемые
|
|виды
|
|занятий
|
|
|Интимно-личные формы общения|
| | |общения |
| |Прогулки |Танцы в дискотеке |
| |Общение с друзьями |Прогулки |
| |Просмотр телепередач |Посещение баров |
| |Прослушивание музыки |Курение |
| |Танцы в дискотеке |Потребление спиртых |
| | |напитков и наркотиков |
| |Посещение баров |Просмотр порнофильмов |
| |Чтение |Чтение эротической |
|
|
|литературы
|
Таблица №5. Структуры свободного времени подростка с различными формами его
общения.
По продолжительности на
другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в
гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам).
Мотивируют подростки свой выбор данных видов деятельности в свободное время
желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном»,
«хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем
серьезном», « не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу
весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций
родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими
друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».
В целом, мотивированная
характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени
значимости):
Интимно-личная форма:
1. Эмоциональное сопереживание;
2. Доверие и понимание;
3. Самоутверждение среди
4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;
5. Самовыражение;
6. Самореализации среди
Стихийно-групповая форма:
1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших
ребят;
2. Удовольствие от совместных развлечений;
3. Самоутверждение среди
4. Самовыражение;
5. Самореализация в группе;
6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;
7. Эмоционального сопереживания.
Таким образом, взаимосвязь
подростков в различных формах общения выступает определенным показателем
уровня развития
мотивационно-потребностной
Наши результаты отличаются от
тех результатов
были проведены в 1988 году Г.В. Черенковой по изучению мотивации различных
форм общения. Испытуемые, предпочитающие интимно-личную форму общения,
распределили предпочитаемые виды деятельности следующим образом:
1. Прогулки.
2. Прослушивание магнитофонных
3. Просмотр телевизионных
4. Разговор по телефону.
5. Посещение кинотеатров.
6. Чтение.
7. Танцы.
8. Занятие спортом.
9. Занятия в различных кружках.
Таким образом, как в
исследовании, мотивировки подростков, предпочитающих интимно-личную форму
общения, отражают доминирование индивидуалистических мотивов при
организации ими своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся
необходимым условием формирования всесторонне и гармонической развитой
личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма
незначительное время.
Для подростков, предпочитающих проводить свободное от обязательных
занятий время на улице и во дворе, то есть стремящихся в первую очередь к