Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение
целого ряда поэтапных задач:
1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о
значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей
в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском
возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»
и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на
которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и
юношей с различными формами их общения.
5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися
данными и выявить роль социальных факторов в общении современных
подростков и юношей.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические исследования………………………………………………………6
1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6
1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9
1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12
2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21
2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21
2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27
2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие
школьники при общении………………………………………………………………35
2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и
старшеклассниками……………………………………………………………………37
2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40
2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и
старшеклассников…………………………………………………….44
Заключение и выводы…………………………………………………………………51
Литература………………………………………………………………………………55
|пр|
|
|ос|
|
|а |
|
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |
| |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |
| |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |
| |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |
| |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |
|7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |
| |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |
| |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |
|8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |
| |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |
| |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |
| |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |
|9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |
| |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |
| |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |
| |ситуации | | | | | | | |
| |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |
|10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |
|. | | | | | | | | |
| |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |
| |Нет
|3 |2 |4
|3 |4 |2
|1 |
Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.
Из таблицы 2 видно, что практически
у всех ребят возникают
общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в
общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.
Неправильное построение
непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все
испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.
Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.
Интересные результаты были
вы себя
интересным собеседником?». Они представлены
на диаграмме 1.
Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя
считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют
литературным, касающиеся данного возраста.
Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование
детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом
показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с
личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье,
а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.
Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный
механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и
значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте,
показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять
определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности
собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим
способом достижения подобных целей.
Что касается результатов,
могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка
более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого
возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к
автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой
личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах
сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию
неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.
Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х
классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может
иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается
уровень тревожности.
В старшем школьном возрасте
самооценка выполняет две
- самопознание;
- самозащита.
А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка
выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде
всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с
всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на
пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.
Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как
норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего
нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из
диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к
неустойчивости.
Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что
полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что
на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения
вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина –
современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и
отличает его от литературных данных и характеристик.
Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки
предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и
любят отдыхать.
|№ |Варианты |Количество
учащихся по классам и школам.
|во|ответов. |
|пр|
|
|ос|
|
|а |
|
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |
|. | | | | | | | | |
| |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |
| |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |
| |ситуации | | | | | | | |
| |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |
|12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |
|. |школы | | | | | | | |
| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |
| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |
| |(сестра) | | | | | | | |
| |Одноклассн|6
|2 |1 |3
|9 |1 |2
|
| |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|1.| | | | | | | | |
| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |
|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |
|. |вне школы | | | | | | | |
| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |
| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |
| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |
| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |
|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |
|. | | | | | | | | |
| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |
| |(кто-то из| | | | | | | |
| |родст) | | | | | | | |
| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |
| |школы | | | | | | | |
| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |
|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |
|. |школы | | | | | | | |
| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |
| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |
| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |
| |Всем
|2 |4 |2
|3 |- |-
|- |
Таблица 3. Распределение
результатов, полученных к III категории
вопросов.
Полученные данные показывают, что
друзья вне школы и
прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда
стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует
отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах
практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от
возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.
Полученные факты можно