Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

|пр|          |                                                      |

|ос|          |                                                      |

|а |          |                                                      |

|  |          |6«А»  |8«А»  |11«Б» |11«В» |8«А»  |11«Б»  |11«Э»  |

|  |          |кл.   |кл.   |кл.   |кл.   |кл.   |кл     |кл.    |

|  |          |школы |школы |школы |школы  |школы |школы. |школы  |

|  |          |№14   |№14   |№14   |№14   |№4    |№14    |№14    |

|6.|Да        |7     |12    |11    |11    |5     |9      |12     |

|  |Родители  |2     |4     |-     |-     |7     |-      |3      |

|  |Учителя   |2     |-     |-     |-     |2     |-      |2      |

|  |Друзья    |2     |4     |-     |-     |5     |-      |-      |

|  |Нет       |6     |-     |4     |6     |-     |7      |2      |

|7.|Да        |18    |13    |12    |15    |18    |14     |12     |

|  |Иногда    |2     |-     |-     |-     |3     |-      |1      |

|  |Нет       |-     |-     |3     |2     |-     |2      |2      |

|8.|Да        |14    |8     |4     |3     |6     |9      |9      |

|  |Не очень  |4     |-     |4     |1     |4     |2      |2      |

|  |Не знаю   |2     |4     |6     |8     |10    |1      |2      |

|  |Нет       |-     |1     |-     |4     |-     |2      |1      |

|9.|Я         |2     |4     |2     |1     |8     |10     |2      |

|  |Собеседник|6     |6     |2     |3     |12    |7      |8      |

|  |Зависит от|2     |2     |3     |13    |2     |1      |-      |

|  |ситуации  |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Не знаю   |2     |-     |5     |-     |-     |1      |2      |

|10|Да        |17    |11    |11    |11    |17    |12     |10     |

|. |          |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Почти     |-     |-     |-     |3     |1     |2      |3      |

|  |Нет       |3     |2     |4     |3     |4     |2      |1      | 

Таблица 2. Распределение  результатов, полученных по II категории  вопросов.

      Из таблицы 2 видно, что практически  у всех ребят возникают проблемы  в

общении, особенно с взрослыми – родителями и  учителями. Не менее  проблем  в

общении со сверстниками, особенно с представителями  противоположного пола.

      Неправильное построение межличностных  отношений  между  двумя   полами,

непонимание и разочарование очень сильно  беспокоят  испытуемых.  Почти  все

испытуемые  столкнулись хоть раз с проблемой  непонимания в процессе  общения.

Это связано  с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

      Интересные результаты были получены  при ответе на вопрос, «Считаете  ли

вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1. 
 

Из диаграммы  1  мы  видим,  что  «самыми  интересными  собеседниками»  себя

считают   шестиклассники.   Полученные   нами   данные   не    соответствуют

литературным, касающиеся данного возраста.

      Можно полагать, что эти результаты  – плохая  реакция  на  обследование

детей. Но возможно, что это специфика выборки, так  как беседа  с  психологом

показала, что  в этом классе большая  часть  учащихся  –  запущенные  дети  с

личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями  в  семье,

а также  с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

      Видимо, высокий уровень самооценки  у  ребят  выступает  как   защитный

механизм. В  этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми  и

значимыми, как  с  взрослыми,  так  и  со  сверстниками.  В  этом  возрасте,

показывают  литературные  данные,  на  первое  место  выходит  мотив  занять

определенное  место в  коллективе  сверстников  и  поиск  признания  ценности

собственной  личности  в  глазах  окружающих.  А  общение  является   лучшим

способом  достижения подобных целей.

      Что касается результатов, полученных  нами в 8 –х классах, то они  также

могут быть объяснены  литературными  данными.  В  этом  возрасте  самооценка

более  благополучна,  хотя  имеет  тенденцию  к  неустойчивости.  Для  этого

возраста  характерно то, что центральным становится стремление  подростков  к

автономии  в  коллективе  сверстников  и  поиск  утверждения,  как  значимой

личности  в  глазах  сверстников.  Потребность  «быть  значимым   в   глазах

сверстников»  часто приводит  к  тяжелым  переживаниям  подростков,  развитию

неуверенности   в   себе,   отсюда   и   заниженный   уровень    самооценки.

Противоречивые  результаты,  как  видно  из  диаграммы,  получены  в  11  –х

классах. Судя по литературным  данным,  в  этом  возрасте  самооценка  может

иметь тенденцию  к  устойчивости,  становится  более  гармоничной,  снижается

уровень тревожности.

      В старшем школьном возрасте  самооценка выполняет две важные  функции:

      - самопознание;

      - самозащита.

      А так же иметь положительный   образ  самого  себя.  Однако  самооценка

выпускника  школы  может  характеризоваться  и  как  неблагополучная,  прежде

всего, в  связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано  с

всплеском уровня тревожности (так как в  этом возрасте  ребята  находятся  на

пороге новой, самостоятельной жизни), а так  же от ряда социальных условий.

      Данные, полученные в 11 –х классах  школы №4  можно  рассматривать   как

норму, относящуюся  к этому возрасту (опираясь на литературные данные),  чего

нельзя сказать  о  данных  11  –х  классов  школы  №14.   Как  мы  видим  из

диаграммы,  здесь  заниженный  уровень  самооценки,  имеющий   тенденцию   к

неустойчивости.

      Из беседы с учителями и  школьным психологом мы можем  предположить, что

полученные  нами результаты не совпадают с литературными  в связи с  тем,  что

на сегодняшнего подростка очень влияет семейный  климат,  круг  его  общения

вне школы, сама школьная ситуация и,  пожалуй,  самая  серьезная  причина  –

современная социальная ситуация, которая  меняет  сегодняшнего  подростка  и

отличает  его от литературных данных и характеристик.

      Следующая  III  категория,  позволяет   выяснить,   с   кем   подростки

предпочитают  делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят  и

любят отдыхать. 

|№ |Варианты  |Количество  учащихся по классам и школам.              |

|во|ответов.  |                                                      |

|пр|          |                                                      |

|ос|          |                                                      |

|а |          |                                                      |

|  |          |6«А»  |8«А»  |11«Б» |11«В» |8«А»  |11«Б»  |11«Э»  |

|  |          |кл.   |кл.   |кл.   |кл.   |кл.   |кл     |кл.    |

|  |          |школы |школы |школы |школы  |школы |школы. |школы  |

|  |          |№14   |№14   |№14   |№14   |№4    |№14    |№14    |

|1.|2.        |3.    |4.    |5.    |6.    |7.    |8.     |9.     |

|11|Я         |6     |3     |3     |3     |9     |5      |7      |

|. |          |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Он        |12    |6     |5     |7     |9     |6      |5      |

|  |Зависит от|1     |4     |5     |7     |2     |4      |2      |

|  |ситуации  |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Не знаю   |7     |-     |1     |-     |-     |-      |-      |

|12|Друзья вне|8     |9     |13    |13    |10    |12     |11     |

|. |школы     |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Родители  |6     |-     |-     |1     |7     |2      |1      |

|  |Брат      |3     |4     |-     |-     |-     |-      |-      |

|  |(сестра)  |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Одноклассн|6     |2     |1     |3     |9     |1      |2      | 

|  |2.        |3.    |4.    |5.    |6.    |7.    |8.     |9.     |

|1.|          |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Не знаю   |-     |-     |-     |-     |3     |-      |-      |

|13|Друзьям   |8     |9     |10    |11    |6     |8      |4      |

|. |вне школы |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Родителям |3     |4     |1     |3     |11    |5      |3      |

|  |Одноклассн|2     |-     |1     |9     |10    |1      |3      |

|  |Маме      |8     |-     |2     |2     |-     |-      |-      |

|  |Всем      |-     |3     |-     |-     |-     |-      |-      |

|14|Один      |9     |2     |9     |7     |6     |9      |7      |

|. |          |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Мама      |8     |2     |1     |2     |16    |2      |3      |

|  |(кто-то из|      |      |      |      |      |       |       |

|  |родст)    |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Друзья вне|3     |8     |5     |6     |-     |3      |3      |

|  |школы     |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Одноклассн|-     |-     |1     |3     |4     |1      |-      |

|15|Друг вне  |5     |10    |3     |8     |13    |13     |9      |

|. |школы     |      |      |      |      |      |       |       |

|  |Родителям |6     |3     |1     |-     |18    |8      |5      |

|  |Маме      |4     |2     |1     |2     |-     |-      |-      |

|  |Одноклассн|-     |-     |9     |2     |16    |8      |5      |

|  |Всем      |2     |4     |2     |3     |-     |-      |-      | 

Таблица 3. Распределение  результатов, полученных к III категории  вопросов. 

      Полученные данные показывают, что  друзья вне школы и одноклассники  по-

прежнему  на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на  втором,  когда

стоит вопрос «С кем  поехать  отдыхать?»  или  «Пойти  к  зубному».  Следует

отметить,  что  результаты  по  этой  категории  вопросов  во  всех   школах

практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в  зависимости  от

возраста, как  у шестиклассников, так и у  одиннадцатиклассников.

      Полученные факты можно объяснить  особенностями  возраста.  Современным

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей