Проблема общения подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение

целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические исследования………………………………………………………6

1.1. Общение, как категория в психологии………………………………………….6

1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста……9

1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте………………...12

2. Экспериментальные исследования………………. …………………………….21

2.1. Проблема, задачи и методики исследований………………………………..21

2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27

2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие

школьники при общении………………………………………………………………35

2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и

старшеклассниками……………………………………………………………………37

2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса………………..40

2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и

старшеклассников…………………………………………………….44

Заключение и выводы…………………………………………………………………51

Литература………………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Проблема общения подростков и юношей.docx

— 75.01 Кб (Скачать)

полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность  его социальной  ситуации  и

жизненного  мира проявляется и в  психике,  для  которой  типичны  внутренние

противоречия, неопределенность уровня притязаний,  повышенная  застенчивость

и одновременно агрессивность, склонность принимать  крайние позиции  и  точки

зрения. Эта  напряженность и конфликтность  тем  больше,  чем  резче  различия

между миром  детства и миром взрослости и  чем важнее  разделяющие  их  грани.

Поэтому степень  «подростковости поведения» никогда  не бывает одинаковой.

      Достоинство концепции Левина  состоит  в  том,  что   он  рассматривает

юность,  как   социально-психологическое   явление,   связывая   психическое

развитие  личности с изменением  его  социального  положения.  Однако,  ставя

жизненный мир ребенка в  зависимость  от  его  непосредственного  окружения,

микросреды, Левин оставляет в тени его  обще социальные детерминанты.  Он  не

уточняет  также  возрастных  граней  периода  маргинальности,  в   частности

различий  между  подростком  и   юношей,   и   индивидуально-психологических

вариаций  процесса развития. Между тем неопределенность  возрастного  статуса

далеко  не  всегда  означает  также  неопределенность  уровня  притязаний  и

ценностных  ориентаций.  Эмпирическая  проверка  теории  Левина   английским

психологом  Джоном  Бамбаром  (1973)   показала,   что   понятие   юношеской

маргинальности  слишком  расплывчато  и  не  объясняет  конкретных  вариаций,

психики и  поведения подростков и юношей.

      Левин  и  другие  представители   социально-психологической  ориентации

связывают юношескую маргинальность с особенностями  социального статуса.

      Альтернативные теории подросткового  и юношеского возраста  анализируют

разные  стороны  развития  –  физическое  созревание,  умственное  развитие,

формирование  самосознания,  сдвиги  в  структуре   общения,   мотивационные

процессы  и т.л. рассматривались и в советской  психологии.

      Советскими психологами подробно  изучались и описывались закономерности

полового  созревания, умственные  интересы,  формы  социальной  активности  и

содержание  внутреннего мира  подростков  и  юношей.  Этим  занимались  такие

советские психологи как Выготский  Л.С.  (1889-1960),  Божовик  Л.И.  (1908-

1981), Леонтьев  А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и  др.

      Эльконин Д.Б. (1971) рассматривал подростковый  и юношеский  возраст  с

позиции культурно-исторической теории и провел их психологический  анализ.

      Эльконин называет период от 11 до 17 лет  «подростковым»,  подразделяя

его на две  фазы.  Ведущей  деятельностью  11-15  летних  (средний  школьный

возраст)  Эльконин  считает   общение   в   системе   общественно   полезной

деятельности,  включающей  такие  ее  коллективно  выполняемые  формы,   как

общественно-организационная, спортивная, художественная и  трудовая.  Внутри

этой  деятельности  подростки  овладевают  способностью  строить  общение  в

зависимости  от   различных   задач   и   требований   жизни,   способностью

ориентироваться  в   личных   особенностях   в   качествах   других   людей,

способностью  сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У  15-17

летних   (старший   школьный    возраст)    ведущей    становится    учебно-

профессиональная  деятельность (хотя общение по-прежнему  остается  ведущим),

благодаря    которой    у    старшеклассников    формируются    определенные

познавательные  и   профессиональные  интересы,  элементы  исследовательских

умений, способность  строить  жизненные  планы  и  вырабатывать  нравственные

идеалы, самосознание.

      Эта периодизация нормативна  и выражает,  прежде  всего,  ведомственную

точку зрения школы,  описывая  то,  чем  должен  заниматься  старшеклассник.

Внутренний  мир личности, ее свобода,  внешкольная  деятельность,  инициатива

(а не  только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь  выпадают  из  нее

как нечто  несущественное, второстепенное, хотя,  вышеперечисленное  является

очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности.

      Анализ психологических трудов, которые мы по  праву  относим   к  числу

классических,   дал   нам    возможность    нарисовать    «общий    портрет»

старшеклассника. Но, с учетом НТР, изменилась социальная ситуация,  которая,

в свою очередь, изменила  интересы,  идеалы  и  саму  личность  сегодняшнего

старшеклассника.

      Таким образом, анализ литературы, посвященный общению в подростковом  и

 юношеском  возрасте с позиции зарубежных  и советских исследователей.

      Из   зарубежных   авторов    мы    остановимся    на    представителях

гештальпсихологии Курте Левине (1890-1947).

      Достоинство концепции Левина  состоит  в  том,  что   он  рассматривает

юность,  как   социально-психологическое   явление,   связывая   психическое

развитие  личности с изменением его социального  положения  (что  неотъемлемо

связано с  общением). Однако, ставя жизненный  мир ребенка  в  зависимость  от

его непосредственного  окружения, микросреды,  Левин  оставляет  в  тени  его

обще социальные детерминанты. Неопределенность  возрастного  статуса  далеко

не всегда означает также неопределенность  уровня  притязаний  и  ценностных

ориентаций (также неразрывно связанных с  общением).

      Что касается точки зрения  представителя советской  психологии  –  Д.Б.

Эльконина, то общение включено в систему  общественно-полезной  деятельности.

Внутри  этой  деятельности  происходит  овладевание   способностью   строить

отношения и развиваться.

      Но, наряду с этим, внутренний  мир личности, внешкольная  деятельность,

дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как  нечто несущественное.

      В дальнейшем рассматриваемая  нами литература будет посвящена  конкретно

общению в  подростковом и юношеском возрасте. 
 

1.3. ОБЩЕНИЕ  В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ. 

      Поиск понимания в общении.

      Несмотря на утвердившиеся   представления  о  старшеклассниках,  как  о

людях, полностью  обращенных в будущее, можно найти  немало  свидетельств  их

поглощенности настоящим.  Даже  самоопределение,  хотя  и  направлено  всеми

своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все  же,  как

самоопределение в настоящем –  в  практике  живой  реальности  и  по  поводу

текущих событий. С этих позиций  следует  оценивать  и  значение  общения  –

деятельности,  занимающей  огромное  место  в  жизни  подростков  и  старших

школьников  и  представляющей  для  них  самостоятельную  ценность  (Эльконин

Д.Б.,(1974)).

      В  подростковом  и  юношеском   общении  отмечают  две  противоположные

тенденции:   расширение   его   сферы,   с   одной   стороны,   и   растущую

индивидуализацию  –  с  другой.  Первая  проявляется  в  увеличении  времени,

которое расходуется  на  него,  в  существенном  расширении  его  социального

пространства  (среди  ближайших  друзей  подростков  и  старшеклассников   –

учащиеся  других  школ,  училищ,  студенты,  рабочие,   военнослужащие),   в

расширении  географии общения  и,  наконец,  в  особом  феномене,  получившем

название  «ожидание общения» и выступающем  в самом поиске его,  в  постоянной

готовности  к контактам.

      Что касается второй тенденции  –  индивидуализации отношений,  -  то  о

ней  свидетельствует  строгое  разграничение   природы   взаимоотношений   с

окружающими, высокая  избирательность  в  дружеских  привязанностях,  подчас

максимальная  требовательность к общению в  диаде. Можно думать, что  две  эти

существующие  направленности «обслуживают» разные потребности  школьников:  в

«поиске»  общения  находит  воплощение  потребность  пережить  новый   опыт,

испытать  себя  в  новой  роли,  а  в  избирательности   –   потребность   в

самовыявлении и встречном  понимании.  И  та,  и  другая  потребность  носит

настоятельный   характер,   и   то,   как   они   удовлетворяются   или   не

удовлетворяются,   вызывает   у   ребят   глубокие   переживания   (Добрович

А.Б.,(1987)).

      Все исследователи (Выготской  Л.С., (1984), Божович Л.И.,  (1995),  Кон

И.С., (1989) и  др.) психологии отрочества и юности, так или иначе,  сходятся

в  признании  того  огромного  значения,  которое  имеет  для  подростков  и

старшеклассников  общение со сверстниками. Отношения  с  товарищами  находятся

в центре жизни  подростка, во многом  определяя  все  остальные  стороны  его

поведения и деятельности.

      Л.И. Божович (1995) отмечает, что  если  в  младшем  школьном  возрасте

основой для  объединения детей чаще всего  является  совместная  деятельность,

то у подростков и старшеклассников, наоборот,  привлекательность  занятий  и

интересов  в  основном  определяется  возможностью   широкого   общения   со

сверстниками.

      Для ребят этого возраста важно  не только быть вместе со  сверстниками,

но  и  главное,  занимать  среди  них  удовлетворяющее  их  положение.   Для

некоторых, это  стремление  может  выражаться  в  желании  занять  в  группе

позицию лидера,  для  других  –  быть  признанным,  любимым  товарищем,  для

третьих –  непререкаемым авторитетом в  каком-то деле, но в любом случае,  оно

Информация о работе Проблема общения подростков и юношей