Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:01, методичка
Настоящему изданию предшествовали два выпуска "Методики преподавания психологии", вышедшие в 1984 и 1989 гг. За прошедшие с той поры полтора десятилетия картина психологического образования в нашей стране кардинально изменилась.
Предисловие………………………...................……………………............................……… 5
Введение.......................................................................................…………………………… 10
Глава 1. Цели обучения психологии и стратегии организации
современного образования ..........………………............................................... 15
1.1. Психология как область гуманитарного познания и цели
обучения психологии .............................................................………………….. 15
1.2. Психологические различия традиционной и инновационной
стратегий организации образования ……………...............................….…….. 17
Глава 2. Многообразие интеллектуальной деятельности и проектирование
системы психологических задач в учебных курсах ……......................…....... 24
2.1. Гетерогенность интеллектуальной деятельности и интеграция
ее видов в процессе обучения ………………….................................…...…... 24
2.2. Таксономия учебных задач - инструмент опережающего
управления процессом развития познавательной деятельности ......….… 30
2.3. Проектирование дидактических стратегий управления процессом
формирования познавательной деятельности в курсе психологии .…....… 35
2.4. Проектирование учебного содержания: взгляд студентов …..……...…..…… 38
Глава 3. Принципы и методы проектирования учебно-воспитательных
ситуаций в вузе ............................................... .......................................…...... 47
3.1. Ситуация как единица проектирования и организации
учебно-воспитательного процесса .............................................….………….. 47
3.1.1. Системная организация учебной ситуации и ее структура …....…........….. 47
3.1.2. Структура и системообразующие компоненты ситуации
совместной продуктивной и творческой деятельности ....………….………. 49
3.1.3. Система форм совместной продуктивной деятельности
как метод соразвития личности преподавателя и студентов ……………….. 57
3.1.4. Проблемы контроля и оценки в учебной ситуации ………......…..………….. 61
3.2. Конструктивно-проектировочная деятельность (К-ПД) преподавателя [3]….63
3.3. Проектирование учебных ситуаций: взгляд студентов …..………..………… 69
Глава 4. Методические сценарии учебных ситуаций..........……………………………….. 78
4.1. Процессы конструирования сценариев учебных ситуаций ............................ 78
4.2. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии ............….. 79
4.3. Проектирование сценария лекции и семинара как учебная задача
в курсе методики преподавания психологии ...………………………………… 99
4.4. Резюмирование текста как учебная задача ……………………..................….. 109
4.5. Студенты конструируют сценарии ситуаций совместной
творческой деятельности с учениками .........……………......................……. 113
Литература ...........................………………………………………...................................…. 124
Многообразие форм компрессии текста свидетельствует, что резюме вбирает индивидуальное своеобразие метакогнитивных процессов его составителя. Вместе с тем процесс построения резюме выступает как своеобразный вид рефлексивного реконструктивного мышления. Следовательно, решение такого рода задачи можно использовать в качестве специального методического средства в целях: а) объективации уровня развития метакогнитивных процессов у студентов; б) диагностики установок и позиций личности; в) контроля за полнотой выделения адекватных тексту логико-теоретического содержания и меры сформированности метакогнитивных [112] действий; г) управляемого формирования рефлексивно-личностного аспекта познавательной деятельности в единстве с системой логических операций, адекватных структуре резюмируемых текстов.
В этом отношении задачи на составление резюме лекций, научной и учебной литературы, собственных рефератов письменных интерпретаций могут служить важным методическим средством опережающего управления условиями становления обобщенных приемов мышления при работе с гуманитарным текстом. Не менее важна функция резюме для осознания специфики индивидуально-личностных позиций и установок студентов в качестве предпосылки самоорганизации профессионального роста.
1. Разработайте сценарий семинара по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и студентов. Используйте материалы авторских спецкурсов из программ дисциплин специализаций на факультете психологии МГУ.
2. Разработайте для студентов систему продуктивных письменных заданий, связанных с решением познавательно-креативных, личностно-рефлексивных, коммуникативных либо учебно-организационных проблем.
3. Разработайте проект программы тренинга для студентов (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по практической психологии личности психолога на интересующую вас тему. К примеру: "Развитие смысле- и целеполагания личности в сфере межличностных взаимодействий и отношений". Конструируя сценарий тренинга, опирайтесь на методический инструментарий (см. табл. 1, 2 настоящего пособия) организации ситуаций совместной творческой деятельности педагога и обучаемых (систему творческих/продуктивных, репродуктивных заданий, таксономию задач и процедуры таксации, систему форм взаимодействий педагог-ученик, ученик-ученик, амплификацию заданий и форм сотрудничества по ходу обучения и т.д.).
Л и т е р а т у р а: [2; 4; 12; 24; 25; 26; 31].
4.5. Студенты конструируют сценарии ситуаций совместной творческой деятельности с учениками
ПО РАННЕМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДУ ГЛЕНА ДОМАНА
Уфимиева Е.,
студентка факультета
психологии II курса
спецотделения Южноуральского ГУ
Я выполнила курсовой проект на тему: "Раннее обучение чтению по методу Глена Домана как часть программы реабилитации детей с нарушениями психического развития и его возможности для работы со здоровыми [113] детьми". Для того чтобы выполнить практическую часть курсового проекта, я занималась со своим сыном и получила хорошие результаты. Эти результаты можно выразить в конкретных цифрах, но мне хочется здесь подчеркнуть другой результат - удовлетворение матери, изменение отношения к своему малышу, к себе, пересмотр взглядов на детство вообще. В противовес этому в садике, где я проводила эксперимент с детьми, можно было увидеть полное замешательство детей при ответе на вопрос: "Что ты любишь делать вместе с мамой?" Многие на такой вопрос просто не отвечали. На вопрос "Что ты любишь делать вечером, в выходной?' ответы были однотипны: играть в игрушки, смотреть телевизор, гулять, кушать.
На основании своего опыта я знаю, что дети, которыми мало занимаются взрослые, теряют очень много для своего развития. Все это натолкнуло меня на мысль создания клуба для родителей, которые хотели бы научиться учить своих детей читать. Работа клуба предполагалась следующим образом: сначала вводная лекция или несколько лекций, затем практика дома родителей со своим малышом и встречи около одного раза в неделю, куда родители могли бы приносить свой опыт для взаимного обогащения им и свои проблемы для совместного их решения с психологом и другими родителями.
Хочу сразу оговориться: такого клуба пока не существует по причине невыношенности до конца идеи и наличия малыша у организатора. Лекции по методике преподавания психологии дополнительно указали на недостатки проектирования ситуации.
Первым делом встает вопрос проектирования первой вводной лекции. Методическую разработку этой лекции я решила выполнить в рамках задания по курсу "Методика преподавания психологии".
Сценарий лекции-эвристической беседы
1. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
Тему лекции можно сформулировать так: "Раннее обучение, его значение для ребенка, особенности раннего обучения чтению". Обоснование выбора приведено в импровизированном введении.
1.1. Место и значение лекции в системе занятий с родителями. Лекция является вводной, определяющей построение отношений психолога с родителями.
1.2. Библиография по теме.
Литература для психолога
1. ВыготскийЛ.С. Проблемы развития психики и Детская психология.
2.Доман Г. и Дж. Дошкольное обучение ребенка.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [114]
4. Ибука М. После трех уже поздно.
5. Недоспасов В. О. Лекции по физиологии ЦНС.
6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса.
7. Одаренные дети / Под ред. Бурменской.
8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.
9. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте.
Литература, рекомендуемая для родителей
1. Доман Г. иДж. Дошкольное обучение ребенка.
2. Лупан С. Поверь в свое дитя.
2. Формы организации лекции.
2.1. Аудитория. Родители маленьких детей с разным уровнем образования и профессиями, не имеющие психологического образования.
2.2. Цель лекции. Доказать возможность и необходимость раннего обучения детей чтению и дать представление об основах творческого и продуктивного взаимодействия с детьми на примере обучения чтению.
2.3. Задачи лекции. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориентации участников - основная задача. Оснащение предметного содержания осваиваемой деятельности.
2.4. Организационная форма лекции. Эвристическая беседа с элементами монологических высказываний, с опорой на аудиовизуальные средства (видеокассеты, карточки, книга) и с апеллированием к личному опыту участников.
3. Содержание лекции.
3.1. Трудности традиционного обучения чтению. Раскрывается вопрос о психологической сложности деятельности чтения. Для того чтобы прочесть текст и понять его смысл, ребенок должен выделять:
буквы, из которых состоит слово, соотнести их со звуками;
отдельные звуки соединить в слоги;
слоги соединить в целое слово;
понять смысл слова;
произнести слово;
соотнести смысл слс i а со смыслом текста.
Указываются трудности, с которыми сталкиваются ребенок и родители, вместе с тем подчеркивается, .что умение ребенка читать к первому классу диктуется самой жизнью.
Форма: монолог, переходящий в диалог с обращением к личному опыту участников.
3.2. История создания метода. История о больном мальчике по имени Томми, который родился с тяжелой мозговой травмой. Врачи считали, что ребенок не сможет нормально развиваться, что не позволит ему жить в социуме, и предложили родителям отдать его в специальное учреждение. Родители не согласились с мнением врачей [115] и в результате мальчик, который, по утверждению врачей, не сможет даже ходить, в пятилетнем возрасте был отдан в школу для одаренных детей, так как умел читать и понимал смысл прочитанного на уровне 12-летнего ребенка. Правда, ходил немного покачиваясь (в 3 года была полная неподвижность, даже не ползал). На основании опыта родителей этого ребенка Доман завершил разработку метода раннего обучения чтению.
Основная мысль - огромные компенсаторные возможности развития психики даже больных детей с органическими поражениями при условии заинтересованности родителей в их воспитании и обучении.
3.3. Возможности детства и особая роль в социальной ситуации развития продуктивных взаимодействий и позитивных отношений родителей к детям. На других интересных примерах развивается предыдущая мысль. Доказывается ведущая роль родителей (применительно к здоровым детям).
3.4. Описание метода. Раскрываются основной принцип и достаточно подробные инструкции первого этапа. Подчеркивается непохожесть детей друг на друга и необходимость искать свои пути с целью введения и родителей, и детей в условия поиска решений.
3.5. Сравнение традиционного и нового подхода к обучению чтению. Доказывается путем анализа и сопоставления, что новый подход к обучению раннему чтению более полно учитывает психологию ребенка.
3.6. Демонстрация экспериментального опыта. Демонстрируются достигнутые успехи и некоторые, найденные совместно с ребенком, решения (опыт пока только моей личной работы с сыном, но по мере накопления материала будет обогащаться опытом других родителей). 4. Структура учебно-воспитательной ситуации.
4.1. Смысловые установки организатора (приобретены в ходе работы над курсовым проектом и занятий со своим ребенком).
4.2. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориентации всех участников.
Первый этап актуализации происходит во время первой лекции. Все родители знают на своем (старший ребенок) или на чужом опыте, как трудно научить ребенка читать (за редким исключением). Можно предположить, что для многих родителей на этом этапе смыслом обучения будет только интеллектуальное развитие ребенка. Целью - достижение конечного результата (умения читать). Таким образом, ценность занятий многие увидят первоначально в возможности обучить ребенка чтению более простым способом, который окажет благоприятное развивающее воздействие и на весь интеллект в целом.
Но психолог не может быть удовлетворен такой трактовкой, так как он понимает, что главной целью занятий является изменение [116] отношения родителей к детям, освоение ими новых форм взаимодействий - и родителями, и детьми, - развитие в процессе обучения ребенка через постановку и решение совместных творческих и продуктивных задач.
На основании исследований Глена Домана и моих занятий со своим ребенком, на основании знания организации детской психики' вообще можно предположить, что со стороны ребенка обучение в игре будет воспринято с большим интересом (по причине любознательности и стремления к познанию во всех формах). Стремление к познанию - свойство развития ребенка. Нарушить, прекратить процесс познания, отбить у ребенка интерес к ситуации обучения чтению могут только родители авторитарными эмоционально холодными, неучастными способами ведения занятий. "Малыши могут и хотят учиться!" - пишет Глен Доман.
Решение проблемы неадекватных действий и отношения родителей к занятиям должно быть начато уже в ходе первой лекции, когда лектор помогает родителям взглянуть на своего малыша другими глазами, а также описывает желательные позитивные формы отношения к ребенку. При возникновении проблемы (ребенок потерял интерес к занятиям) работа проводится с родителем и ребенком индивидуально.
4.3. Предметное содержание деятельности.
Раскрывается во время вводной лекции таким образом, чтобы не давать жестких схем, а организовать открытые формы деятельности родителей с ребенком. Отсутствие готовых рецептов. Особое внимание - индивидуальности, желаниям, интересам ребенка, позиции сотрудничества, а не на навязывание воли родителей.
Совместное проектирование с родителем зоны ближайшего развития в зависимости от индивидуальных достижений ребенка (переход к словосочетаниям, предложениям, чтению книг).
Формула, которая, на мой взгляд, наиболее удачно описывает предметное содержание: "Если вам обоим скучно, значит вы делаете
что-то не так".
Коррекция позиций родителей в отношении к системе чтения - в индивидуальной работе и групповом обмене опытом.
4.4. Организация процедур взаимодействия.
Психолог проектирует следующие виды взаимодействий: 1) психолог-родитель; 2) родитель-ребенок; 3) родитель-родитель (участники группы); 4) ребенок-психолог.
Психолог-родитель. Позиция психолога: у меня есть некоторые знания и опыт, я готова ими поделиться и поучиться у вас.
На первом этапе - демонстрация своего опыта или взаимодействия с малышом конкретного родителя с постепенным устранением [117] подсказок и переход на позиции партнерства, готовности принимать опыт родителя, учиться у него.
Родитель-ребенок. Вырабатывание вместе с родителем позиции по отношению к ребенку: ребенок - не маленький взрослый, но вместе с тем равноправный и полноценный партнер по сотрудничеству, интересная личность, со своим богатым внутренним миром. Ситуация обучения - взаимное обогащение приемами взаимодействия, новым опытом.
Родитель-родитель. Психолог стремится организовать готовность к взаимодействию, учет опыта другого, открытость в обсуждении трудностей.
Психолог-ребенок. Позиция психолога: принятие ребенка, подчеркивание его успехов и достижений, мотивация ребенка на дальнейшее обучение.
4.5. Организация контроля.
Здесь исключен прямой традиционный контроль. Критериями успешности обучения могут быть: степень удовлетворенности родителей и детей; заинтересованность в продолжении занятий (взаимная); степень достигнутой эмоциональной близости с ребенком; уровень положительных эмоций; изменение отношения родителей к ребенку и взглядов на своего ребенка, себя, мир.