Понятие кризиса в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.

Содержание

1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. Понятие кризиса.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

    291 

глдтс, то речь иде'г именно о возрастном кризисе и о центральном возрастном новообразовании.

Сопостинлснис нопообрпзониний различных возрастных перио-дои 1ЮКИЗЫШ1СТ, что нее они связаны с возникновением произвольности, т.е. свободы от ВИС11111ИХ обстоятельств. Поэтому, говоря о поэрастных новообразованиях, и отличие от некоторых новых умений, 1ЮЧННК11Ю1ЦИХ В СТабИЛЬНЫС НСрИОДЫ, СЛСДуС! ВСПОМНИТ!. И О

том, что, 110 слонам Д.Б.Эльконина, их появление  связано с изменением системы отношений ребенка и взрослого. I) стабильный период ребенок и взрослый дсйстнуют совместно внутри одной ситуации дсиствоинния, н кризисе же при разрушении ситуации разрушается и эта совмсстносгь. Целостная ситуация действования (ребенок предмет - взрослый), разрушаясь, приводит к обнаружению всех компонентов ситуации. Поэтому новообразование стабильного периода обязательно провоцирует и обособление (про-тивопосгавлсние) «Я» ребенка и взрослого, приводит к появлению субъектного действия, в том числе и потециального действия (отношения), обращенного к взрослому. Так, в кризисе одного года с увеличением двигательных возможностей ребенка возникает запрет. Если раньше взрослый был неотделим от получения желаемого, то теперь, сталкиваясь с запретом, ребенок обнаруживает собственное желание взрослого, противостоящего его исполнению.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть, что  новообразование возраста (в отличие от новых функциональных умений) определяет новое (произвольное, субъектное) отношение к традиционно выделяемым трем сферам сознания - отношения к себе, к предметному миру и к миру людей. Новообразование возраста, таким образом, реконструирует личность в целом. Ребенок, изменивший строение личности, это уже другой ребенок (Л. С. Выготский, 1984).

Содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода. Таким образом, возникновение новообразования проходит два этапа: формирование (в стабильный период) и субъективация (в кризисе). Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта,

9.9. Механизм субъективации. Проба

Сформулированное  в предыдущем разделе представление о содержании развития ребенка в периоды возрастных кризисов объясняет их необходимость. Мы увидели, что кризис развития есть не просто период смены социальной ситуации развития или ведущей деятельности, но совершенно специфическое психологическое пространство, в котором совершается акт развития, поскольку меняется сама ситуация действия и субъект приобретает новое видение

292

ситуицин  деПстноишшя, Теперь необходимо рассмотреть  «опрос о том, кик такое кпрдннплыюс  преобразование возможно, никои возможный сценарий кризиса, обсснсчшшощий субъективицию способности. II снят с этим встает и сгарыН нонрос о нагптинной фазе кричисн. Мы уже отмечали, что но многих исследованиях иыс-каэывистся мысль о возможности протекания кризисного периода г.без исгптипнои фазы, определяемой как трудноносннтусмост!,.

Это принципиальный ионрос, поскольку именно данная сторона поведения детсН н кризисе сгавилась во глицу угла н классических отечественных исследованиях. 1) противоположность традипи-оннон точке зрения на трудноноспитусмость как нечто, чего следует избеги']!., рассмотрим иную позицию.

Допустим, что нсгатии кризиса, его деструктивная  составляющая есть необходимый компонент перехода. Предположим, что деструктивный и конструктивный компоненты кризиса суть единое двунаправленное действие. При таком допущении следует далее признать, что деструктивный компонент направлен на старые, привычные формы совместности ребенка и взрослого, конструктивный же есть форма созидания новой совместности. По образному выражению Ф.Дольто, рождение есть смерть, смерть есть рождение.

Если  нс ограничивать представление о  возрасте лишь действием с предметом (когда ситуации действования могут  сосуществовать и потому нет необходимости преодолевать одну ситуацию другой), необходимо допустить наличие деструктивного компонента в кризисе.

Поясним эту мысль. Суть вопроса состоит  в том, какова базовая абстракция, описывающая возраст. Если эту абстракцию при опре-Е, деленной редукции можно  свести к действию с предметом, то смена 1-ситуации действования может происходить и бескризисно, как пе-|;'реход. Если же исходить из того, что новое в кризисе строится на } месте старого, вместо старого, необходимо ввести и представление г о разрушении старого наряду и одновременно с созданием нового. \ В этом случае потребуется представление о критическом отрезке 1 развития. !   Однако если просто признать возможность (или необходимость)

С\  зрушения старых схем (в частности, старой ситуации действова-,'  я), это потребует признания того, что в момент разрушения воз-Йикает некий психологический вакуум. Избежать этого можно, лишь \< предположив появление новой системы отсчета, нового «жизнен-\ ного значения» (А. В.Запорожец, 1986), в котором представлено и ^старое, разрушающееся, и новое, создаваемое. Эта система отсчета должна стать объединяющим звеном происходящего, предотвратить рцюстую диссоциацию связей.

^•;  Субъективация способности требует ее опробования в ситуаци-Цйд:, новых по отношению к ситуациям порождения способности. Это Опробование есть условие возникновения собственно субъектнос-1. До кризиса действия, производимые ребенком, в определенном

293 
 

Информация о работе Понятие кризиса в психологии