Понятие кризиса в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.

Содержание

1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. Понятие кризиса.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ГОУ ХАБАРОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПЦК коррекционной педагогики. 
 
 
 
 
 

    К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А                   

по дисциплине «Психология»

Тема: «Понятие кризиса в психологии».

 
 
 
 
 
 

                                                                              Выполнила:

                                               Мосина Ольга Генадьевна

                            Специальность 0319

                                                Курс I, группа: 911

        Форма обучения: заочная

                                                «13» января 2005год

                                                работа проверена

                                          «____»____________2005год

                                     Оценка________________

                         Преподаватель: Воробьёва Л.А. 

 

                      
 
 
 
 

Хабаровск

2005

Тема: Понятие кризиса в психологии.

Цель: раскрыть понятие кризиса в психологии,                 

          дать их характеристику.

       

План

1. Возрастная  периодизация психического развития.

2. Кризис и  психические новообразования.

3. Влияние кризисов  на формирование личности. 

1. Возрастная периодизация  психического развития.

     

      Проблема возрастной периодизации психического развития  - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.

      От чего зависит переход человека  то одного возрастного периода  к другому? Что является показателем  вступления его на каждую новую  ступень возрастной лестницы? По  мнению психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина календарный возраст, ещё не основной показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени. Он может и не совпадать с психологическим. Где же тогда главный критерий членения жизненного пути на возрастные периоды?

      Становление психики не простое  сцепление случайностей, а процесс  закономерный. Существует множество  попыток периодизации жизненного пути личности.  Попытки ученых различных психологических направлений представлены теориями и периодизациями развития. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов. Попробуем проследить гнезис теоретических взглядов на основания периодизации онтогинеза личности, пользуясь критериями предложенными Л.С.Выготским.

      Л.С. Выготский  делил все попытки периодизации детства на три группы:

  • по внешнему критерию,
  • по какому-либо одному признаку детского развития,
  • по системе существенных особенностей самого детского развития.(2,116)

       К первой группе периодизаций, опирающейся на внешние детерминанты психического развития ребёнка можно отнести, например периодизацию Р.Заззо.

       Французский психолог Р.Заззо  строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 и считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих. Такая "арифметическая гармония", на наш взгляд, лишний раз свидетельствует о некоторой искусственности периодизации. Однако положительным моментом таких периодизаций является, по справедливому указанию Л.С.Выготского, выявление важности смены социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно организацией его воспитания и обучения.

      Таким образом, указаний на  смену внешне заданной социальной  позиции личности для построения  целостной периодизации ее развития, на наш взгляд, явно недостаточно. Для полной периодизации необходимо  раскрыть также и собственно личностные основания.

      Вторая группа периодизации развития  ребенка, согласно Л.С.Выготскому, строится по принципу вычленения  какого-либо «одного признака  детского развития как условного  критерия для разделения его  отдельные периоды» (2,115). Примером могут служить периодики, предложенные З.Фрейдом и П.П.Блонским.

      П.П. Блонский взял за основу  периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил:

беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.

      3. Фрейд считает «системообразуюшнм»  фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Это такие этапы: 1 оральная фаза (1-й год жизни), 2 анальная фаза (2-й и 3-й годы жизни), 3 фаллическая фаза (4-й и 6-й годы жизни), 4 латентный период,5 генитальная фаза (с начала пубертата).

      Ж. Пиаже предложил периодизацию  детского развития на основе  теории когнитивного развития. Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития:

сенсомоторная стадия (0-18 мес.),

дооперациональная (18 мес-7 лет),

стадия  конкретных операций (7-12 лет),

стадия  формальных операций (после 12 лет).

Стадии  сменяют друг друга в строго указанном  порядке. Каждый нормальный ребенок  должен последовательно пройти все  стадии.

      Таким образом, вышеперечисленные  периодизации отличаются антидиалектичностью,  вытекающей из опоры на единственный  произвольно выбранный критерий. Они не отражают всей сложности процесса развития личности.

      Перейдем к третьей группе  периодизации, которая характеризуется, согласно Л.С.Выготскому, «стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей» самого развития (2, 116).

       Среди периодизаций, основанных  на выделении существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э.Эриксона, которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксоиа охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматического развития,  развития сознательного «Я»  и социального развития.

     Весь жизненный путь, по Эриксону, включает и себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои  специфические задачи и может  благоприятно или неблагоприятно  разрешаться для будущего развития. Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях. Эти психологические новообразования становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением - с миром значимых для него людей, с социальными общностями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взрослого) к тому или иному типу общения.

      В отечественной психологии впервые  научную возрастную периодизацию детства на основе     анализа    существенных       особенностей     самого     детского   развития создал Л.С. Выготский. Его ученики и последователи А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,   Л.И.Божович,   А.В.Петровский,   В.И.Слободчиков   развили основные  идеи, заложенные Л.С. Выготским в периодизацию развития.

      Л.С.Выготский сформулировал наиболее  плодотворный подход к проблеме  периодизации, утверждающий конкретно-историческую природу детства вообще и его отдельных периодов - в частности.

      Разрабатывая периодизацию возрастного  развития, Л.С. Выготский опирался  на понимание конкретно-исторической  природы детства вообще и его  отдельных периодов в частности.  Он считал, что в любом обществе продолжительность детства, его периодизация и тем более его содержание в каждом возрастном периоде определяются требованиями общества к детству.

      К началу каждого возрастного  периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал «социальной ситуацией развития в данном возрасте». Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.

      Исходя из верного методологического  положения о скачкообразном характере процесса развитии, Л.С.Выготский выделил периоды плавного изменения личности и перемежающие и отделяющие их друг от друга "кризисы".    

      Возрастная периодизация детского  развития, согласно взглядам Л.С.Выготского, выглядит следующим образом:

0-1,5-2 месяцев  – период новорожденности;

2 месяца - кризис новорожденности;

2 месяца-1год  – младенчество;

Кризис 1 года.

1-3года  – раннее детство;

Кризис 3 лет;

3-7 лет  – дошкольный возраст;

Кризис 7 лет;

7-12 лет  – младший школьный возраст;

Кризис 13 лет;

14-17 лет-  пубертатный возраст;

Кризис 17 лет.

      Прежде всего, здесь ярко видна динамика детского развития: более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами, которые называются литическими или стабильными (спокойными). В стабильные периоды происходит постепенное развитие психики и личностных качеств ребенка, постепенное накопление им знаний, умений, опыта.

       Таким образом, Л.С.Выготский на основе фундаментальной проработки методологических принципов выдвигая два критерия периодизации детского развития: новообразования возрастных периодов и динамика их протекания, построил детальную периодизацию детского возраста, которую можно считать вполне современной и сегодня.

      Последователи, Л.С.Выготского - А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович и Д.Б.Элъконин, продолжая  разработку периодизации, обратились к  более детальному рассмотрению  первого критерия.

      А.Н.Леонтьев, исходя из идей Л.С.Выготского и развивая теорию деятельности, предположил, что деление онтогенеза на периоды необходимо проводить по критерию деятельности и смены типов деятельности в каждый период, а такие сформировал психологический принцип периодизации: «Каждая стадия психического развития характеризуется определённым, ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности».(5. 505)

      Л.И.Божович подчеркивает особую  важность понятия «социальная ситуация развития», которое Л.С.Выготский определяет как «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.» ( 1,24)

Информация о работе Понятие кризиса в психологии