Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа
Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.
1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ГОУ ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ПЦК коррекционной
педагогики.
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Психология»
Специальность 0319
Форма обучения: заочная
Оценка________________
Преподаватель: Воробьёва Л.А.
Хабаровск
2005
Тема: Понятие кризиса в психологии.
Цель: раскрыть
понятие кризиса в психологии,
дать их характеристику.
1. Возрастная
периодизация психического
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов
на формирование личности.
1. Возрастная периодизация психического развития.
Проблема возрастной
От чего зависит переход
Становление психики не
Л.С. Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы:
К первой группе периодизаций, опирающейся на внешние детерминанты психического развития ребёнка можно отнести, например периодизацию Р.Заззо.
Французский психолог Р.Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 и считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих. Такая "арифметическая гармония", на наш взгляд, лишний раз свидетельствует о некоторой искусственности периодизации. Однако положительным моментом таких периодизаций является, по справедливому указанию Л.С.Выготского, выявление важности смены социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно организацией его воспитания и обучения.
Таким образом, указаний на
смену внешне заданной
Вторая группа периодизации
П.П. Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил:
беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.
3. Фрейд считает «
Ж. Пиаже предложил
сенсомоторная стадия (0-18 мес.),
дооперациональная (18 мес-7 лет),
стадия конкретных операций (7-12 лет),
стадия формальных операций (после 12 лет).
Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии.
Таким образом,
Перейдем к третьей группе периодизации, которая характеризуется, согласно Л.С.Выготскому, «стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей» самого развития (2, 116).
Среди периодизаций, основанных на выделении существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э.Эриксона, которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксоиа охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального развития.
Весь жизненный путь, по Эриксону,
включает и себя восемь стадий,
каждая из которых имеет свои
специфические задачи и может
благоприятно или
В отечественной психологии
Л.С.Выготский сформулировал
Разрабатывая периодизацию
К началу каждого возрастного
периода складывается
Исходя из верного
Возрастная периодизация
0-1,5-2 месяцев – период новорожденности;
2 месяца - кризис новорожденности;
2 месяца-1год – младенчество;
Кризис 1 года.
1-3года – раннее детство;
Кризис 3 лет;
3-7 лет – дошкольный возраст;
Кризис 7 лет;
7-12 лет – младший школьный возраст;
Кризис 13 лет;
14-17 лет- пубертатный возраст;
Кризис 17 лет.
Прежде всего, здесь ярко видна динамика детского развития: более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами, которые называются литическими или стабильными (спокойными). В стабильные периоды происходит постепенное развитие психики и личностных качеств ребенка, постепенное накопление им знаний, умений, опыта.
Таким образом, Л.С.Выготский на основе фундаментальной проработки методологических принципов выдвигая два критерия периодизации детского развития: новообразования возрастных периодов и динамика их протекания, построил детальную периодизацию детского возраста, которую можно считать вполне современной и сегодня.
Последователи, Л.С.Выготского - А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович и Д.Б.Элъконин, продолжая разработку периодизации, обратились к более детальному рассмотрению первого критерия.
А.Н.Леонтьев, исходя из идей Л.С.Выготского и развивая теорию деятельности, предположил, что деление онтогенеза на периоды необходимо проводить по критерию деятельности и смены типов деятельности в каждый период, а такие сформировал психологический принцип периодизации: «Каждая стадия психического развития характеризуется определённым, ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности».(5. 505)
Л.И.Божович подчеркивает