Понятие кризиса в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.

Содержание

1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. Понятие кризиса.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

г 9.3. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии

Л.С.Выготский, наряду с общими вопросами определения  воз-)аста и построения новой периодизации развития в онтогенезе, ввел Гпредставление о двух типах возрастов - критическом и стабильном.

270

271

11 относительно  устойчивые, или стиГшльиыс, воарнсты ребенок ричниипстсч глинным образом и речультптс микроскопических »ч-мснений ею личности, которые ннкиилишиотся до известного нрс-дсли, и чн'1'см скачкообразно появляется кикос-то возрастное ноио-оГ)р;1'ю1ч|||ИС (.//.(,'. Вы.чнт-кчИ, 19К4, 0).

СтабиЛЬНЫС 110-1р11СТ1.1. КИК ]10Л11Г11С'Г ВЫГОТСКИЙ, ИЗуЧСНЫ  ГОр.Г.1-

до полисе, чем те, которые характеризуются  другим типом развития кризисами. И период кризис» развитие принимает стремительный, иногда катастрофический, характер, который Выготский сравнивает с революционными ичмснсннями.

Ни основании  чмииричсских данных Выготский выделил  следующие критические периоды: кризис иоворожденности, одного год:], 3 лет, 7 лет, 13 лет (подростковый), 17 лет (юношеский). В настоящее нрсмя подростковый кричнс относят к 11-12 годам, юношеский-к 15 {[Ю периодизации Эльконина).

Стабильные  и критические возрасты Выготский  различает, анализируя социальную ситуацию развития: стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период - дисгармонией, противоречием. Он пишет, что в том или ином возрасте движение силы развития неизбежно приводит к отрицанию и разрушению самой основы развития, социальной ситуации развития, к окончанию данной эпохи развш ия и переходу на следующую возрастную ступень.

Развитие  в стабильный период способствует возникновению  новой структуры личности - новообразования. Это нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, так как ребенок с изменившимся строением личности есть уже другой человек, его социальное бытие существенным образом отличается от бытия ребенка более раннего возраста. Это противоречие задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления; в этом заключается специфика критического возраста. Преодоление этого противоречия определяет взрывной. революционный характер развития в критические периоды. По определению Выготского, в кризисные периоды ребенок в относительно короткий промежуток времени изменяется целиком, становится трудновоспитуемым.

Выготский, говоря об особенностях кризисных периодов в развитии, обращал внимание на то, что в критические периоды ребе нок становится относительно трудновоспитуемым. Слово «относительно» выделено не случайно. Действительно, суть не в трудно воспитуемости, но в изменении, в том, что ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему. Последнее означает, чш особенности поведения не могут служить признаком кризиса. Срав ним поведение двух детей. Первый имеет характерологические осо бенности, которые проявляются в непослушании, нарушении тре бований взрослых и т. д. Другой, напротив, послушен и легко слс

272

дует  ук«'|!]ниям взрослых. Который из них  находится и критическом периоде развитии? Неизвестно. Ведь мы нс знаем, кик цели себя эти дети риныис. Только при обнаружении изменений и поведении (как правило, в сторону его ухудшения)'можно ставить, да и то лини. как гипотезу, диагноз кризис.

Описывая  критические периоды ркэпития, Выготский  подчеркивает, что внешне они характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам.

К инешним  поведенческим особенностям кризисов относятся следующие:

• ] раницы. отделяющие начало и конец кризисен от смежных возрастов, крайне неотчетлив],!. Кризис возникает незаметно, его начало и конец трудно диагностировать;

• как  правило, в середине кризисного периода  наблюдается его кульминация, ее наличие отличает критический период от других;

• в  поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым. Ребенок как бы выпадает из системы педагогического воздействия, снижаются школьная успеваемость и интерес к занятиям. Возможны острые конфликты с окружающими.

Таким образом, по Выготскому, кризис - это  кульминация ли-тических микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.

Проведя тщательный анализ, можно обнаружить более глубинные особенности в поведении детей в кризисный период:

• развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу;

• прогрессивное  развитие личности ребенка в эти  периоды затухает, временно приостанавливается; на первый план выдвигаются процессы свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени;

• ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде; ранее сложившиеся формы внешних интересов распадаются.

Эти, характеризующие  развитие, особенности объясняют  тот факт, что кризисы описываются, как правило, с отрицательной  стороны.

Критические периоды - это вехи на пути взросления, их анализ немыслим вне общей логики развития. Д. Б. Эльконин выделяет следующие принципы периодизации (Д. Б. Эльконин, 1989):

• исторический подход к темпам развития и к вопросам о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

Следует иметь в виду, что свидетельством критического периода в развитии может быть не только трудновоспитуемость, но и, напротив, особая «легковоспиту-емость». Однако и в этом случае диагностическим признаком является изменение поведения, появление новых его форм, новых, непривычных, реакций на воспитательные воздействия-273

• подход к каждому периоду с точки  зрения того мести, которое он зпнимист и общем цикле психического рнзнития ребеикп;

• ирсдс'1 пиление о психическом рцавитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающем нс эполюциопным путем, в путем псрерыпо" непрерывности, возникновения и ходе раэтп "я качественно новых образований;

• выявление  кик обязательных и необходимых переломных, критических точек и психическом развитии - важных объективных показателей переходов от одного периода к другому;

• выделение  неоднородных но своему характеру переходов  и в связи с этим различение в психическом разнитии эпох, стадий, фаз.

Мы видим, что три из пяти упомянутых принципов анализа возрастного развития касаются критических возрастов.

Обращает  на себя внимание противоречивость некоторых  положений Выготского. С одной стороны, он настаивает на обусловленности развития его внутренней логикой, а не внешними условиями. С другой стороны, он объясняет трудновоспитусмость детей в переломные моменты развития тем, что изменения педагогической системы не поспевают за быстрыми изменениями личности восяитуемого. Явное логическое противоречие, конечно, обусловлено отсутствием авторской редакции текста. Тем не менее оно, как мы увидим далее, дало начало многим подобным трактовкам кризисов.

Еще одно важнейшее положение Л. С. Выготского относительно критических возрастов  касается их симптоматики. Речь идет о труд-новоспитуемости как наиболее ярком признаке кризисного возраста. Это положение оказалось наиболее «проблемным», поскольку именно трудновоспитуемость в дальнейших исследованиях критических возрастов стала предметом пристального внимания ученых (Л.И.Божович. Т.В.Драгунова, Д. Б. Эдьконин и др.).

По мысли  Выготского, в переломные периоды  развитие характеризуется «свертыванием, отмиранием». Ссылаясь на Энгельса, он заявляет, что детское развитие как одна из сложных форм жизни с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии обязательно сопровождается распадом старого.

В связи  с представлением о динамике социальной ситуации развития эти рассуждения можно понимать как утверждение о разрушении старой социальной ситуации. Считал ли Выготский такое разрушение необходимым, или переход от одной социальной ситуации развития к другой может происходить как простое завершение одного и появление другого? Иными словами, необходимо ли для возникновения нового отношения ребенка к среде разрушение старого отношения, или новое отношение возможно как простои переход? Ответ на этот вопрос становится «водоразделом» в понимании критических возрастов Выготским и многими его последователями. Возникает новое рядом со старым или вместо старого?

274

Мы полагаем, что, но мнению Выготского, понос отношение  ребенка к окружшощеН его действительности, прежде всего социальной, возникает кяк отрицание старого отношения и потому требует особой работы «разрушении», «иннолюцни», «отмирания» (Л.С.Ны.-чтгкий, ГЖ, и).

Критический иозрпгг, кризис, можно понимать двояко • как нс-блш ополучный переход, сопровождающийся изменением инсшних  поведенческих реакций ребенка, или как собственно кризис, который, но Иыготскому, обязательно соединяет в себе две составляющие • конструктивную и деструктивную. Лини» при условии, что в кризисе присутствует «отмирание», «свертывание», можно утверждать, что мы имеем дело с необходимым, оправданным в логике общею развития моментом.

Если  признать, что кризис сечь единство процессов созидания и деструкции, то можно вести разговор о кризисе как о норме развития, а нс его патологии. Тогда вопрос о трудиовоспитуемости как симптоме кризиса уходит на второй план. В принципе неважно, какова внешняя картина кризиса. Мы называем переход кризисом не 170 признаку внешней яркости, непредсказуемости и т.д., а на основании того, что он характеризуется единством созидания и разрушения, непрерывности и прерывности.

Наконец, зададимся вопросом, почему для Выготского проблема критических возрастов была столь важной? Ведь существует множество периодизаций, в которых проблема переходов вообще не ставится. Дело в том, что в культурно-исторической теории принципиальным был вопрос о происхождении сознания. Это вечный для психологии вопрос о соотношении биологического и социального. По Выготскому, источником развития является среда (социальная среда, социальная ситуация развития, идеальные формы), поэтому критической период - это момент, акт развития, в котором воздействие среды кристаллизуется в виде новообразования, становится особым предметом исследования. Новообразования, характеризующие структурную перестройку личности, сознания - это не предпосылка, а результат возрастного развития. Изменения в сознании ребенка основаны на свойственной данному возрасту форме его социального бытия. В кризисе совершается диалектический возврат: сформированный тип личности, сознания (новообразование) сам изменяет социальную ситуацию развития: от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия.

Последствия возникновения новой структуры  сознания огромны. Это означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

Таким образом, в культурно-исторической теории воссоздан путь развития сознания: от внешней среды к формированию новообра-

275

'««шипя  и оГ|р|Г] |щ: от 111)1Х111 структуры  сочнаиия к новому инспри->|ти|" де(1ст||Ц|'сл1.|||11"|'и. При тиком взгляде ни процесс развития удастся ичПсжаг]. мехипицнчмп и одномерности. Нс просто среда формирует человека (11СИОМ11НМ: Ги.п нс определяет сочтите), и слож-исс; среда ироноцнрусг формирование психологических НОНОобрВ-ЧОНаНИП, •I •ГС, 11 СПОЮ ОЧСрСДЬ, МСИН10Т ВОСПрНЯТИС СрСДЫ II фаКТН-

чески саму среду.

9.4. Гашник' концепции о критических ксриодпх

Н ОТСЧССТПСПНОЙ  ПСИХОЛОГИИ

Основные  положения Л.С". Ныготского о периодизации психического развития были развернуты и работах его последователен. Многие дальнейшие исследователи критических возрастов отдавили дань представлениям о нормативности кризисов, но преимущественно посвящали сноп работы проблеме трудновоспитуемое™, не проводя содержательного различия между внешними симптомами и внутренним содержанием критических возрастов.

В теории деятельности возраст определяется через ведущую деятельность данного периода и место ребенка в системе общественных отношении. Каждому стабильному периоду соответствует новая ведущая деятельность, новый тип сотрудничества ребенка и взрослого. Так, в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а в младшем школьном - учебная. Именно в русле ведущей деятельности формируются основные новообразования стабильного периода - новые способности индивида, подготавливается момент перелома, кризиса. Критический же возраст в теории деятельности - это момент смены ведущей деятельности.

Следует признать, что в русле теории деятельности анализ критических возрастов затруднен в связи с тем, что в фокусе внимания исследователей почти всегда были механизмы становления ведущей деятельности, определяющие развитие в стабильные периоды. Механизм же смены деятельности (например, отмирание мотивации игровой деятельности и возникновение мотивации учебной) оставался на периферии исследовательских интересов.

Информация о работе Понятие кризиса в психологии