Понятие кризиса в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.

Содержание

1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. Понятие кризиса.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, центральная линия  развития ребенка в раннем  возрасте - это предметно-манипулятивная  деятельность, а всё остальное (например, познание, общение, труд в форме самообслуживания) определяются ею. Форма общения в раннем детстве - ситуативно-деловая т.е. общение происходит по поводу действия с предметами, преобразования их чувственных качеств в ходе перемещения, деформации, разъединения на части и т.д. Взрослый теперь выступает как сила, побуждающая своими деловыми качествами (а раньше важнее всего была эмоциональность контактов). Постепенно в совместной предметной деятельности со взрослым готовятся предпосылки для перехода на следующий этап.

      Кризис начинается в возрасте 9-15 месяцев, продолжительность от  нескольких месяцев до года (по  периодизации Выготского Л.С.)

      Основные симптомы кризиса:

1. Регресс. В поведении ребенка могут появляться неадекватные реакции (отказ ходить, барахтанье, крики, отказ от того, что уже научился делать);

2. Трудновоспитуемость. Своеобразная реакция ребенка на диспропорцию между «хочу» и «могу».

3. Первые собственно  волевые реакции. Впервые появляется попытка «допиться своего», которая сопровождается эмоциональной окраской. В ситуациях, когда воля ребенка не совпадает с волей взрослого - могут проявляться неадекватные реакции.

Важным  новообразование кризисного периода  является автономная детская речь. На этом этапе слова выполняют номинативную функцию, а не сигнификативную. 

Кризис  трех лет.

      Кризис трёх лет_- является одним  из наиболее трудных моментов  жизни. Основанием для кризиса  являются рвсхождения в требованиях:  с одной стороны ребёнка и  с другой стороны – социума(  представленного родителями, воспитателями и другими взрослыми). Основным позитивным результатом любого столкновения является переоценка себя и действительности, т. е. качественный скачок в развитии. Первой описала поведенческие реакции, появляющиеся в этот кризисный период — Эльза Келер в своей работе «О личности трех летнего ребенка», вслед за ней этот кризис описал Л.С. Выготский.

      Основные симптомы кризиса:

1.Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок может испытывать негативизм к одному, а с другим человеком быть достаточно послушным. Главный момент – сделать наоборот.

      В этом возрасте у ребёнка  присутствует не только непосредственный  аффект – эмоционально напряженное  желание что-то сделать в наглядной  ситуации, но ребенок способен поступать вопреки своему непосредственному желанию, и определяется не только собственным желанием, а отношениями с другими.

2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Ребенок настаивает не столько потому, что он хочет, сколько потому, что он так сказал, чтобы с его мнением считались. Упрямство не стоит путать с настойчивостью, когда ребенку важно действие, а не доказательство своего мнения.

3. Строптивость. Близка по смыслу к негативизму и упрямству, но... строптивость носит более общий и безличный характер

— т.е. ребенок восстает против всей ранее  сложившейся системы отношений. Это протест против порядков, норм воспитания сложившихся в доме. Самая распространенная реакция « Да, ну!»

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать — стремление к самостоятельности, но в период кризиса принимает гипертрофированную форму — желание самостоятельности не всегда адекватно возможностям ребенка и это может вызвать дополнительные конфликты со взрослыми. Отчасти это напоминает кризис

1 года, но там ребенок стремился к  физической самостоятельности, а  здесь к самостоятельности намерения, замысла.

5. Обесценивание взрослых. Ругательства в сторону близких родственников. Обесценивается то, что было интересно, привычно и дорого раньше — такие проявления могут наблюдаться по отношению к близким взрослым, к любимым игрушкам, к старым правилам поведения. Ребенок психологически отделяется от взрослого, изменяется отношение к себе и к другим.

6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями, постоянном состояние войны.

7. Деспотизм. Особенно характерно для семей с одним ребёнком. Попытка проявить полную власть над окружающими.

      Считается, что проявление упорства  есть упрямство и негативизм, направленные главным образом против близких взрослых. Действительно негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессознательно рассчитывает на то, что проявление упорства и испытание близких не принесет ему серьезного ущерба. Испытание собственной воли и открытый негативизм, и упрямство имеют разные нюансы в поведении.

      Негативизм и упрямство развиваются  внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать «сам». Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный  человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжении от других, которое провоцирует он сам своей волей или дурным поведением.

      Кризис трех лет возникает  в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживание кризиса обостряет сензитивность ребенка к чувствам других людей, учит не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учит рефлексии на себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения и социальном пространстве, контролируемом принятыми и обществе нравами и обязанностями, выражаемыми для детского сознания в столь значимых словах, как «можно» и «нельзя».

      Возникающие в процессе развития  и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

      Кризис трёх лет – это кризис  социальных отношений.

      Феномен «Я – сам» означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и отделение ребёнка от взрослого.

      Новообразованием кризисного периода является тенденция к самостоятельной деятельности, но в тоже  время она будет похожа на деятельность  взрослого. Дети хотят жить общей жизнью с взрослым, но занимая новую позицию. С принятием новой позиции происходит разрыв старой социальной ситуации развития, и переход к новому типу отношений «Я — общественный взрослый».

      Новообразованием литического периода является сформировавшаяся речь и наглядно — действенное мышление.

Кризис 7 лет.

      Бескризисность, плавность перехода ребёнка к школьному обучению зависит от степени готовности ребенка к школе. Д.Б.Эльконин полагает, что к 6-7 годам у ребенка появляется сознание (мое звание о себе как знание других обо мне, перенесенное внутрь) своего места в системе общественных отношений. Возможно, на этой основе формируется потребность в определенном общественном положении, в общественно значимой деятельности, какой является систематическая учебная деятельность в школе.

Поведенческие проявления:

- манерничанье, ребёнок пытается разграничить внешний и внутренний мир, показать что он из себя представляет;

- потеря непосредственности, проявление понимания последствий своего поведения;

- симптом «горькой  конфеты», попытка не показывать действительно своего состояния;

      Кризис связан с тем, что  ребёнок становится более закрытым, неуправляемым. Причина такого  поведения кроется во внутреннем  мире ребенка, возникновение которого происходит именно в этот период. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития. Ребенок  готов вступить в отношения с обществом как совокупностью людей осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Он стремится занять самостоятельную общественно значимую позицию, со своими правами и обязанностями. Такой позицией он будет обладать, когда станет учеником. В отличие от кризиса 3 лет, когда ребенок осознавал себя активным субъектом в мире предметов, в кризисе 7 лет ребенок осознает себя в мире социальных отношений, это период рождения «социального Я», и связано это с переоценкой ценностей, появлением новых мотивов, перестройка эмоционально — волевой сферы, с появлением критичности.

      Новообразованием кризисного периода является соподчинение мотивов, и не менее важное – способность воображения, как основы творческого отношения к деятельности, к жизни, к самому себе.

      Таким образом,  рассмотрев  характеристику  и особенности критических возрастов мы пришли к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои новообразования: новообразования критического периода отличаются от новообразований литического периода в том, что носят переходный характер, они чаще всего видоизменяются, сворачиваются, и лишь частично остаются в личности. Кризисные образования отмирают с переходом на новый этап, или продолжают существовать в личности в латентном виде.  
 

Литература
 
  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/

         Л.И.Божович //Вопросы психологии. – 1978.-№4.- С  23-35.

  1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития/    

    Л.С.Выготский  //Вопросы  психологии.- 1972.- №2. - С.114 – 123.

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста. Кризис 7 лет. О подростковом кризисе. - Изд. центр «Академия», 2001.
  2. Кон И.С. Возраст и возрастные категории. - Изд. центр «Академия», 2001.   
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – М.: Мысль, 1965. – 573 с.
  4. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы  психологии.- 1984.- №4. - С. 15 - 29.
  5. Психология развития / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова;

    Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 352 с. 

      
     

      Для того, чтобы В психологии  понятие личности является одним  из основополагающих. Личность, - писал С.Л.Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вил психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни»(4,618). С другой стороны, - подчеркивал он, - и все «психические процессы... протекают и личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее» (4,617).

      Понятие «личность» соотносится  с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Однако понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, а понятия "индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития.

     Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся ( А.Н.Леонтьев, В.И Давыдов). Личность, - подчеркивал А.Н.Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» (3,176).

      Л.И. Божович говорит: «Человек, являющийся личностью, обладает  таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью... Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными слонами, для личности становится характерной активная, а не „реактивная" форма поведения» (2,421).

Информация о работе Понятие кризиса в психологии