Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа
Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.
1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.
Таким образом, центральная
Кризис начинается в возрасте 9-15 месяцев, продолжительность от нескольких месяцев до года (по периодизации Выготского Л.С.)
Основные симптомы кризиса:
1. Регресс. В поведении ребенка могут появляться неадекватные реакции (отказ ходить, барахтанье, крики, отказ от того, что уже научился делать);
2. Трудновоспитуемость. Своеобразная реакция ребенка на диспропорцию между «хочу» и «могу».
3. Первые собственно волевые реакции. Впервые появляется попытка «допиться своего», которая сопровождается эмоциональной окраской. В ситуациях, когда воля ребенка не совпадает с волей взрослого - могут проявляться неадекватные реакции.
Важным
новообразование кризисного периода
является автономная детская речь.
На этом этапе слова выполняют номинативную
функцию, а не сигнификативную.
Кризис трех лет.
Кризис трёх лет_- является одним
из наиболее трудных моментов
жизни. Основанием для кризиса
являются рвсхождения в
Основные симптомы кризиса:
1.Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок может испытывать негативизм к одному, а с другим человеком быть достаточно послушным. Главный момент – сделать наоборот.
В этом возрасте у ребёнка
присутствует не только
2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Ребенок настаивает не столько потому, что он хочет, сколько потому, что он так сказал, чтобы с его мнением считались. Упрямство не стоит путать с настойчивостью, когда ребенку важно действие, а не доказательство своего мнения.
3. Строптивость. Близка по смыслу к негативизму и упрямству, но... строптивость носит более общий и безличный характер
— т.е. ребенок восстает против всей ранее сложившейся системы отношений. Это протест против порядков, норм воспитания сложившихся в доме. Самая распространенная реакция « Да, ну!»
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать — стремление к самостоятельности, но в период кризиса принимает гипертрофированную форму — желание самостоятельности не всегда адекватно возможностям ребенка и это может вызвать дополнительные конфликты со взрослыми. Отчасти это напоминает кризис
1 года,
но там ребенок стремился к
физической самостоятельности,
5. Обесценивание взрослых. Ругательства в сторону близких родственников. Обесценивается то, что было интересно, привычно и дорого раньше — такие проявления могут наблюдаться по отношению к близким взрослым, к любимым игрушкам, к старым правилам поведения. Ребенок психологически отделяется от взрослого, изменяется отношение к себе и к другим.
6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями, постоянном состояние войны.
7. Деспотизм. Особенно характерно для семей с одним ребёнком. Попытка проявить полную власть над окружающими.
Считается, что проявление
Негативизм и упрямство
Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживание кризиса обостряет сензитивность ребенка к чувствам других людей, учит не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учит рефлексии на себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения и социальном пространстве, контролируемом принятыми и обществе нравами и обязанностями, выражаемыми для детского сознания в столь значимых словах, как «можно» и «нельзя».
Возникающие в процессе
Кризис трёх лет – это кризис социальных отношений.
Феномен «Я – сам» означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и отделение ребёнка от взрослого.
Новообразованием кризисного периода является тенденция к самостоятельной деятельности, но в тоже время она будет похожа на деятельность взрослого. Дети хотят жить общей жизнью с взрослым, но занимая новую позицию. С принятием новой позиции происходит разрыв старой социальной ситуации развития, и переход к новому типу отношений «Я — общественный взрослый».
Новообразованием литического периода является сформировавшаяся речь и наглядно — действенное мышление.
Бескризисность, плавность перехода ребёнка к школьному обучению зависит от степени готовности ребенка к школе. Д.Б.Эльконин полагает, что к 6-7 годам у ребенка появляется сознание (мое звание о себе как знание других обо мне, перенесенное внутрь) своего места в системе общественных отношений. Возможно, на этой основе формируется потребность в определенном общественном положении, в общественно значимой деятельности, какой является систематическая учебная деятельность в школе.
Поведенческие проявления:
- манерничанье, ребёнок пытается разграничить внешний и внутренний мир, показать что он из себя представляет;
- потеря непосредственности, проявление понимания последствий своего поведения;
- симптом «горькой конфеты», попытка не показывать действительно своего состояния;
Кризис связан с тем, что
ребёнок становится более
Новообразованием кризисного периода является соподчинение мотивов, и не менее важное – способность воображения, как основы творческого отношения к деятельности, к жизни, к самому себе.
Таким образом, рассмотрев характеристику
и особенности критических возрастов
мы пришли к выводу, что каждый из этих
периодов имеет свои новообразования:
новообразования критического периода
отличаются от новообразований литического
периода в том, что носят переходный характер,
они чаще всего видоизменяются, сворачиваются,
и лишь частично остаются в личности. Кризисные
образования отмирают с переходом на новый
этап, или продолжают существовать в личности
в латентном виде.
Л.И.Божович //Вопросы психологии. – 1978.-№4.- С 23-35.
Л.С.Выготский //Вопросы психологии.- 1972.- №2. - С.114 – 123.
Под ред. Т.Д. Марцинковской.
- М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 352 с.
Для того, чтобы В психологии
понятие личности является
Понятие «личность»
Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся ( А.Н.Леонтьев, В.И Давыдов). Личность, - подчеркивал А.Н.Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» (3,176).
Л.И. Божович говорит: «