Понятие кризиса в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Развитие человека проходит последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства, дошкольного детства, младшего дошкольного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста.

Содержание

1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Кризис и психические новообразования.
3. Влияние кризисов на формирование личности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. Понятие кризиса.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

      Д.Б.Эльконин, развивая, идеи Л.С.Выготского  и А.Н.Леонтьева, предложил периодизацию, основанную, смене ведущий деятельности. Д.Б.Эльконин,  на основа первого критерия Л.С.Выготского задает три основных критерия периодизации развития психики ребенка: I) социальная ситуация развития, 2) ведущая деятельность. 3) личностные новообразования

      И.С.Кон, обращаясь к проблеме  периодизации в связи с разработкой вопроса о возрасте и социальных ролях, исходит из более упрощенной в сравнении с периодизацией Л.С.Выготского схемы периодов детства: младенчество (0-1 г.), детство (1-12 л.), отрочество (12-15 л.), ранняя юность (с 15 лет).

      И.С.Кон детально разработал одну  из важнейших эпох жизни - переход  от детства к зрелости, который  в целом охватывает возраст  от 11-12 до 23-25 лет и делится на  три этапа: подростковый возраст  (11/12 - 14/15 лет.), юношеский возраст  (14/15 - 18 лет), поздняя юность или начало взрослости (18-23/25 лет). Причем каждый период рассматривается многосторонне: о точки зрения биологического созревания, в  социальном и психологическом аспектах. Таким образом, И.С.Кон полностью реализует методологические идеи Л.С.Выготского только при построении периодизации развития в переходной от детского к взрослому возрасту.

      Подводя итог рассмотрению различных  вариантов периодизаций, мы можем  ещё раз указать на недостаточность  первых двух типов классификации,  поскольку они не раскрывают сущности движущих сил развития личности. Третий тип классификаций снимает эти ограничения  выявляя движущие силы развития личности указывает все аспекты и даёт характеристику основных этапов.

      Разработка целостной периодизации  развития личности в ходе всей жизни фактически уде имеет фундаментальный задел благодаря усилиям Л.С.Выготского. Предложенная им и развиваемая его последователями периодизация детства отвечает всем требованиям собственно психологической периодизации: богатвтво эмпирического материала и многообразие его аспектов сочетаются здесь с конкретно-исторический подходом к развитию личности ребенка. Д.Б.Эльконин,  на основа первого критерия Л.С.Выготского задает три основных критерия периодизации развития психики ребенка: I) социальная ситуация развития, 2) ведущая деятельность. 3) личностные новообразования

      Л.С.Выготский ратует за понимание  развития "как процесса, характеризующегося единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням его развития (2, 117). И далее: «... нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (2.117) Л.С.Выготский подчеркивает также, что для построения научной периодизации развития необходимо «... учитывать еще его динамику, динамику переходов от одного возраста к другому»   (2.117) 

2. Кризис и психические новообразования. 

      Развитие - это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях, это процесс единства материального и психического, общественного и личного.

     Л.С.Выготский условно обозначил  развитие - процесс чередования,  смены литических и критических  периодов.

      Литический (стабильный)  период – это фаза постепенного накопления количественных изменений психики (внешне может не проявляться). Такие периоды занимают большую часть жизни человека.

      Л.С.Выготский, утверждал, что  в относительно устойчивые, или  стабильные, периоды ребенок развивается  главным образом и результате  микроскопических изменений его  личности, которые накапливаются  до известного предела, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование. В период кризиса развитие принимает стремительный, иногда катастрофический, характер, который Выготский сравнивает с революционными изменениями.

       Кризисы - характеризуются чертами противоположными литическим периодам, в  относительно короткое время (от нескольких месяцев до 2лет) происходят резкие качественные изменения, переломы, выводящие психику ребенка на новый уровень, развитие носит скачкообразный характер.

     Стабильные и критические возрасты  Л.С.Выготский различает, анализируя социальную ситуацию развития: стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период - дисгармонией, противоречием. Он пишет, что в том или ином возрасте движение силы развития неизбежно приводит к отрицанию и разрушению самой основы развития, социальной ситуации развития, к окончанию данной эпохи развития и переходу на следующую возрастную ступень.  

      Развитие в стабильный период способствует возникновению новой структуры личности - новообразования

      Возрастные новообразования – это новый тип построения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на  данной возрастной ступени, и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в дальнейший период.

     Единственным критерием для определения конкретных эпох в детском развитии – являются новообразования. Это нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, так как ребенок с изменившимся строением личности есть уже другой человек, его социальное бытие существенным образом отличается от бытия ребенка более раннего возраста. Это противоречие задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления; в этом заключается специфика критического возраста. Преодоление этого противоречия определяет взрывной. революционный характер развития в критические периоды. По определению Выготского, в кризисные периоды ребенок в относительно короткий промежуток времени изменяется целиком, становится относительно трудновоспитуемым. Описывая критические периоды развития, Выготский подчеркивает, что внешне они характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам.

Характерные особенности кризиса :

  • границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов неотчетливы, кризис возникает незаметно и так же исчезает;
  • характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине возрастного периода, наличие кульминационной точки характеризует все кризисные возраста и отличает их от эпох детского развития;
  • в такие периоды обнаруживается у многих детей - трудновоспитуемость, возможно ухудшение успеваемости, снижение работоспособности, конфликтность;
  • кризисы имеют негативный характер развития, в эти периоды

         происходит скорее разрушение, чем  созидание. На первый план     

         выдвигаются процессы отмирания  и свертывания, распад и разложение

         того, что образовалось на прежней стадии.

      Почему для Л.С.Выготского проблема критических возрастов была столь важной? Ведь существует множество периодизаций, в которых проблема переходов вообще не ставится. Дело в том, что в культурно-исторической теории принципиальным был вопрос о происхождении сознания. Это вечный для психологии вопрос о соотношении биологического и социального. По Выготскому, источником развития является среда (социальная среда, социальная ситуация развития, идеальные формы), поэтому критической период - это момент, акт развития, в котором воздействие среды кристаллизуется в виде новообразования, становится особым предметом исследования. Новообразования, характеризующие структурную перестройку личности, сознания - это не предпосылка, а результат возрастного развития. Изменения в сознании ребенка основаны на свойственной данному возрасту форме его социального бытия. В кризисе совершается диалектический возврат: сформированный тип личности, сознания (новообразование) сам изменяет социальную ситуацию развития: от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия.

      Последствия возникновения новой  структуры сознания огромны. Это означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

      Таким образом, в культурно-исторической  теории воссоздан путь развития  сознания: от внешней среды к  формированию новообразования и  обратно: от новой структуры сознания к новому восприятию действительности. При таком взгляде на процесс развития удается избежать механицизма и одномерности. Не просто среда формирует человека (вспомним: бытиё определяет сознание), а сложнее: среда провоцирует формирование психологических новообразований, и те, в свою очередь, меняют восприятие среды и фактически саму среду.

3. Влияние кризисов  на формирование  личности. 

      Традиционно кризисы описывались  как резко негативные процессы  отмирания и свертывания, распада  и разложения сложившегося на предыдущей ступени, снижения темпа развития, повышения уязвимости внутренней неустойчивости, как наиболее опасные и трудные возраста требующие особого внимания воспитателей.

      Л.С.Выготский отмечал, что "негативное  содержание развития в эти периоды является только обратной или теневой стороной позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл  всякого критического возраста» (2,121)

      Старое разрушается лишь на  столько, насколько это необходимо  для развития нового. В такие переломные периоды главное значение имеют глобальные позитивные перестройки в системе личности, а процесс развития переходит на качественно новую ступень.

      В последнее время всё больше распространяется идея о возможности и даже необходимости нивелирования негативных проявлений кризисов.

      А.Н.Леонтьев  один из первых, кто  дал научно обоснованную критику  понимания кризиса как  результата созревания внутренних особенностей ребенка и соответствующих  им необратимых противоречий между ребёнком и средой, «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис - это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом" (5. с.506).

      Рассмотрим  особенности критических  возрастов. 

Кризис  новорожденности .

      Ведущим типом деятельности является  безусловно-рефлекторная деятельность.

      Социальная ситуация развития – единство матери и ребёнка, «МЫ».

      Возрастные новообразования: Центральное  новообразование периода новорожденности  состоит в первых проявлениях  психической жизни. Своеобразие  психической жизни состоит в  том, что преобладают недифференцированные  переживания, сплав впечатлений и аффектов, но всё же ребёнок обладает своей индивидуальной психической жизнью. Критерием перехода на новую стадию развития (младенческий период) является сформированная эмоционально-двигательная реакция на близкого человека (мать), эта реакция называется - комплексом оживления.

Кризис 1 года.

      По периодизации Эльконина Д.Б.  кризис одного года называется кризисом умений, сфера мотивов вступает в противоречие со сферой возможностей. Бомсович Л.И. писала, что этот кризис слабый, так как научиться легче, чем изменить мотивационную сферу. Наличие кризиса одного года отмечали Л.С.Выготский. И.М.Щелованов, Л.И.Божович, Д.В. Эльконин и др. Поскольку, по Д.Б.Эльконину, в один год происходит переход от одного периода развития к другому, то перестройки на полюсе субъекта менее глобальны, чем при переходах от эпохи я эпохе, и внешне выражаются как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых: он овладевает ходьбой и предметными действиями, он становится более активным - с ним уже нельзя не считаться. Задача взрослых - вовремя перестроить отношение к ребенку, предоставлять ему больше свободы и самостоятельности.

      В год социальная ситуация  младенчества распадается, Прежде  беспомощный младенец, любая потребность  которого опредмечивалась взрослым, теперь уже он многому научился. Способность самостоятельно передвигаться открыла для него таинственный и манящий мир предметов. Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то теперь ребенок как бы завораживается предметом: возникают первые аффективные реакции, причем связаны они в основном с неудачами в освоении предметных действий. Раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, сейчас же связь между ребенком и взрослый опосредована предметом  и наоборот, связь ребенка о предметом опосредована взрослым как образцом действия с общественным предметом .

Информация о работе Понятие кризиса в психологии