Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.

Работа содержит 1 файл

политическая психология.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Во всех этих подходах подчеркивается связь политической культуры с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для человека политическими идеалами и воззрениями. Среди них, как духовных образований, главную роль играют его оценочные суждения, выражающие личностное отношение к политике и политической власти. С учетом этого, политическая культура проявляется в способности индивида выделять во властных отношениях внутренне значимый для себя смысл, реализуемый им в практических формах взаимодействия человека с государством. Последнее является для него олицетворением политической власти, средством реализации политических целей. На индивидуально-личностном уровне политическая культура – это обусловленный ценностными представлениями человека о политических отношениях и явлениях и воплощенный на практике кодекс поведения или стиль деятельности личности как субъекта политики. Главная сущностная характеристика политической культуры выражается в степени освоения  и практической реализации человеком общезначимых, получивших всеобщее признание ценностей и образцов политического поведения.

Однако, в политике действуют не  только индивиды, но и различные социальные группы и образования, а также социальные институты ( государство, политические партии, общественно – политические организации и объединения, их блоки и союзы и т.д.). Поэтому политическая культура общества включает в себя и общезначимые, групповые политические ценности, оценки и действия граждан, обусловленные политическим опытом предшествующих поколений и коллективным политическим опытом реально включенных в политику социальных образований и институтов. Следовательно, если на индивидуальном уровне политическая культура выступает как единство политического сознания и политического поведения личности, то на общесоциальном она дополняется групповой культурой политического сознания и политического поведения, а также культурой функционирования, образующих политическую систему институтов. С учетом этого, политическая культура -  это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения субъектов политического процесса, проявляющихся в их непосредственной деятельности по воспроизводству и развитию политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура это не сама политика и политические процессы, а совокупность представлений людей о политике и политических процессах, их оценка и отношение к ним на обыденном и теоретическом уровнях индивидуального и группового политического сознания, формы и способы участия социальных и институциональных субъектов в политической жизни, степень их включенности в политико – властные  отношения.

Политическая культура сложное и многообразное по содержанию общественное явление[14].

Ее структуру составляют:  культура политического сознания; культура политического поведения; культура функционирования политических институтов. Культура политического сознания характеризуется уровнем развития его идеологического и психологического компонентов. Идеологическими компонентами политического сознания являются политические знания, ценности, идеалы, убеждения, традиции, модели и нормы политического поведения индивидов и социальных образований. К психологическим компонентам относятся: политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения, стереотипы и мифы. Показателями состояния уровня культуры политического сознания являются: степень интереса социальных субъектов к политике, характер их отношения к существующей политической системе и ее отдельным институтам; отношение индивидов и социальных групп к другим участникам политического процесса, их готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим  ожидания; представления социальных субъектов о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозволенного в политике, их отношение к закону, юридическим, правовым и нравственным нормам; характер политической самоидентификации, проявляющейся в принадлежности индивида к той или иной политической организации, отношении к конкретной политической партии и т.п.; содержание политического языка социальных субъектов. В культуре политического сознания выражаются ценностные ориентации человека на мировоззренческом уровне, где он выстраивает индивидуальные и групповые теоретико - психологические представления о политике, о своем месте и роли в ней.

Культура политического поведения представляет собой практически –политический  уровень реализации ценностных ориентаций людей. Она характеризует конкретные политические действия и поступки человека, его политические связи, включенность в политические отношения. Показателями культуры политического поведения являются: формы, способы и характер участия социальных субъектов в политической жизни общества; формы и способы взаимодействия социальных субъектов политики с институтами государства и гражданского общества; тип электорального поведения индивидов и социальных групп и др. В культуре политического поведения выражаются место и роль социальных субъектов в решении государственных и общественных дел, их политико – правовой статус.

Культура функционирования политических институтов представляет собой проявление ценностных ориентаций личности и социальных групп на политическом, социетальном уровне. Она характеризует организацию и механизм осуществления политической власти в обществе, технологию государственного управления и руководства. К показателям культуры функционирования политических институтов относятся: методы и способы принятия и осуществления политических решений, политического управления, и организации и реализации государственной власти, регулирования социально – политических конфликтов в обществе; методы и способы взаимодействия политических и государственных институтов общества между собой, а также институтами других политических систем; способы защиты государственных интересов; тип электорального процесса в обществе; политическая символика и политические ритуалы и др. В культуре функционирования политических институтов выражаются содержание и характер общественно – политической жизни, основы и принципы ее организации.

Уровень развития политической культуры как сложного явления определяется величиной и качеством проявления каждого составляющего ее элемента. Политическая культура конкретного общества всегда включает не только позитивные, но и негативные ориентации и действия людей, синтезирует в себе все, что связано с духовным и функционально – практическим состоянием и реализацией политических ценностей. Она зависит от социальной, национальной, демографической, территориальной и конфессиональной структуры общества, от взаимоотношений политической элиты и электората, содержания и характера социально – экономического, политического и культурного развития страны, ее политической истории и традиций, исторической связи поколений.

Политическая культура как общественное явление обладает своими особенностями. Во-первых, она является частью общей культуры общества представляет ее политическое измерение, отражает политические особенности цивилизационного развития конкретного народа. В этом смысле политическая культура выражает традиции организации и функционирования государственной власти в определенной стране, воплощает и развивает их в современном контексте. Она сохраняет «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаг, герб, гимн). Формирование и развитие  политической культуры являются результатом естественно-исторического развития общества, коллективных действий и политического опыта людей.

Во-вторых, политическая культура – явление конкретно-историческое. На различных этапах развития общества она обогащается тем содержанием, которое соответствует потребностям времени, социально детерминирована. Ее изменение и совершенствование обусловлено динамикой социально-экономических и идейно-политических отношений, развитием и функционированием политических режимов.

В-третьих, политическая культура представляет собой качественную характеристику целостности общества в сфере публичной власти, оказывает существенное влияние на  политическую жизнь в стране. Она фиксирует устойчивые и повторяющиеся связи между участниками политического процесса, их политические ценности и установки на разных уровнях политических отношений. Политическая культура является интегральной характеристикой политического образа жизни конкретной страны, отдельного класса, социальной группы, пронизывает все политические отношения.

В-четвертых, политическая культура это динамичное, постоянно развивающееся явление. Она отражает изменения в формах и способах политического поведения людей, в характере освоения ими политической действительности. Особенно подвижна и изменчива политическая культура в периоды революционных потрясений и преобразований, т.к. в это время народные массы активно втягиваются в политику, глубже и всесторонне осмысливают и оценивают ее суть, содержание и социальную значимость, осваивают новые приемы и способы политических действий. Свидетельством тому является история современной России: февраль и октябрь 1917 года, начало 90 – х годов прошлого века.

Политическая культура взаимосвязана и взаимодействует с различными политическими и социальными процессами и явлениями. В результате этого взаимодействия в истории человеческого общества и государств сложилось множество типов политической культуры[15]. В современных условиях для их выделения применяются различные основания. Наиболее общепринятым из них, которое использовали Г. Алмонд и С. Верба, является политическая ориентация людей, их отношение к политической системе, властным институтам общества. В соответствии с этим основанием, Г. Алмонд и С. Верба выделяли три «идеальных» типа политической культуры: патриархальную («приходскую», «местечковую»); подданническую; активистскую (культуру участия или партиципаторную культуру). Патриархальная политическая культура свойственна обществу, в котором не сформировалась политическая система. Она ориентирована на местные ценности (ценности племени, клана, рода) и проявляется в форме патриотизма, семейственности, коррупции. При этом, в обществе с такой политической культурой нет специфических политических ролей. Как правило, отсутствует интерес граждан к политической жизни, на крайне низком уровне находятся знания людей о политической системе и тех ожиданиях, которые она может реализовать в своей деятельности.

Подданническая политическая культура характеризуется пассивным, отстраненным отношением людей к политической системе, их ориентацией на традиции. Подчиняясь власти, они ожидают от нее различных благ, опасаются диктата, испытывая при этом по отношению к властным институтам положительные или отрицательные эмоции. Для этого типа политической культуры характерен не высокий уровень индивидуальной активности граждан.

Активистская (партиципаторная) политическая культура выражается в политической активности и вовлеченности граждан в политику, рациональности их политического поведения. Большинство членов общества является активными участниками политического процесса, стремятся  воздействовать на принятие политических решений с помощью законных, легитимных средств влияния.

Выделяя эти типы политической культуры, Г. Алмонд и С. Верба отмечали, что все они в чистом виде не существуют. Политическая культура общества всегда включает в себя элементы каждого из этих типов, с доминированием в ней характеристик одного из них. Поэтому, наряду с «идеальными», существуют смешанные, промежуточные типы политической культуры: патриархально - подданническая; подданническо – активистская; патриархально – активистская. К числу смешанных типов политической культуры Г. Алмонд и С. Верба относили и так называемую «гражданскую культуру», которая, по их мнению, наиболее адекватна демократическому обществу. Это «культура лояльного участия», позитивно ориентированного на политическую систему. Она характеризуется балансом между властью и ответственностью политической элиты перед обществом, между политической пассивностью и политической активностью граждан в контроле над властными институтами.

Американский ученый У. Розенбаум, в качестве основания классификации политической культуры, использовал степень консенсуса между членами общества по поводу базовых политических ценностей и «правил политической игры». В соответствии с этим основанием он выделял фрагментарную и интегративную политические культуры. Сегодня эти типы культуры еще называют поляризованной и консенсусной политическими культурами. Первый тип политической культуры характеризуется отсутствием доверия между субъектами политического процесса, согласия между ними по поводу целей общественного развития, основных методов и способов решения общественно – значимых задач. При этом типе культуры в обществе существует относительно высокий уровень политического насилия. Для второго типа политической культуры характерен консенсус субъектов политики по важнейшим вопросам общественного развития, высокая лояльность граждан  к институтам власти.

Одним из оснований классификации политической культуры, применяемым в современной политической науке, являются правила и нормы организации политической жизни общества. С учетом этого основания политическую культуру подразделяют на традиционную и светскую. Традиционная политическая культура ориентирована на жесткие предписания, строго установленную систему принципов политического взаимодействия участников политического процесса. Светский тип политической культуры характеризуется прагматизмом, широким участием различных слоев населения в политической жизни общества.

По масштабам, уровню и степени общности выделяются общая (доминирующая) политическая культура, политическая субкультура и политическая культура личности. Общая политическая культура – это политическая культура всего общества, обладающая устойчивыми, типичными признаками, характеризующими политическое сознание и политическое поведение основной массы населения, функционирование политических институтов.

Политическая субкультура представляет собой политическую культуру отдельных социальных образований и групп населения. Ее формирование и существование обусловлены положением тех или иных социальных групп в системе общественных отношений, характером их труда, образа жизни, половозрастной принадлежностью, местом проживания и т.д. Каждая политическая субкультура, являясь частью общей политической культуры, включает локальные, относительно самостоятельные политические ценности, нормы, стереотипы и приемы политического общения и политического поведения людей. Политической субкультурой являются, например, политическая культура молодежи, политическая культура сельского населения, политическая культура женщин, политическая культура жителей регионов, политическая культура отдельных этносов и т.д. К политической субкультуре относится и политическая культура военнослужащих. Она характеризуется развитым политическим самосознанием этой социальной группы, ее интересом к политическим процессам и событиям, происходящим в стране и мире, поддержкой со стороны военнослужащих существующих институтов государственной власти, специфическим политическим поведением, определяемым социальным статусом и правовым положением военнослужащих.

Информация о работе Политическая психология