Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида. В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно - учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативних выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета роздана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Анкета:

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А — знает больше, чем я;

Б — все вопросы стремится решать сообща;

В — не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А — используют индивидуальный подход;

Б — создают условия для помощи со стороны других;

В — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А — знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В — помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А — некому помогать;

Б — не мешают при выполнении задачи;

В — остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А — я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б — мои усилия достаточно вознаграждены;

В — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А — каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б — каждый занят своим делом и не мешает другим;

В — каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А — Создают дух соперничества между учениками;

Б — не уделяют им достаточного внимания;

В — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А — возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б — возможность получения новой информации от других людей;

В — возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В — стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А — имел ко мне индивидуальный подход;

Б — создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б — чувствуешь себя ненужным в группе;

В — тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

Б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В — успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А — работать в коллективе, в котором применяются основные

приемы и методы совместной работы;

Б — работать индивидуально с преподавателем;

В — работать со сведущими в данной области людьми.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ». На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке даннях «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» — «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

1И + тЛ + пК,

где -количество «баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, т - «прагматическому»,

и - «коллективистическому», например: 4И + 6 Я + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистическое

коллективистическое

прагматическое

10Б

НА

12А

13В

14В

10В

11В

12Б

13Б

14

10А

11Б

12В

13А

14В


 

 

Приложение Д

Опросник школьной тревожности Филипса

Назначение: Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности,

связанной со школой у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–», если не согласны».

Текст опросника

1 Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2 Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить,

насколько ты знаешь материал?

3 Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4 Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь

урок?

5 Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6 Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении

нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7 Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8 Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому

что боишься сделать глупую ошибку?

9 Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10 Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11 Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12 Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13 Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14 Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15 Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16 Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17 Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18 Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19 Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20 Похож ли ты на своих одноклассников?

21 Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22 Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23 Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24 Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?

25 Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоїй работы будут сравниваться в классе с результатами твоїх одноклассников?

26 Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27 Боишься ли ты временами вступать в спор?

28 Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, корда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29 Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоїх друзей, что ты хочешь выслужиться?

30 Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31 Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32 Как ты думаешь, теряют ли расположение учителя те из учеников, которые не справляются с учебой?

33 Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34 Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35 Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36 Помогает ли твоя мама в организации школьных вечеров, как некоторые мамы твоих одноклассников?

37 Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38 Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39 Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40 Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41 Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42 Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается бать лучше их?

43 Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44 Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45 Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46 Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47 Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48 Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49 Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50 Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51 Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52 Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53 Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?

54 Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55 Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56 Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57 Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58 Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит тебя сделать задание

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста