Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе уделяется проблеме исследования коммуникативной сферы личности. Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений в социуме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Коммуникативная сфера как научная категория ………………………………...…5
Социально – психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………...…………………………….16
Коммуникативная сфера детей подросткового возраста ………………………...28
Выводы по первому разделу …………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Проблемы развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………………40
Программа диагностики коммуникативной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………….….48
Рекомендации социального педагога по развитию коммуникативной сферы
у детей подросткового возраста………………………………………………………..56
Выводы по второму разделу…………………………………………………..………..64
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…………72

Работа содержит 1 файл

Русина Анна курсовая 31-ЕСП.doc

— 893.00 Кб (Скачать)

на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов методики

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Соответствие факторов и номеров вопросов теста «Опросник

школьной тревожности Филипса».

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51,

52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

Σ вопросов = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

Σ вопросов = 11

3. Фрустрация потребности в

достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Σ вопросов = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45

Σ вопросов = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26

Σ вопросов = 6

6. Страх несоответствовать

ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22

Σ вопросов = 5

7. Низкая физиологическая

сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28

Σ вопросов = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с

учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

Σ вопросов = 8


 

Обработка результатов:

1) Для каждого испытуемого подсчитывается число несовпадений знаков («+» – Да, «–»

 – Нет) по каждому фактору, а также число несовпадений в процентах: < 50%; ≥50%; ≥75%.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Оценивается число несовпадений в процентах по каждому измерению для всего класса: 

< 50%; ≥50%; ≥75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по данному фактору - ≥50% и ≥75% (для всех факторов).

6) При повторных замерах представляются сравнительные результаты.

Ключ

Ключ к тесту «Филипса» («+» - да, «–» - нет):

1

-

19

-

37

-

55

-

2

-

20

+

38

+

56

-

3

-

21

-

39

+

57

-

4

-

22

+

40

-

58

-

5

-

23

-

41

+

   

6

-

24

+

42

-

   

7

-

25

+

43

+

   

8

-

26

-

44

+

   

9

-

27

-

45

-

   

10

-

28

-

46

-

   

11

+

29

-

47

-

   

12

-

30

+

48

-

   

13

-

31

-

49

-

   

14

-

32

-

50

-

   

15

-

33

-

51

-

   

16

-

34

-

52

-

   

17

-

35

+

53

-

   

18

-

36

+

54

-

   

 

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и так далее.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 Для примера в таблицеи16 приводятся эмпирические результаты авторов настоящего руководства, полученные при обследовании детей по методике Филипса.

Характеристики школьной тревожности

Среднее

Стандартное

отклонение

1.Общая тревожность в школе

2. Переживание социального стресса

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

4.Страх самовыражения

5.Страх ситуации проверки знаний

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

9.Общий индекс тревожности

10,4

3,8

4,4

 

3,1

3,5

2,0

 

1,5

 

2,9

 

31,5

5,7

2,2

1,9

 

1,8

1,8

1,4

 

1,5

 

1,5

 

14,7


 

 

Приложение Е

Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей

Порядок работы:

Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте «+», если же ваш ответ отрицателен (не согласны) - поставьте «-».

Следите, чтоб номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным.

При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними.

Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Обработка результатов:

1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (кк) и коэффициент организаторских (ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по «Коммуникативным Склонностям» (Кс) и «Организаторским Склонностям» (Ос) к максимально возможному числу совпадений (20) по формулам:

кк = Кс(х)/20;ко= Ос(х)/20.

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками в таблице.

Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10 - 0,45

0,45 - 0,55

0,56 - 0,65

0,66 - 0,75

0,75 - 1,00

0,20 - 0,55

0,56 - 0,65

0,66 - 0,70

0,71 - 0,80

0,81 - 1,00

1 низкий

2 ниж/ср

3 средн

4 выш/ср

5 высокий


 

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровень ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых возможно нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

 Текст опросника «КОС»

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

Информация о работе Особенности развития коммуникативной сферы у детей подросткового возраста