Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа
Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.
Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.
Задачи исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов
1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Специфика кризиса трех лет
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методологический замысел исследования
2.2.Когнитивный и качественный анализ данных
2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
3. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор./ Н.Р.Битянова – М.: Владос, 1998. – 340 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1988. – 312 с.
5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. – С. 23–36.
6. Венгер, Л.А. Психология. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – С. 239 – 249.
7. Выготский, Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский – СПб.: Союз, 1997. – 420 с.
8. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский - Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 327 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Просвещение, 1982. – С. 161–166.
10. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет./Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: Владос, 1992. – 245 с.
11. Годовикова, Д. Как измерить детскую любознательность? / Д.Годовикова // Семья и школа. – 1985. - № 10. - С. 27.
12. Гуськова, Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? / Т.Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С. 65-69.
13. Гуськова, Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет / Т.Гуськова // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. – С. 54
14. Ефимкина, Р.П. Детская психология. Методические указания. / Р.П. Ефимкина - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 98 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. / И.Ю.Кулагина – М.: Академия, 1997. – 145 с.
16. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. / Б.Ливехуд - Калуга, 1994. – 348 с.
17. Личность и личностный рост: Метод. рекомендации / Сост. Е. П. Кораблина. – СПб.: Питер, 1993. – 426 с.
18. Логинова, Н.И. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. / Н.И. Логинова – М.: Просвещение, 1978. – С. 156–173.
19. Люблинская, А.А. Детская психология. /А.А. Люблинская – М.: Владос, 1994. – 350 с.
20. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога./ И.Г. Малкина-Пых – М.: Владос, 2004. – 642 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина – М.: Академия, 1997. – 432 с.
22. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология./ Л.Ф. Обухова – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238–284.
23. Ольшанский, Д.В. «Я сам!» (очерки становления и развития детского «Я»). / Д.В. Ольшанский – М.: Знание, 1986. – 93 с.
24. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения. / С.Р. Пантилеев – М.: Владос, 1993. – с. 23
25. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
26. Психология./ Под. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 450 с.
27. Смирнова, Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова – М.: Владос, 2003. – 420 с.
28. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1996. - 336с.
29. Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка. / А.М.Фонарева – М.: Просвещение, 1987. – 420 с.
Протокол наблюдения № 1
Игровая деятельность
ФИО | Миронова Ольга Вадимовна |
Возраст | 3 г. 2 мес. |
Пол | женский |
Состояние здоровья | 2 группа здоровья |
Психо-физич. состояние на момент исследования | Удовлетворительное |
Дата | 02.02.10 |
Время проведения исследования | 16.00 |
Цель | исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности |
Ход исследования Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре. | |
Выводы Ребенок выполняет однообразные действия. Играет по инициативе взрослого. Сотрудничество в игре предметно-действенное. Внимание неустойчивое. | |
Анализ данных Происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. | |
Рекомендации Оказание ребенку помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта |
Протокол наблюдения № 2
Игровая деятельность
ФИО | Петренко Дмитрий Григорьевич |
Возраст | 3 г. 5 мес. |
Пол | мужской |
Состояние здоровья | 2 группа здоровья |
Психо-физич. состояние на момент исследования | Удовлетворительное |
Дата | 02.02.10 |
Время проведения исследования | 16.00 |
Цель | исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности |
Ход исследования Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре. | |
Выводы Действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний | |
Анализ данных Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. | |
Рекомендации Расширение представлений ребенка о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре |
Протокол наблюдения № 3
Игровая деятельность
ФИО | Елькин Иван Борисович |
Возраст | 3 г. 8 мес. |
Пол | мужской |
Состояние здоровья | 2 группа здоровья |
Психо-физич. состояние на момент исследования | Удовлетворительное |
Дата | 02.02.10 |
Время проведения исследования | 16.00 |
Цель | исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности |
Ход исследования Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре. | |
Выводы Играя, ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение | |
Анализ данных Происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений | |
Рекомендации Поощрение инициативы ребенка при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр |
Протокол наблюдения № 4
Игровая деятельность
ФИО | Романова Наталья Сергеевна |
Возраст | 3 г. 2 мес. |
Пол | женский |
Состояние здоровья | 2 группа здоровья |
Психо-физич. состояние на момент исследования | Удовлетворительное |
Дата | 02.02.10 |
Время проведения исследования | 16.00 |
Цель | исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности |
Ход исследования Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре. | |
Выводы Действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Несформированность произвольности поведения ребенка | |
Анализ данных Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. | |
Рекомендации Создание условий для проявления ребенком игровой активности в течение дня и др. |
Информация о работе Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста