Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.
Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов
1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Специфика кризиса трех лет
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методологический замысел исследования
2.2.Когнитивный и качественный анализ данных
2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

119 1 Особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста, доработка на 12.03.doc

— 810.00 Кб (Скачать)

3.                  Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор./ Н.Р.Битянова – М.: Владос, 1998. – 340 с.

4.                  Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1988. – 312 с.

5.                  Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. – С. 23–36.

6.                  Венгер, Л.А. Психология. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – С. 239 – 249.

7.                  Выготский, Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский – СПб.: Союз, 1997. – 420 с.

8.                  Выготский, Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский - Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 327 с.

9.                  Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Просвещение, 1982. – С. 161–166.

10.             Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет./Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: Владос, 1992. – 245 с.

11.             Годовикова, Д. Как измерить детскую любознательность? / Д.Годовикова // Семья и школа. – 1985. - № 10. - С. 27.

12.             Гуськова, Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? / Т.Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С. 65-69.

13.             Гуськова, Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет / Т.Гуськова // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. – С. 54

14.             Ефимкина, Р.П. Детская психология. Методические указания. / Р.П. Ефимкина - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 98 с.

15.             Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. / И.Ю.Кулагина – М.: Академия, 1997. – 145 с.

16.             Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. / Б.Ливехуд - Калуга, 1994. – 348 с.

17.             Личность и личностный рост: Метод. рекомендации / Сост. Е. П. Кораблина. – СПб.: Питер, 1993. – 426 с.

18.             Логинова, Н.И. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. / Н.И. Логинова – М.: Просвещение, 1978. – С. 156–173.

19.             Люблинская, А.А. Детская психология. /А.А. Люблинская – М.: Владос, 1994. – 350 с.

20.             Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога./ И.Г. Малкина-Пых – М.: Владос, 2004. – 642 с.

21.             Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина – М.: Академия, 1997. – 432 с.

22.             Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология./ Л.Ф. Обухова – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238–284.

23.             Ольшанский, Д.В. «Я сам!» (очерки становления и развития детского «Я»). / Д.В. Ольшанский – М.: Знание, 1986. – 93 с.

24.             Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения. / С.Р. Пантилеев – М.: Владос, 1993. – с. 23

25.             Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

26.             Психология./ Под. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 450 с.

27.             Смирнова, Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова – М.: Владос, 2003. – 420 с.

28.             Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1996. - 336с.

29.             Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка. / А.М.Фонарева – М.: Просвещение, 1987. – 420 с.

 


Приложение

Протокол наблюдения № 1

Игровая деятельность

 

ФИО

Миронова Ольга Вадимовна

Возраст

3 г. 2 мес.

Пол

женский

Состояние здоровья

2 группа здоровья

Психо-физич. состояние на момент исследования

Удовлетворительное

Дата

02.02.10

Время проведения исследования

16.00

Цель

исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности

Ход исследования

Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре.

Выводы

Ребенок выполняет однообразные действия. Играет по инициативе взрослого. Сотрудничество в игре предметно-действенное. Внимание неустойчивое.

Анализ данных

Происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

Рекомендации

Оказание ребенку помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта

 


Протокол наблюдения № 2

Игровая деятельность

 

ФИО

Петренко Дмитрий Григорьевич

Возраст

3 г. 5 мес.

Пол

мужской

Состояние здоровья

2 группа здоровья

Психо-физич. состояние на момент исследования

Удовлетворительное

Дата

02.02.10

Время проведения исследования

16.00

Цель

исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности

Ход исследования

Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре.

Выводы

Действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний

Анализ данных

Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка.

Рекомендации

Расширение представлений ребенка о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре

 


Протокол наблюдения № 3

Игровая деятельность

 

ФИО

Елькин Иван Борисович

Возраст

3 г. 8 мес.

Пол

мужской

Состояние здоровья

2 группа здоровья

Психо-физич. состояние на момент исследования

Удовлетворительное

Дата

02.02.10

Время проведения исследования

16.00

Цель

исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности

Ход исследования

Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре.

Выводы

Играя, ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение

Анализ данных

Происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений

Рекомендации

Поощрение инициативы ребенка при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр

 


Протокол наблюдения № 4

Игровая деятельность

 

ФИО

Романова Наталья Сергеевна

Возраст

3 г. 2 мес.

Пол

женский

Состояние здоровья

2 группа здоровья

Психо-физич. состояние на момент исследования

Удовлетворительное

Дата

02.02.10

Время проведения исследования

16.00

Цель

исследование проявления кризиса 3-х лет в игровой деятельности

Ход исследования

Наблюдение за игрой детей осуществлялось во время организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» с участием взрослого. Во время наблюдения фиксировалось отношение ребенка к выполняемой задаче, отношения со сверстниками. Разнообразие игровых задач, самостоятельность при постановке игровых задач, степень обобщенности игровых действий с игрушками, выразительность ролевых действий, содержательность ролевой беседы, взаимодействия детей в игре.

Выводы

Действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Несформированность произвольности поведения ребенка

Анализ данных

Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка.

Рекомендации

Создание условий для проявления ребенком игровой активности в течение дня и др.

Информация о работе Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста