Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.
Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов
1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Специфика кризиса трех лет
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методологический замысел исследования
2.2.Когнитивный и качественный анализ данных
2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

119 1 Особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста, доработка на 12.03.doc

— 810.00 Кб (Скачать)

3.                  Определить специфику кризиса трех лет.

4.                  Провести эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.

5.                  Сформулировать психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Гипотеза исследования: существуют разные типы развития дошкольника в кризисный период, различающиеся по уровню развития отдельных характеристик кризиса и степенью их влияния на развитие личности ребенка.

База исследования – ДОУ № 125, города Мурманска. Испытуемыми выступили дети, посещающие младшую группу. Общее количество испытуемых - 10 человек. Возраст испытуемых от 2,8 до 3,2 лет.

Изучение особенностей протекания кризиса трех лет осуществлялось с использованием комплекса методик.

1.                  Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения.

2.                  Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет.

3.                  В качестве дополнительных были использованы методы наблюдения, беседы.

Наблюдение – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Использовались следующие формы наблюдения:

1.      Наблюдения за детьми в игровой деятельности;

2.      Наблюдение за детьми в учебной деятельности;

3.      Наблюдение за детьми в общении со сверстниками.

1. Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения (Гуськова Т.В., Елагина М.Г.) [13, С. 54].

Подготовка исследования. Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструктор.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. - 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;

2) построить домик из деталей конструктора (без образца);

3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю - оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.

Обработка данных. Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осу­ществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней - 2 балла, при низкой — 1 балл.

Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Отмечают изменение количественных показателей от одной возрастной подгруппы к другой.

Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруппе. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка.

Обобщая полученные результаты, делают вывод о том, характерно ли для периода кризиса 3 лет появление такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения» (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

2. Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет (Гуськова Т.В., Елагина М.Г.)

Подготовка исследования. Подобрать картинки с изобра­жением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Состоит из рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через 3 фазы:

I фаза - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки.

II фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».

III фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.

Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях:

I ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;

II ситуация — отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку.

При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в I и II ситуациях.

Обработка данных. Сравнивают поведение детей в I и II ситуациях. Делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми.

 


2.2.Когнитивный и качественный анализ данных

 

Исследование особенностей проявления чувства гордости за собственные достижения по методике Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г. испытуемой группы детей показал следующие результаты.

Исследование первой серии задачи «собрать пирамидку, используя картинку-образец» показало, что в испытуемой группе высокий уровень у 30% испытуемых, средний уровень у 80% детей, у 20% низкий уровень (см. таблицу 1).

Таблица 1

Данные исследования первой серии задачи «собрать пирамидку, используя картинку-образец»

 

Уровень

Кол-во человек

%

Низкий уровень

3

20%

Средний уровень

5

50%

Высокий уровень

2

20%

 

Анализ таблицы указывает на преобладание среднего уровня в испытуемой группе (см. диаграмму 1).


Диаграмма 1

Соотношение уровней исследования первой серии задачи «собрать пирамидку, используя картинку-образец»

 

 

Исследование второй серии задачи «построить домик из деталей конструктора (без образца)» показало, что в испытуемой группе высокий уровень у 10% испытуемых, средний уровень у 40% детей, у 50% низкий уровень (см. таблицу 2).

Таблица 2

Данные исследования второй серии задачи «построить домик из деталей конструктора (без образца)»

 

Уровень

Кол-во человек

%

Низкий уровень

5

50%

Средний уровень

4

40%

Высокий уровень

1

10%

 

Анализ таблицы указывает на преобладание низкого уровня при выполнении данного задания в испытуемой группе (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Соотношение уровней исследования первой серии задачи «собрать пирамидку, используя картинку-образец»

 

 

Исследование третьей серии задачи «сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца)» показало, что в испытуемой группе высокий уровень у 10% испытуемых, средний уровень у 20% детей, у 70% низкий уровень (см. таблицу 3).

Таблица 3

Данные исследования первой серии задачи «сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца)»

 

Уровень

Кол-во человек

%

Низкий уровень

7

70%

Средний уровень

2

20%

Высокий уровень

1

10%

Информация о работе Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста