Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.
Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов
1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Специфика кризиса трех лет
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методологический замысел исследования
2.2.Когнитивный и качественный анализ данных
2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

119 1 Особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста, доработка на 12.03.doc

— 810.00 Кб (Скачать)

 

Анализ таблицы указывает на преобладание низкого уровня в испытуемой группе (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Соотношение уровней исследования первой серии задачи «сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца)»

 

Сравнение данных исследования по трем сериям показало, что с возрастанием самостоятельности уровень активности понижается (см. диаграмму 4).

 

Диаграмма 4

Сравнение данных исследования по трем сериям методики

 

 

Суммирование данных трех серий представлено в таблице 4.

Таблица 4

Данные трех серий исследований особенностей проявления чувства гордости за собственные достижения по методике Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г.

 

Исп.

1 серия

2 серия

3 серия

Общий результат

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

Оля М.

1

низкий

2

низкий

2

низкий

5

I уровень проявления активности

Дима П.

2

средний

3

средний

3

средний

8

II уровень проявления активности

Иван Е.

3

средний

2

средний

3

низкий

8

II уровень проявления активности

Наташа Р.

3

средний

3

средний

3

средний

9

II уровень проявления активности

Илья М.

5

высокий

2

низкий

2

низкий

9

II уровень проявления активности

Никита А.

1

низкий

1

низкий

1

низкий

3

I уровень проявления активности

Лиза М.

5

высокий

2

низкий

1

низкий

8

II уровень проявления активности

Гриша В.

7

высокий

6

высокий

6

высокий

19

III уровень проявления активности

Вика Л.

2

средний

1

низкий

1

низкий

4

I уровень проявления активности

Зорина Т.

3

средний

2

средний

2

низкий

7

I уровень проявления активности

 

На первом уровне активности находится 40% испытуемых, на втором 50% испытуемых, на третьем 10% детей (см. таблицу 5).

 

 

Таблица 5

Соотношение уровней методики исследование особенностей проявления чувства гордости за собственные достижения по методике Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г.

 

Уровни проявления активности

кол-во

%

I уровень проявления активности

4

40%

II уровень проявления активности

5

50%

III уровень проявления активности

1

10%

 

Сравнение данных показывает преобладание II уровня проявления активности (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5

Соотношение уровней методики исследование особенностей проявления чувства гордости за собственные достижения по методике Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г.

 

 

Качественный анализ полученных данных показывает, что преобладание II уровня проявления активности указывает на 100% принятие задачи детьми, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности. При выполнении задании отмечается некоторая целеустремленность в выполнении задачи, включенность в решение задачи. Однако при оценке взрослым уровня выполнения задания, отношение ребенка к выполненному заданию повышалось.

При отсутствии оценки со стороны взрослого ребенок искал оценки взрослого, к оценке взрослого относился к ней положительно. При наличии оценки она воспринималась ребенком положительно.

У детей, у которых получалось выполнить задание, показывали взрослому выполненную фигуру и отмечали, что «у них хорошо получилось». Дети, которые с заданием не справились, также искали знака взрослого. При отсутствии оценки взрослого у детей, которых не получилось задание, активность понижалась. Только у 10% испытуемых активность сохранялась до конца выполнения задания.

Исследование изучения отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет (Гуськова Т.В., Елагина М.Г.) дало следующие результаты. При положительной оценке среди детей отмечены следующие реакции, ориентировочные – 30%, двигательные – 20%, эмоциональные – 40%, рабочие – 10% (см. таблицу 6).

Таблица 6

Данные исследования отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет при положительной оценке

Реакция

кол-во

%

ориентировочные

3

30%

двигательные

2

20%

эмоциональные

4

40%

рабочие

1

10%

 

              При положительной оценке преобладают эмоциональные оценки детей (см. диаграмма 6).

Диаграмма 6

Соотношение данных исследования отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет при положительной оценке

При отрицательной оценке среди детей отмечены следующие реакции эмоциональные – 90%, рабочие – 10% (см. таблицу 7).

Таблица 7

Данные исследования отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет при положительной оценке

Реакция

кол-во

%

ориентировочные

0

0%

двигательные

0

0%

эмоциональные

9

90%

рабочие

1

10%

 

              При положительной оценке преобладают эмоциональные оценки детей (см. диаграмма 7).


Диаграмма 7

Соотношение данных исследования отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет при отрицательной оценке

              Сравнение данных при отрицательной и положительной оценке отмечено, что и там и там преобладают эмоциональные реакции, однако при положительной оценке отмечено наличие ориентировочных и двигательных реакция, тогда как при отрицательной оценке имеются только и эмоциональные и рабочие (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7

Соотношение реакций при положительной и отрицательной реакции экспериментатора

Таким образом, данные экспериментального исследования позволяют заключить, что существуют разные типы развития дошкольника в кризисный период, различающиеся по уровню развития отдельных характеристик кризиса и степенью их влияния на развитие личности ребенка. Это дает основание утверждать, что выдвигаемая гипотеза нашла свое подтверждение.

 

2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации

 

Анализ полученных данных показывает, что необходимо проявлять доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребенка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса, проявляют терпение и понимание, то ребенок достаточно быстро овладевает своим новым «я» и идет по пути дальнейшего развития своих возможностей и способностей. Иногда взрослые, боясь избаловать или пропустить безнаказанным неправильное поведение, упорно стараются сломить сопротивление и обнаруживают, что отстаивание ребенком своих намерений становится лишь более стойким и изощренным.

При чрезмерном ограничении самостоятельности ребенка, пренебрежении к его достижениям капризность, раздражительность и гневливость ребенка, бессмысленное противостояние взрослым усиливаются и закрепляются, приобретая характер истерик. Чрезмерно возбудимые дети в этот сложный период могут давать пугающую родителей картину эмоциональной бури с громким плачем, падениями на пол, а иногда и «закатываниями» вплоть до остановки дыхания.

Взрослому нужно понять, что конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. Их может быть только больше или меньше, но обойтись совсем без них не удастся. Поэтому не стоит требовать всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим, вы же не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека? К тому же подобная личность не может быть здоровой, так как постоянное «упрятывание» своих собственных потребностей и стремлений внутрь, тревожное стремление угадать мнение окружающих и поступить так, чтобы быть хорошим для всех, обязательно приводят к развитию неврозов.

Информация о работе Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста