Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.
Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов
1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Специфика кризиса трех лет
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методологический замысел исследования
2.2.Когнитивный и качественный анализ данных
2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

119 1 Особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста, доработка на 12.03.doc

— 810.00 Кб (Скачать)

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В возрасте 3-4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры — ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение [25, С. 47].

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение [29, С. 47].

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Ребенок 4-го года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли, желания, намерения. Ребенок не только воспринимает окружающий мир, но и пытается высказать свое мнение о происходящем. Постепенно приходит умение устанавливать связи между предметами и явлениями, и даже делать выводы. Возрастающая любознательность заставляет малыша задавать вопросы всем, кто находится рядом, и, таким образом, получать представление о разнообразных предметах и явлениях [15, С. 68].

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 г. достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых [8, С. 78].

К 3-4 годам ребенок знает о своей принадлежности к определенному полу и ясно различает пол окружающих его людей, хотя дети часто ассоциируют половую принадлежность со случайными внешними признаками – типа одежды, прически. Относительно своей половой идентификации у ребенка в этом возрасте имеются некоторые сложности. Это проявляется в том, что оценка ребенком степени своей маскулинности/ феминности затруднена неопределенностью детских поло-ролевых предпочтений, которые выясняются путем ответов на вопрос «Кем бы ты предпочел быть – мальчиком или девочкой?» и поведенческих «экспериментов», когда ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью.

Отличительной особенностью поведения ребенка 3-летнего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией: «А что мы сейчас увидим...!». Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки – то есть ребенок всем существом выражает свое переживание [11, С. 127].

Известный американский психолог X, Джайнотт отмечал важную психологическую особенность ребенка 3-летнего возраста – индивидуализм. Это закономерное, с его точки зрения, явление в развитии малыша, который не всегда испытывает чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку. Только постепенно, знакомясь с требованиями жизни в обществе людей, ребенок начинает соотносить свои поступки с этими требованиями.

В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми – в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове.

Однако у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении. Задача взрослых должна заключаться не только в том, чтобы развивать у малыша радостные эмоции. Помимо этого, необходимо так воспитывать ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции, как сострадание и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за свой плохой поступок.

В период от 2-х до 4-х лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания. Появляется пока еще наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть»,– с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание ребенком пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещенное действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. Так, к концу 3-го года жизни у ребенка имеется уже относительно богатая гамма эмоциональных переживаний [9, С. 161].

Начиная с 3-х лет количество конкретных страхов уменьшается: ребенок способен распознать степень опасности ситуации (лев на картинке уже не страшен). Начинается период символических страхов. Например, страх темноты в большей степени относится именно к символическим страхам. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена.

Конкретные страхи – эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.

При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога достаточно легко снимаются уговорами и объяснениями взрослого.

Примерно к 4 годам соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистические), у других, наоборот,– альтруистические, у третьих – направленные на достижение успеха. Разнообразные интересы ребенка также начинают приобретать относительную устойчивость. Вследствие всего начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка (Е. П. Ильин, 2000) [15, С. 68].

Таким образом, можно заключить, что ведущими достижениями в младшем дошкольном возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок

переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

 


1.3. Специфика кризиса трех лет

 

Анализ работ российских психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, К.Н.Поливанова, А.Л.Венгер, Т.В.Гуськова), посвященных изучению особенностей возрастного кризиса трех лет, позволяет рассматривать критические периоды как необходимые моменты развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух разнонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновения новообразования и преобразования социальной ситуации развития. В работах Д.Б. Эльконина подчеркивается необходимость изучения аффективно-потребностной сферы и развитие познавательных сил ребенка в их динамическом единстве [3, С. 57].

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день существует несколько пониманий внутреннего содержания кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам» (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев), системное образование «Я» (Л.И.Божович), «гордость за достижения» (Т.В.Гуськова), «субъективация новообразования, его превращение в субъектную способность индивида» (К.Н.Поливанова). Появление позиции «Я сам» по своему психологическому содержанию отражает и самостоятельность, и автономность ребенка как потребность отделиться от взрослых. В работе обоснован вывод о том, что в российской психологии «самостоятельность» и «автономность» рассматриваются как близкие, практически синонимичные понятия.

Анализ работ зарубежных психологов показал, что критические периоды как переходные изучены недостаточно, больше описываются стадии развития, а не сам механизм их смены (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Д.Брунер, Д.Левинсон). В возрастных периодизациях термин «кризис» и «сензитивный период» чаще используются как синонимы (З.Фрейд, Э.Эриксон, Г.Крайг). Применяемый термин «переходный период» (стадия) не всегда связывается с хронологическим возрастом (А.Каспи, Н.Кантор, П.Хейманс).

Впервые кризис трех лет исследовала Э.Келлер, которая обратила внимание на существенные сдвиги в эмоционально-волевой сфере ребенка в этот период. В теории З.Фрейда на анальной стадии (1-3 года) интенсивно развивается «Я», появляется чувство собственности. По мнению Э.Эриксона, ключевой проблемой развития в раннем возрасте на мышечно-анальной стадии (1,5-4 года) является альтернатива автономии и неуверенности, разрешение которой неизбежно отражается на всем дальнейшем развитии ребенка [1, С. 41].

Теоретический анализ различных подходов к изучению самостоятельности в период кризиса трех лет позволяет прийти к выводу о том, что описываемая в российской психологии тенденция к самостоятельности, относимая к 2-3 годам, в зарубежных теориях соотносится с более ранним возрастом (16-18 месяцев) и связывается с формированием личностной автономности (А.Маслоу, Э.Эриксон), самости (А.Адлер, К.Юнг, Г.Олпорт), константности объекта (Х.Хартманн, В.Тэхке, Х.Когут) или возникновением ощущения собственного «Я» (М.Малер) [6, С. 239].

Несмотря на большое количество рядоположных понятий и различное понимание автономности (как врожденного физиологического или психического процесса), многими зарубежными авторами потребность в автономности рассматривается как одна из ключевых потребностей ребенка в раннем детстве, которая в дальнейшем позволит ему стать полнофунционирующей, уникальной и неповторимой личностью. Большинство зарубежных исследователей рассматривают возросшую амбивалентность, негативизм, вспышки капризности в раннем детстве как внешнее проявление возникающего интрапсихического конфликта между желанием индивидуации, независимости и самоконтроля, с одной стороны, и желанием по-прежнему радовать мать, чтобы сохранить ее любовь, с другой.

Л.С. Выготский выделяет три общих особенности таких периодов [7, С. 23].

1. Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы - трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.

Информация о работе Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста