Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе — цветок,

Его листья повисли.

Грустит он...

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым  конем,

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы-заботы:

«Вернусь —

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь

Веселое чудо -

Ковер засверкал, засияла  посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»

(С. Погореловский)

 

- А вы делаете добрые  дела родным? Расскажите о своем  добром деле. (Каждому ребенку  предлагается взять лепесток  из корзины и рассказать о  своем поступке. Фея собирает  лепестки в цветок.)

— Вот какой красивый цветок вежливости получился у нас.

- Дети, ваша семья —  это самое дорогое, что есть  у вас на свете. Ее надо  любить и беречь. Семьи бывают  разные — большие и маленькие. (Фея с детьми рассматривают  на стенде фотографии и рисунки.) Главное, в ней живут любящие,  заботящиеся друг о друге люди.

- Какие вы молодцы,  помогаете своим родным. Ну просто  волшебники!

- Дети, часто бывает так,  что мама уставшая приходит  после работы домой? Замечаете  ли вы это? Замечаете ли вы, что у мамы грустные глаза?  Что можно сделать приятного  для мамы? Как вы сможете утешить,  успокоить свою маму? (Фея предлагает  лекарство от грусти и слез.)

 

Если в доме кто-то плачет,

Вы ему скажите, что 

Ходит ежик по лесу,

Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет,

А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою 

Завтра тоже в лес пойдем

И такую барабульку

Обязательно найдем.

 

—Вы настоящие помощники  у мамы. А вот есть такие дети, которые не замечают, что маме тяжело, что она устала, что ей надо помочь.

- Вот эти дети. Узнаете  их? (Фея обращает внимание детей  на иллюстрации к сказке «Кукушка».)

Беседа по иллюстрации:

- Какое настроение у  детей? Что они делают? Чем занята  мама? Что же произошло?

- Дети, посмотрите внимательно  на иллюстрации. Они черно-белые.  Давайте сделаем их цветными, подберем нужный цвет фона. Необходимо  учесть, что желтый, голубой, зеленый  означают радость; красный —  опасность; серый, черный —  печаль. (Дети называют цвета красок, которыми можно раскрасить фон  иллюстраций.)

- А теперь, волшебники, вы  должны показать свое волшебство. Представьте, что мы с вами  находимся в одной семье. (Распределение  ролей: мама и дочка.)

- Уставшая мама пришла  с работы, дочке необходимо поднять  настроение: рассказать веселое  стихотворение, обнять маму, сказать  теплые слова...

- Вы прекрасно справились  с заданием. А есть такие дети, которые огорчают маму. Послушайте, какая история произошла с  одним из таких детей:

 

Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дому вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу,

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу...

Возьму я мешок за плечи.

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду я строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдет много  лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит!

(Э. Мошковская)

 

- Как вы думаете, чем  так сильно мальчик обидел  маму? Жалеет ли он, что так  поступил? На что он надеется? Давайте попробуем с помощью  мимики изобразить эту историю. (Стихотворение читается еще раз.)

Фея:

- Вы сегодня много добрых  дел совершили. Спасибо вам.  Теперь настало время отдохнуть. (Предлагает детям игру «Насос  и мяч». Распределяют роли: Фея  - «насос», дети - «мячи». Сначала  «мячи» стоят, обмякнув телом  на полусогнутых ногах, корпус  наклонен вперед, голова опущена.  Когда «насос» начинает надувать  «мячи», дети начинают распрямляться.)

 

ЗАНЯТИЕ № 11

 

Цель: закрепить у детей  доброжелательное отношение к близким (сочувствие и сопереживание к  маленьким детям).

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»; лепестки волшебного цветка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассказа Л. Стрелковой «Данила и  малыш».

Методы и приемы: игра, направленная на создание психологического микроклимата; рассматривание иллюстраций; проигрывание ситуации; ТРИЗ (сказка-перевертыш); игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель  предлагает игру «Снежный ком». Цель: воспитать  гуманное отношение детей друг к  другу посредством осознанного  использования имен.

Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий имя второго, первого и свое и  т.д. Можно прибавить какое-то качество (Коля — веселый, нежадный...).

Появляется Фея, Она обращается к детям:

- Дети, сегодня мы с  вами отправимся в сказку. А  в какую, сейчас вы узнаете. (Внимание детей обращается на  стенд с иллюстрациями.)

- Как называется сказка? Какие главные герои здесь  изображены? Кто украл братика  у сестрицы Аленушки? Легко ли  было ей спасти братца? С кем  она встретилась на своем пути? Какой была девочка? Как она  вела себя, как отвечала печке,  яблоньке, реченьке? Как нужно было  поступить девочке, чтобы быстрее  найти братца? Правильно: если  бы девочка была вежливой, приветливой,  то она быстро нашла бы своего  брата.

- Дети, мы нашли волшебное  зеркало. С его помощью в  сказке произошла путаница: добрые  герои ее стали злыми, а злые, наоборот, добрыми. Интересно, что  же произойдет? (Дети сочиняют  сказку-перевертыш.)

- А теперь надо оживить  наши иллюстрации, давайте подберем  каждой из них определенный  цвет. Какое чувство каждая иллюстрация  у вас вызывает? (Дети подбирают  цвет к иллюстрациям в соответствии  с чувствами.)

- В любой сказке добро  всегда побеждает зло. А вы, добрые волшебники, тоже можете  сделать чудо для своих младших  братьев и сестер.

— Как зовут их, как  вы заботитесь о них? Как вы утешаете их, когда они чем-либо расстроены? А хотите ли вы узнать, как Карлсон  успокоил малышку?

«Вдруг где-то поблизости раздался громкий плач грудного младенца. Малыш еще раньше слышал, что кто-то плакал, но потом плач прекратился. Видимо, ребенок на время успокоился, а сейчас снова принялся кричать. Крик доносился из ближайшей мансарды и звучал жалостно и одиноко.

- Бедная малютка! - сказал  Малыш. - Может быть, у нее болит  живот.

— Это мы сейчас выясним, - отозвался Карлсон... Он подошел  к кроватке, в которой лежал  ребенок, и пощекотал его под  подбородком своим толстеньким  указательным пальцем.

— плюти-плкуги-плют! — сказал он шаловливо, затем, обернувшись к  Малышу, объяснил: -- Так всегда говорят  грудным детям, когда они плачут.

Младенец от изумления  на мгновение затих, но тут же разревелся с новой силой.

- Плюти-нлюти-нлют! — повторил  Карлсон... Но закончить ему не  удалюсь, так как ребенок опять  заплакал.

- Плюти-плюти-шпот! — раздраженно  прорычал Карлсон и стал трясти  девочку. - Слышишь, что я тебе  говорю? Плюти-плюти-шпот! Понятно?

Но девочка орала во- всю глотку, и Малыш протянул к  ней руки.

- Дай-ка я ее возьму, — сказал он...

- Не плачь, маленькая!  —-сказал Малыш. -- Ты ведь такая  милая...

Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей  беззубой улыбкой и что-то тихонько залепетала».

- Какие же слова утешения  использовал Карлсон?

- Вспомните, как утешал  малыша Данилка? (Он стал вместе  с ребенком петь песню, для  того чтобы его отвлечь.)

- А у вас есть любимая  песня?

- Успокоить можно не  только песней, но и при помощи  рисунка. Дети, попробуйте после  нашей встречи нарисовать такой  рисунок, глядя на который было  бы весело не только вам,  но и вашим родным.

Фея :

- Вот и подошла к  концу наша встреча. Давайте  с вами отдохнем. (Предлагает игру  «Каждый спит».)

Фея произносит:

На дворе встречает  он Тьму людей, и каждый спит: Тот  как вкопанный сидит, Тот не двигаясь идет, Тот стоит, раскрывши рот.

(В.А. Жуковский)

Фея подходит к фигурам  детей, застывшим в разных позах. Она пытается их разбудить, беря за руки,

Фея прощается с детьми.

 

ЗАНЯТИЕ № 12

 

Цель: обучить детей адекватному  поведению- в конфликтной ситуации; воспитать гуманное отношение у  детей друг к другу — не унижать  достоинство другого.

Материал и оборудование: шапочки врача на каждого ребенка; изображения-иллюстрации детей («Якалка», «Плакса», «Замарашка», «Злюка»); волшебная  палочка; иллюстрации с изображениями буквы «я», слез, хаотичных пятен; иллюстрация черного цвета.

Предварительная работа: чтение рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».

Методы и приемы: игра на создание благоприятного психологического микроклимата; прием ТРИЗ (цепочка  слов); проигрывание ситуации; игровое  упражнение, направленное на воспитание гуманного отношения друг к другу.

Ход занятия: воспитатель  предлагает игру «Комплимент». Цель: помочь детям увидеть свои положительные  стороны и почувствовать, что  каждый из них принимаем и ценим  другими детьми.

Дети становятся в круг. Воспитатель:

— Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе...», — а дальше скажите, что вам нравится в вашем  товарище (особенности внешнего вида, характера).

Появляется Фея. Она обращается к детям:

- Здравствуйте, дети! Помогите  сегодня мне вылечить больных.  Я сейчас вас превращу в  докторов. (Взмахнула волшебной палочкой.) Вы знаете, что доктора лечат  больных, выписывая им определенные  лекарства. Вот и вам нужно  будет потрудиться: установить, что  беспокоит пациентов и выписать  им рецепты. А «больные» у  нас необычные. Они боятся прийти  на прием. Но у нас есть  телевизор, и на его экране  будут появляться опознавательные  знаки, при помощи которых можно  узнать диагноз больных. (Выставляет  на экран большую букву «Я».)

— Вот и первый пациент. Его зовут Сережа. Больной жалуется на то, что дети с ним не играют, его не любят, а постоянно дразнят  вот так:

«Наша утка — крякалка, А  Сережа — Якалка».

Всем все время говорит: «Я сумею, я смогу, Я быстрее пробегу».

Фея :

- Доктора, вы догадались, что это за больной? Посмотрите, что появилось на экране? (Буква:  «Я» означает, что этот мальчик  постоянно хвастается,) Давайте поможем  ему, ведь он и не догадывается, почему с ним дети не дружат. Давайте выпишем ему рецепт  на лекарство. Как оно у нас  будет называться? Назовите слово,  противоположное слову «хвастовство»,  — «скромность».

- Вот стучится следующий  больной, кто же он? (На экране  телевизора лист бумаги, на котором  изображены кляксы.)

- Это замарашка Кирилл. Он так же, как и Сереж^ («Якал-ка>>), жалуется на то, что ребята  его дразнят, а почему, он не  знает. А дразнят его вот  как:

Замарашка Кирилл Месяц в  баню не ходил, Столько грязи, столько  ссадин! Мы на шее лук посадим.

— Давайте и ему выпишем  рецепт. Какое лекарство вы ему  пропишите? Назовите слово, противоположное  по значению слову «неряшливость», - «аккуратность». (Снимает лист бумаги с экрана.)

- Больные идут друг  за другом. Вот следующий больной. (На листе бумаги изображены  капельки слез.) Он только и  знает: чуть что, сразу плачет. С ним так же, как и с предыдущими  больными, не хотят играть дети  и его постоянно дразнят:

 

Плакса, вакса, гуталин

Проглотил горелый блин.

 

- Это, наверное, очень  тяжелый больной. Давайте поскорее  выпишем ему рецепт. Как будет  называться лекарство? Подберите  слово, противоположное слову  «печаль», -- «радость».

- Доктора, посмотрите  на экран телевизора, он ничего  не показывает. Странно, на нем  только лишь один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой  степени болезни.

- Оказывается, этого больного  зовут «Злюка». У него постоянно  плохое настроение, и он всегда  говорит другим только плохие  слова.

- Дети, а вы знаете, что  «черные» слова пачкают нашу  речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто  ругается. Вот какой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство  и для него, и для тех, кого  он обижает, ведь они тоже  страдают.

- Сначала давайте представим  этого «Злюку», какой он? (некрасивый, без улыбки...; ему кажется, что  и вокруг люди становятся драчливыми  и злыми). Давайте попытаемся изобразить  мимикой это лицо.

- Теперь пропишите ему  лекарство. Что нужно предпринять  в первую очередь? (Улыбнуться, извиниться.)

- Всегда ли мы умеем  вовремя извиниться? Вы знаете  историю про индуса и слона.  Как поступил хозяин? Каким образом  слон спас хозяина? Понял ли  хозяин, что был не прав по  отношению к слону? Что он  сделал? Правильно, ребята, хозяин  понял, что был не прав, и  извинился — он отдал хлеб  слону.

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми