Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35
- А вы, мои помощники,
всегда ли во время
- Что вы посоветуете тем людям, которые страдают от «Злюки», расстраиваются, плачут или жалуются на него другим?
- Я думаю, что им
нужно достойно ему ответить,
вот так: «Кто как обзывается,
тот так и называется».
- Уважаемые доктора, наверное,
и с вами бывает такое, что
вы обзываете кого-то, дразните. Часто
это бывает тогда, когда у
вас плохое настроение. Пока вы
в таком настроении, то дружбы
и радости не может быть, так
как все вокруг будут
- А с вами бывает
такое, когда вам хочется кого-
- Встаньте широко расставив
ноги, сильно обхватите себя руками,
в таком положении, попробуйте
не сходить с места и
- К нам обращаются за советом больные, которые не могут вести себя хорошо по отношению к другим: они дерутся, оскорбляют...
— Как им помочь?
- Сейчас мы проиграем с вами такую ситуацию. Один ребенок должен изобразить, что он играет с игрушкой, другой ребенок должен подойти к нему и начать мешать ему, отбирать игрушку. (Дети проигрывают ситуацию.)
- Как вы думаете, как
поступит ребенок, у которого
отнимают игрушку? В этом
— Как вы думаете, как будет вести себя ребенок после пилюли «Буратино»? (Расплачется, обидится, побежит жаловаться взрослым.)
- А после пилюли «Папа
Карло» как поведет себя
— После пилюли «Карабас-Барабас» как поведет себя ребенок? (Он может нагрубить, затеять драку.)
— А вы, мои помощники, как ведете себя в таких ситуациях? Назовите сказочного героя.
- Вы сегодня славно
потрудились. Всем выписали
Фея предлагает игру «Волны».
- Вы любите, наверное, купаться
в речке, в пруду, в море.
Почему? Наверное, в море обычно
бывают большие волны, они
Фея прощается с детьми.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Цель: закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности); совершенствовать умение использовать неречевые средства общения (мимику, жесты, пантомимику); воспитать дружеские отношения в группе детей.
Дети заходят, осматриваясь по сторонам, в зал и останавливаются в центре, звучит музыка. В самом центре стоит Фея.
Фея :
- Здравствуйте, дети! Вы, наверное,
очень хотите узнать, куда вы
попали. Вы находитесь в волшебной
стране, Стране Вежливости. А я
здесь хозяйка, зовут меня Фея-
Дети:
Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день,
Только выйдем за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу:
«С добрым утром!» — мы кричим.
«Добрый день!» — кричим мы вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаем
Всех домой спешащих к чаю.
Фея:
— Вот какие вы молодцы! А в группе вы дружно живете? Вы, наверное, и друг с другом вежливо разговариваете? (Дети поют «Песенку друзей».)
Фея :
— Вы мне очень понравились. Дружно и весело вы живете. А теперь располагайтесь так, чтобы вам было удобно. (Дети садятся на стульчики.)
Фея :
- Дети, у нас беда! Злой
волшебник Группи-Группи Ян
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо),
Мальчик вежливый и грамотный
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
А во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
Фея :
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Опять волшебные слова появились на своем месте. А теперь вам необходимо расколдовать наших животных. Злой волшебник превратил их в картинки, вот такие. (Показывает и раздает их детям.) Вам нужно их оживить, а я вам подскажу особенности каждого из них (грустного пингвина, встревоженного кота, радостного кролика, хмурого орла, разгневанного поросенка).
(Дети изображают мимикой и пантомимикой животных.)
Фея :
- Вы и с этим заданием хорошо справились. Звери ожили. Ребята, слышите? Что это за странные звуки? Да ведь это сам Группи-Грушш Ян пришел к нам. Наверное, ему не нравится то, что вы снимаете его страшные заклятия.
Злой волшебник:
- Это кто хозяйничает здесь? Опять добренькая Фея. А это еще кто? (Обращается к детям.)
Фея :
- Это мои помощники, дети из детского сада, самые веселые, дружные и вежливые. Они помогают мне разрушить твое колдовство.
Волшебник:
- Ну, это мы еще посмотрим.
Фея:
— Дети! Теперь нам нужно вернуть веселую музыку. А для этого необходимо мальчикам подойти к девочкам, обратиться к ним по имени, подать руку, заглянуть в глаза и вежливо пригласить на танец. Если вы с этим справитесь, то обязательно зазвучит веселая музыка. (Дети исполняют танец «польку».)
Фея :
— Дети, вы и с этим заданием успешно справились. И приглашаете, и танцуете вы красиво. (Злой волшебник огорчен, щиплет себя за бороду.) Теперь веселая музыка всегда будет звучать всегда в нашей стране. (Детский оркестр исполняет музыкальное произведение.)
— А теперь нужно расколдовать детей нашей страны, превратить их из невоспитанных в вежливых. Это чудо произойдет, если вы им дадите вредные советы.
Колдун:
- Вот это здорово! Вот это по-моему! Молодцы, дети, вы мне понравились. (Инсценировка стихотворения.)
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула Тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
Фея :
- Молодцы дети! Посмотрите,
как переживает злой волшебник,
Фея:
- Дети, смотрите, что стало
со злым волшебником: он
— Вы просто волшебники. (Дети
читают стихотворение «Просто
Дети:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе — цветок,
Его листья повисли.
Грустит он...
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем,
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь —
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо
С уборкой возиться опять».
И ты совершаешь
Веселое чудо —
Ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
«Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!»
Фея:
- Дети, спасибо вам! Вы
сумели победить злого
Фея :
- А на прощание я каждому из вас подарю пропуск для того, чтобы вы всегда помнили о моей стране и в любое время смогли прийти ко мне в гости.
Задания на дом.
1 задание:
«В поисках сокровищ».
Почти все дети – и мальчики, и девочки – обожают путешествия и приключения Играем мы в нее раз в пару месяцев, и ребенок с нетерпением ждет каждого нового «похода».
Для начал возьмем два листа бумаги и… собственно, сами сокровища. На одном листе напишем от руки (или напечатаем на принтере) «старинным» почерком (в «Ворде», например, есть специальные шрифты) письмо. «Я – капитан Черная Борода. Меня настигли испанцы, поэтому я спрятал свои сокровища и нарисовал карту. Бесценный клад закопан там, где стоит крестик!». На втором листе рисуем карту. Не рекомендую слишком вдаваться в детали, обозначьте самые крупные объекты: ваш дом, детскую горку, песочницу и т. д.
Бумагу можно искусственно «состарить» – измять, обуглить уголки огнем, сделать пару дырок (от пиратских пуль или индейских стрел – в зависимости от сюжета игры). Ну, а в качестве сокровищ подойдет все что угодно – обычная мелочь, бижутерия.
Если есть ненужная шкатулка – убираем сокровища туда, если нет - подойдет бумага или полиэтилен. Выходим на улицу и неглубоко закапываем клад, осенью можно просто забросать его листьями. Желательно поставить ориентир , чтобы самим не забыть. И попросите кого-нибудь присмотреть за местом, пока вы сходите домой за ребенком, поскольку случайные свидетели «захоронения» могут выкопать сокровища раньше малыша.
А дальше все просто – двигаемся по ориентирам на карте и в конце концов показываем ребенку (если он сам не догадывается) на крест. Попутно можно «сражаться с пиратами», загадывать загадки – тут уж фантазии нет границ! В итоге малыш, вооружившись лопаткой, делает пару движений лопаткой – и сокровище наше. Море эмоций гарантирую.
2 задание
Цель: помочь ребёнку легко находить общий язык со взрослыми, уметь объяснять и отстаивать свою точку зрения, приходить на помощь родителям.
Ход игры: всей семьёй сочинить концовку стихотворения и сказки зарание подготовленной педагогами.
В процессе игры родители не должны забывать что главную роль в сочинении нужно оставить детям, что бы они не только раскрылись творчески но и почувствовали что имеют перед вами небольшое преимущество.
3 задание
Рисунок стен газеты «Мы самые дружные!»
Приложение 5
Таблица 4
ФИО |
Выбор |
Объяснение |
Слова |
Баллы |
Уровень |
Карпова Полина |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
Косенко Лёша |
3 |
3 |
2 |
3 |
Высокий |
Косенко Ира |
3 |
2 |
3 |
3 |
высокий |
Кривошеев Илья |
3 |
2 |
2 |
2 |
средний |
Кузнецова Милана |
3 |
3 |
2 |
3 |
высокий |
Куимова Настя |
3 |
2 |
2 |
2 |
средний |
Молчанов Данил |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
Панкратов Матвей |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
Сергиенко Лотос |
3 |
2 |
2 |
2 |
средний |
Софина Настя |
3 |
2 |
2 |
2 |
средний |
Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми