Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Я провела свою опытно – экспериментальную работу в  этом направление разработав задания  на дом и занятия которые помогли  раскрепоститься не только детям  но и взрослым, игры помогли взрослым понять и услышать их детей, а детям быть более открытыми со взрослыми.

Благодаря проведённой  работе была полностью охвачена цель данной работы, решены задачи и доказана гипотеза и всё это было сделано без отклонения от объекта  и предмета этой работы, а так же в соответствии с методами данной работы.

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984
  2. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
  3. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983
  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
  6. . М., “ЦПП”, 1997
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
  8. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
  9. Эриксон Э. Детство и общество. Спб. , Ленато АСТ, 1996
  10. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
  11. 11  .Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.
  12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
  13. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.
  14. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
  16. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
  17. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.
  18. Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,1990.
  19. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
  20. Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М.,1964.
  21. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. - М.,1976.
  22. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.-Л.,1930.
  23. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.
  24. Смирнова Е.О.  Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  25. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  26. Бодолев А.А. Личность и общение // - М.: Педагогика, 1983 – 272с.
  27. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология // - М.: Просвещение, 1988, с.148-161
  28. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие – М.: А.П.О., 1996 – 102с.
  29. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии, 1984, №1.
  30. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983
  31. Залысина И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками// - М., 1985.
  32. Залысина И.А. Особенности общения со взрослым и сверстниками у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания// Вопросы психологии, 1992г.

Приложение 2

Таблица 2

ФИО

Выбор

Объяснение

Слова

Баллы

Уровень

Карпова Полина

3

2

2

2

Средний

Косенко Лёша

3

3

2

3

Высокий

Косенко  Ира

3

2

3

3

высокий

Кривошеев Илья

1

1

1

1

низкий

Кузнецова Милана

1

2

1

1

низкий

Куимова Настя

2

2

1

2

средний

Молчанов Данил

2

3

2

2

средний

Панкратов Матвей

3

3

3

3

высокий

Сергиенко Лотос

1

1

1

1

низкий

Софина Настя

1

2

1

1

низкий


 

График 1

 

 

Приложение 3

Таблица 3

ФИО

Родители

Воспитатели

Баллы

Уровень

Карпова Полина

2

2

2

Средний

Косенко Лёша

3

3

3

Высокий

Косенко Ира

2

2

2

средний

Кривошеев Илья

2

1

1

низкий

Кузнецова Милана

2

1

1

низкий

Куимова Настя

1

1

1

низкий

Молчанов Данил

3

2

2

средний

Панкратов Матвей

3

3

3

высокий

Сергиенко Лотос

1

1

1

низкий

Софина Настя

1

2

1

Низкий


График 2

График 3

 

Приложение  4

Комплекс занятий

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: познакомить детей  с тем, что можно общаться без  слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Методы и приемы: игра, направленная на раскрепощение детей; беседа; проигрывание ситуации; игровое  упражнение; игра, направленная на воспитание гуманных отношений.

Ход занятия: воспитатель  предлагает детям игру «Ласковое  имя».

Цель: способствовать раскрепощению  детей; воспитывать гуманное отношение  между детьми благодаря осознанному  отношению к своему имени и  к имени другого.

- Вспомните, как вас  ласково зовут дома, вы будете  бросать мячик друг другу, и  тот, к кому он попадет, должен  назвать одно или несколько  ласковых своих имен. Когда все  произнесут свои имена, нужно  бросить мяч тому, кто вам в  первый раз бросил и назвать  его ласковое имя.

Появляется Фея (воспитатель  или кукла).

Воспитатель:

- Дети, кто это к нам  пришел? Давайте спросим, как ее  зовут?

- Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам.  Она чем-то расстроена, посмотрите  на ее печальное лицо. Наверное, ее кто-то обидел. Как же нам  узнать? (Фея руками и мимикой  показывает, как злой волшебник  ее заколдовал, и теперь она  не может разговаривать.)

- Нам совсем непонятно.  Дети, покажите, что вы гостеприимны. Давайте сначала предложим ей  отдохнуть с дороги, пригласим  к столу, нальем чаю, покажем  ей группу. Но сделать это надо  так, чтобы ей было все ясно, т.е. без слов. (Дети с помощью  мимики и жестов общаются с  Феей.)

- Дети, посмотрите, все-таки  опять наша гостья печальная.  Давайте ее развеселим: изобразим  животных, попытаемся рассказать  стихи без слов («Наша Таня  громко плачет», «Бычок»).

- Посмотрите, незнакомка  улыбнулась.

Фея:

- Здравствуйте, дети! Я Фея-Здравствуйте, хозяйка Страны Вежливости. Злой  волшебник заколдовал меня так,  что я перестала разговаривать.  А вы мне помогли справиться  со злыми его чарами, так как  вы попытались разговаривать  со мной. Оказывается, и без  слов можно понимать друг друга.  Трудно было вам разговаривать  со мной? Что в разговоре вам  помогало? (Движения рук, лица, тела.)

- Правильно, дети, очень  многое можно сказать при помощи  движений рук, лица, тела. А теперь  попробуйте отгадать то, что я  хочу вам сказать.

Фея:

- здоровается за руку  с ребенком;

- подносит к губам палец  (знак молчания);

- грозит пальцем;

- аплодирует, сидя на стуле;  печально машет рукой.

Фея:

- Молодцы, вы все отгадали. Вот, оказывается, как бывает, я не произнесла ни слова,  а вы меня все равно поняли.

- Дети, а как вы думаете,  с кем можно и удобно так  разговаривать? (С человеком, у  которого сильно болит зуб,  с глухим человеком, с человеком,  который находится на большом  расстоянии). А вам когда-нибудь  приходилось с кем-либо так  разговаривать?

- Хотите так поговорить  друг с другом? (Дети становятся  напротив друг друга и выполняют  игровое упражнение «Через стекло».)

- Представьте, что между  вами толстое стекло, оно не  пропускает звука. Одной группе  детей нужно будет показывать (Фея каждому ребенку говорит  на ухо, чтобы он показал  «Ты забыл надеть шапку», «Мне  холодно», «Я хочу пить...»), а другой  группе отгадывать то, что вы  увидите.

Фея:

— Дети, вы мне очень понравились. В конце нашей встречи я  хочу вам преподнести подарок. (При  помощи мимики и жестов изображает, как разрезает большой пирог  и угощает кусочком пирога каждого  ребенка.)

Воспитатель:

— Дети, давайте, и мы сделаем  приятное нашей гостье. Преподнесем  ей подарки. Но этот подарок нужно  изобразить при помощи выражения  своего лица и движений своего тела. (Дети изображают подарок.)

Фея:

— Спасибо вам за ваши подарки. Если хотите, я к вам буду прилетать и рассказывать о нашей  стране Вежливости. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, внимательными  друг к другу и к вашим близким.

ЗАНЯТИЕ № 2Цель: обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Материалы и оборудование: запись песни Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», ларец (шкатулка) с тремя «замками»; запись музыки «Колыбельная»; эскиз дома, окна которого имеют цвет, соответствующий имени  каждого ребенка (см. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имен. -- Нижний Новгород, 1997. -- 656 с.).

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Методы и приемы: игра, направленная на раскрепощение; проигрывание ситуации; игровые упражнения; этюд на расслабление организма.

Ход занятия: воспитатель  предлагает игру «Море волнуется». Цель: помочь детям владеть своим  телом.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит считалку:

- Море волнуется раз,  море волнуется два, море волнуется  три: морская фигура, замри. (Дети  замирают, изображая обитателей  моря. Водящий должен отгадать.)

Появляется Фея.

- Здравствуйте, дети. Я снова  прилетела к вам из своей  страны Вежливости. И в этот  раз я к вам обращаюсь за  помощью. Мне необходимо открыть  вот этот ларец (показывает  шкатулку), который закрыт на три  волшебных замка. Ключи от них  давно потеряны. Они отмыкаются  сами лишь тогда, когда мы  раскроем три тайны обращения  друг к другу. Хотите помочь  мне? (Да.)

- Для того чтобы что-то  сказать друг другу, сначала  нужно улыбнуться. Возьмите друг  друга за руки и молча, глядя  друг другу в глаза, подарите  самую добрую, какая у вас есть, улыбку.

- Дети, как вы называете  друг друга при обращении? (По  имени.)

А что вы знаете про свое имя? Почему вас так назвали, в  честь кого? А как называют вас  родные? Что означает ваше имя? Фея  знакомит детей с тем, что у  каждого существуют тезки - великие  люди, что одно и то же имя по-разному  звучит в разных странах; знакомит со значением имен, говорит, что у  каждого имени есть цвет. Например, Александр - защитник людей, цвет имени - голубой; этим именем были названы  полководцы Македонский, Суворов, великий  русский поэт Пушкин, множество русских  царей. Галина — спокойная, цвет имени  – лиловый, характер - трудолюбивая, упорная, добрая; этим именем названа  великая русская балерина Уланова.

Фея :

- Дети, для вас я принесла  подарок - вот такой дом (показывает), в котором для каждого из  вас есть место. Посмотрите, его  окна окрашены в разные цвета.  Цвет каждого окна соответствует  цвету вашего имени. После того  как я улечу, попробуйте нарисовать  себя («автопортрет») и эти рисунки  поместите в этот домик.

- А теперь давайте поиграем  в игру «Цветок — имя». Встаньте  все в круг, закройте глаза  и представьте, что вы находитесь  на поляне. Вас окружают цветы.  Попробуйте увидеть цветок, который  вы могли бы назвать своим  именем. Какой он? Расскажите нам  о своем цветке.

- Дети, посмотрите, открылся  первый замок. Вот мы с вами  и отгадали первую тайну - «Обращайтесь  всегда по имени друг к другу,  прежде чем начать разговор».

- Дети, а когда вы обращаетесь  к взрослым, то, как вы их называете? (По имени и отчеству.) Когда  вы станете взрослыми, к вам  тоже будут обращаться по имени  и отчеству. Представьте, что каждый  из вас стал взрослым. Я буду  называть вас по очереди по  имени и отчеству, а вы должны  встать, походить по комнате, как  ходят взрослые, и представиться,  например: «Я - Николай Алексеевич».

- Дети, теперь нам надо  открыть второй замок. Для этого  мы с вами проиграем такую  ситуацию. Двое детей должны поприветствовать  друг друга, спросить, чем будет  заниматься каждый вечером, но  при этом они должны стоять  спиной друг к другу. (Двое детей  проигрывают ситуацию.)

- Дети, удобно ли вам  было приветствовать друг друга?  Что вам мешало при этом?

- Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в  глаза друг другу. Вспомните  интересную историю про мальчика  Павлика. Как он произносил  волшебное слово? (Спокойно, вежливо,  глядя в глаза.)

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми