Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

— Дети, посмотрите, что случилось  с нашим зеркальцем? Оно плачет. Давайте утешим его. Что можно  придумать? Утешить -поиграть в игру «Путаница». Выбирается водящий, который  закрывает глаза. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки, начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий открывает глаза  и распутывает.

Фея:

- Молодцы, вы смогли  развеселить зеркальце. (Показывает  пиктограмму.) Сегодня мы с вами  долго путешествовали. Как же  нужно вести себя в разговоре,  чтобы было всем понятно? (Говорить  надо ясно, не торопясь, без грубых  слов, спокойно, важно при этом  смотреть друг другу в глаза.)

— Хотите научиться так  разговаривать? Тогда я прощаюсь с вами до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ № 8

 

Цель: обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости  от ситуации; чисто и ясно произносить  слова (совершенствовать дикцию); учить  говорить выразительно.

Материалы и оборудование: «свечки» (полоски бумаги 2x7 см); куклы  или картинки, изображающие Петрушек с синим, золеным и красным  колпаками.

Методы и приемы: игра, направленная на создание положительного микроклимата в группе; игровые упражнения для развития звукопроизношения, интонирования, артикуляции, регуляции дыхания.

Ход занятия: появляется Фея. Она предлагает детям игру «Море  волнуется».

Цель: обучить распознаванию  и произвольному проявлению чувств.

Выбирается водящий. Он начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется  два, море волнуется три: фигура радости, печали, удивления, страха, на месте  замри». Далее водящий выбирает фигуру, которая ему понравилась.

Фея:

- На прошлой нашей встрече  вы проявили желание научиться  говорить красиво и понятно.  Поэтому сегодня мы отправимся  с вами в путешествие в королевство  с названием «Слово», в котором  вы будете обучаться этому  искусству. Но для того, чтобы  отправиться в путь, вам необходимы  силы. (Фея раздает каждому ребенку  цветок.) Эти цветы не простые,  они волшебные, давайте их понюхаем. (Вдох через нос — выдох  через рот, повторяется 3-4 раза.) А теперь нужно вдохнуть еще  глубже этот запах. (Медленный  глубокий вдох — краткий резкий  выдох, повтор 3—4 раза.) Теперь, когда  вы вдохнули волшебную силу, можно  отправляться в путь. А полетим  мы с вами на ковре-самолете. Это ковер не простой, те, кто  сидит на нем, должны повторять  все звуки людей и животных, над которыми он пролетает.  Будьте готовы к этому. (Дети  садятся на ковер.)

- Полетели! Посмотрите, мы  пролетаем город, вот у мальчика  лопнул мячик: С-С-С-С-С. (Дети повторяют.) А вот собака рычит на кошку:  Р-Р-Р-Р-Р. (Дети повторяют.) Мы летим  очень быстро, прислушайтесь к  шуму ветра: В-В-В-В-В. (Дети повторяют.) А сейчас мы пролетаем поляну, вот пчела сидит на цветке: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Вот пролетает комар: 3-3-3-3-3. Мы с вами сейчас поднимемся  очень высоко, где воздух очень  холодный, поэтому давайте наберем  с вами воздух и на несколько  секунд задержим дыхание. (Дети  глубоко вдыхают и задерживают  дыхание, затем резко выдыхают.)

- А теперь мы резко  опускаемся и приземляемся в  королевстве. Послушайте, какая музыка  здесь звучит. Оказывается, здесь  проходит турнир на звание  «Умеющий красиво говорить». В  нем и мы будем участвовать.

Появляется житель этого  королевства. (Картинка или кукла, изображающая Петрушку.) Он обращается к детям:

— Здравствуйте! Кто вы такие  и зачем пожаловали к нам? (Ответы детей.)

Фея :

- Разрешите моим друзьям  поучаствовать в турнире. Петрушка:

- Хорошо. Дети, вы, наверное, знаете, что от того, как мы  дышим, зависит и то, как мы  произносим слова. Вот вам первое  задание. Нужно будет каждому  из вас погасить свечу. Посмотрите, вот так: сначала вдохнуть, задержать  дыхание и короткими толчками  выдохнуть воздух фу-фу-фу. Возьмите  свечи в руки (рука вытянута) и  приступайте к выполнению. (Дети  выполняют задание.)

- Молодцы, все справились  с заданием. А теперь следующее  задание. Вы умеете считать?  Тогда вам нужно будет сосчитать  Егорок:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.

(Сделать глубокий вдох  и продолжать.)

Раз — Егорка, два —  Егорка...

Кто больше сосчитает Егорок,

тот и победитель.

- Молодцы, большинство  из вас справились с заданием, но особенно отличился. (Называет  победителя.)

Фея:

- Дети, этот конкурс показал,  что от того, как мы дышим,  так и разговариваем. И у  вас это неплохо получается.

Петрушка:

- Теперь вы идите к  моему брату, он тоже проводит  конкурсы, но другие. Желаю вам  удачи! (Прощается с детьми.)

Появляется другой Петрушка — в синем колпаке. Дети приветствуют его. Он обращается к детям:

- Я знаю, вы от моего  брата пришли. Помогите мне, пожалуйста, покрасить забор вот так. (Произносит  слова «вверх -вниз»; при этом  его рука то поднимается, то  опускается.) Сначала делайте маленькие  мазки вот так (движением кисти  руки) и произносите такие же  короткие слова — «вверх-вниз».  Затем большие мазки (движением  руки от локтя), рука поднимается  все выше, и голос становится  выше - «вверх», рука опускается, и голос делается ниже - «вниз».

- Молодцы, справились  с заданием. А теперь каждому  из вас нужно произнести слово  «дай»: требовательным, просящим, робким, испуганным голосом. Попробуйте  выполнить.

Фея :

- Дети, как вы чаще всего  произносите это слово? А если  к вам обратятся требовательно  («дай»), вы выполните просьбу?  А если просительно?

Петрушка:

- А вот слово «Здравствуйте»  сможете произнести так, как  будто вы: испуганный зайчик (дрожащим  голосом), мышка-норушка (тоненьким  голоском), серый волк (грубым голосом), Красная шапочка (ласковым)1?

Фея:

- Дети, оказывается, произносить  одно и тоже слово можно  по-разному. Как вы думаете,  если с вами поздоровались  грубо, как вы поприветствуете  такого собеседника? А если  ласково, как ответите?

Петрушка обращается к  детям:

- Теперь выполните мое  последнее задание. Нужно будет  произнести две строки из известного  вам стихотворения шепотом, громким  голосом, как робот; тихим голосом,  как будто вы замерзли, быстро  и медленно.

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик.

- Молодцы! Все справились  с этим заданием. (Ребята прощаются  с Петрушкой.)

Фея:

- Дети, когда вы говорите  шепотом? Часто ли разговариваете  громким голосом? Всегда ли  нужно говорить в нормальном  темпе? Может быть, иногда требуется  говорить быстро или медленно. Как вы думаете, когда нужно  говорить медленно? Когда быстро?

- Продолжим наше путешествие.  Вот нас уже встречает третий  Петрушка. (Дети приветствуют его.)

Петрушка:

- Я приготовил для вас  самое сложное задание. Перед  его выполнением сначала необходимо  выполнить упражнения:

• «пятачок», вам нужно  собрать губы в «пятачок» и  поводить им вправо и влево;

• «хоботок», вытяните свои губы так, как будто это хоботок, а затем улыбнитесь;

• «почесывание», постарайтесь нижними зубами коснуться верхней  губы и легко ее почесать.

То же самое и с нижней губой. Давайте выполним зарядку  для языка: высуньте его, покажите мне  его; поднимите к верхним зубам, запрокиньте его подальше во рту. А теперь повторяйте за мной:

ПУ, ПО, ПИ, ПУ, ПЕ;

КУ-ГУ, КО-ГО, КИ-КИ,

КУ-КУ, КЕ-КЕ;

ФУ-ВУ, СУ-ЗУ...

- А теперь попробуйте  произнести скороговорки:

Шел Егор через двор,

Шел Егор чинить забор.

На Дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова 

На траве двора.

Петрушка :

- Дети, все вы сегодня  старались выполнить задания.  Поэтому вы все достойно заслужили  звания «Умеющий говорить красиво». Но для того, чтобы этот дар  не потерять, у себя дома выполняйте  те задания, которые вы сегодня  делали с моими братьями. И  тогда вы будете говорить ясно, четко и понятно. (Прощается с  ребятами.)

Фея:

- Друзья мои, нам пора  в путь. Понравилось ли вам  в этом королевстве? Когда прилетите  домой, не забудьте те советы, которые вы сегодня услышали.

- Что же нужно для  того, чтобы говорить красиво  и понятно? (Правильно дышать, выразительно  произносить слова, в зависимости  от ситуации изменять голос  и темп речи, чисто и ясно  произносить слова.)

Фея прощается с ребятами.

 

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать  гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик ».

Методы и приемы: игра, направленная на развитие речевых умений; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель  предлагает детям игру «Интонации». Цель: совершенствовать речевое умение — интонирование.

Воспитатель:

- Дети, вспомните, как  каждый раз по-разному произносила  волшебное заклинание девочка  в сказке «Цветик-семицветик».  Попробуйте произнести слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг:

Лишь коснешься ты земли 

Быть по моему вели!

- Произнесите с интересом:  «Вели, чтобы дома я была  с баранками»; шепотом: «Чтобы  мамина любимая вазочка сделалась  целой»; гордо: «Чтобы я сейчас  же была на Северном полюсе»;  дрожащим от холода голосом:  «Чтобы я сейчас же очутилась  опять во дворе»; сердито «Чтобы  игрушки, какие есть на свете,  были мои»; быстро: «Чтобы игрушки  поскорей убрались опять в  магазин»; радостным голосом: «Вели,  чтобы Витя был здоров».

Появляется Фея. Она приветствует детей:

- Здравствуйте, дети. Я хочу  узнать, чем вы любите заниматься  дома, в какие игры вы любите  играть. (Дети отвечают по одному.)

- А теперь назовите, чем  любит заниматься (называет имя  ребенка), в какие игры любит  играть? (Называет нескольких детей.)

- Мы не всегда можем  назвать то, что слушали. Часто  это бывает и у взрослых  людей, потому что мы невнимательны  к другим. Нам хочется, чтобы  мы говорили, а нас выслушивали.

- Как вы думаете, что  может произойти, если мы невнимательно  будем слушать другого? (Собеседник  может обидеться, в следующий  раз он уже не будет разговаривать  с нами.)

- Оказывается, чтобы умели  всегда слушать других, не перебивать  их, необходимо этому учиться.  Хотите этому научиться?

- Сначала мы с вами  послушаем тишину. Закройте, пожалуйста, глаза. Дети, что вы услышали?

- Давайте поиграем с  вами в игру «Испорченный телефон». (Дети садятся в круг.) Вам необходимо  по очереди передавать друг  другу слово так, чтобы никто  не слышал. Последний должен это  слово произнести вслух. (Выясняют, какое слово передавали и где  телефон испортился.)

- Дети, игра показала, что  необходимо не только внимательно  слушать друг друга, но и  четко произносить слова.

- А теперь я попрошу  вас, моих помощников, рассказать  сказку «Теремок». Один из вас  начнет ее, затем все остальные  по" очереди будут рассказывать  сказку. Вы должны быть очень  внимательными друг к другу,  старайтесь не повторяться.

- Дети, как вы думаете,  получилась у вас сказка? Почему?

- Часто бывает, что, разговаривая  друг с другом, мы перебиваем  собеседника. А с вами случалось  такое?

- Сейчас мы проиграем  с вами такую ситуацию. Сначала  вы разобьетесь на пары. Каждая  пара будет выходить в центр  группы. Вы должны спросить друг  друга о том, чем вы занимались  вчера вечером. А остальные  дети должны внимательно слушать.  — Ребята, какая пара вам больше  всего понравилась? Почему?

— Итак, дети, вы сегодня  узнали, что важно в беседе не только самому четко и ясно говорить, но и внимательно слушать того, с кем вы разговариваете. И этому  вы сегодня старательно учились.

- В конце нашей встречи  давайте поиграем в игру «Шалтай

— Болтай». На слова:

Шалтай — Болтай

Сидел на стене.

Шалтай — Болтай

Свалился во сне,

- Вы должны сначала  поворачивать туловище вправо-влево,  при этом руки свободно болтаются,  как у тряпичной куклы. На  слова «свалился во сне» резко  наклоните свое тело вниз.

Фея прощается с детьми до следующей встречи.

 

ЗАНЯТИЕ № 10

 

Цель: научить замечать состояние  других людей и быть готовым оказать  им помощь; воспитать гуманное отношение  ко взрослым (сопереживание).

Материалы и оборудование: фотографии или рисунки, на которых  изображена семья каждого ребенка; корзина; разноцветные лепестки; черно-белые  иллюстрации к сказке «Кукушка».

Предварительная работа: чтение сказки «Кукушка».

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; проигрывание ситуации; подбор цветовой гаммы к иллюстрациям; игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель  предлагает детям игру «Связующая нить». Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Дети сидят, по кругу передавая  клубок ниток так, чтобы все, кто  уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим. Воспитатель:

- Дети, а теперь натяните  нить! Вот какой крепкий круг  у нас получился. Вот какие,  оказывается, вы дружные в своей  группе.

Появляется Фея. Она обращается к детям:

—- Сегодня мне хочется, чтобы вы стали моими помощниками. Я решила превратить вас в волшебников.

— Дети, а вы знаете, кто  такие волшебники? Какие волшебные  вещи помогают им совершать волшебство? Но волшебство можно делать и без  них. Как? Хотите узнать?

 

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить

Желанье другого -

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми