Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35
— Дети, посмотрите, что случилось с нашим зеркальцем? Оно плачет. Давайте утешим его. Что можно придумать? Утешить -поиграть в игру «Путаница». Выбирается водящий, который закрывает глаза. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки, начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий открывает глаза и распутывает.
Фея:
- Молодцы, вы смогли развеселить зеркальце. (Показывает пиктограмму.) Сегодня мы с вами долго путешествовали. Как же нужно вести себя в разговоре, чтобы было всем понятно? (Говорить надо ясно, не торопясь, без грубых слов, спокойно, важно при этом смотреть друг другу в глаза.)
— Хотите научиться так разговаривать? Тогда я прощаюсь с вами до следующей встречи.
ЗАНЯТИЕ № 8
Цель: обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и ясно произносить слова (совершенствовать дикцию); учить говорить выразительно.
Материалы и оборудование: «свечки» (полоски бумаги 2x7 см); куклы или картинки, изображающие Петрушек с синим, золеным и красным колпаками.
Методы и приемы: игра, направленная на создание положительного микроклимата в группе; игровые упражнения для развития звукопроизношения, интонирования, артикуляции, регуляции дыхания.
Ход занятия: появляется Фея. Она предлагает детям игру «Море волнуется».
Цель: обучить распознаванию и произвольному проявлению чувств.
Выбирается водящий. Он начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, печали, удивления, страха, на месте замри». Далее водящий выбирает фигуру, которая ему понравилась.
Фея:
- На прошлой нашей встрече
вы проявили желание научиться
говорить красиво и понятно.
Поэтому сегодня мы отправимся
с вами в путешествие в
- Полетели! Посмотрите, мы
пролетаем город, вот у
- А теперь мы резко опускаемся и приземляемся в королевстве. Послушайте, какая музыка здесь звучит. Оказывается, здесь проходит турнир на звание «Умеющий красиво говорить». В нем и мы будем участвовать.
Появляется житель этого королевства. (Картинка или кукла, изображающая Петрушку.) Он обращается к детям:
— Здравствуйте! Кто вы такие и зачем пожаловали к нам? (Ответы детей.)
Фея :
- Разрешите моим друзьям
поучаствовать в турнире.
- Хорошо. Дети, вы, наверное,
знаете, что от того, как мы
дышим, зависит и то, как мы
произносим слова. Вот вам
- Молодцы, все справились
с заданием. А теперь следующее
задание. Вы умеете считать?
Тогда вам нужно будет
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
(Сделать глубокий вдох и продолжать.)
Раз — Егорка, два — Егорка...
Кто больше сосчитает Егорок,
тот и победитель.
- Молодцы, большинство из вас справились с заданием, но особенно отличился. (Называет победителя.)
Фея:
- Дети, этот конкурс показал, что от того, как мы дышим, так и разговариваем. И у вас это неплохо получается.
Петрушка:
- Теперь вы идите к моему брату, он тоже проводит конкурсы, но другие. Желаю вам удачи! (Прощается с детьми.)
Появляется другой Петрушка — в синем колпаке. Дети приветствуют его. Он обращается к детям:
- Я знаю, вы от моего
брата пришли. Помогите мне, пожалуйста,
покрасить забор вот так. (Произносит
слова «вверх -вниз»; при этом
его рука то поднимается, то
опускается.) Сначала делайте маленькие
мазки вот так (движением
- Молодцы, справились
с заданием. А теперь каждому
из вас нужно произнести слово
«дай»: требовательным, просящим, робким,
испуганным голосом.
Фея :
- Дети, как вы чаще всего произносите это слово? А если к вам обратятся требовательно («дай»), вы выполните просьбу? А если просительно?
Петрушка:
- А вот слово «Здравствуйте» сможете произнести так, как будто вы: испуганный зайчик (дрожащим голосом), мышка-норушка (тоненьким голоском), серый волк (грубым голосом), Красная шапочка (ласковым)1?
Фея:
- Дети, оказывается, произносить одно и тоже слово можно по-разному. Как вы думаете, если с вами поздоровались грубо, как вы поприветствуете такого собеседника? А если ласково, как ответите?
Петрушка обращается к детям:
- Теперь выполните мое
последнее задание. Нужно
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик.
- Молодцы! Все справились с этим заданием. (Ребята прощаются с Петрушкой.)
Фея:
- Дети, когда вы говорите
шепотом? Часто ли
- Продолжим наше путешествие. Вот нас уже встречает третий Петрушка. (Дети приветствуют его.)
Петрушка:
- Я приготовил для вас
самое сложное задание. Перед
его выполнением сначала
• «пятачок», вам нужно собрать губы в «пятачок» и поводить им вправо и влево;
• «хоботок», вытяните свои губы так, как будто это хоботок, а затем улыбнитесь;
• «почесывание», постарайтесь нижними зубами коснуться верхней губы и легко ее почесать.
То же самое и с нижней губой. Давайте выполним зарядку для языка: высуньте его, покажите мне его; поднимите к верхним зубам, запрокиньте его подальше во рту. А теперь повторяйте за мной:
ПУ, ПО, ПИ, ПУ, ПЕ;
КУ-ГУ, КО-ГО, КИ-КИ,
КУ-КУ, КЕ-КЕ;
ФУ-ВУ, СУ-ЗУ...
- А теперь попробуйте произнести скороговорки:
Шел Егор через двор,
Шел Егор чинить забор.
На Дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Петрушка :
- Дети, все вы сегодня
старались выполнить задания.
Поэтому вы все достойно
Фея:
- Друзья мои, нам пора
в путь. Понравилось ли вам
в этом королевстве? Когда
- Что же нужно для
того, чтобы говорить красиво
и понятно? (Правильно дышать, выразительно
произносить слова, в
Фея прощается с ребятами.
ЗАНЯТИЕ № 9
Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик ».
Методы и приемы: игра, направленная на развитие речевых умений; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение.
Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Интонации». Цель: совершенствовать речевое умение — интонирование.
Воспитатель:
- Дети, вспомните, как
каждый раз по-разному
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг:
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели!
- Произнесите с интересом:
«Вели, чтобы дома я была
с баранками»; шепотом: «Чтобы
мамина любимая вазочка
Появляется Фея. Она приветствует детей:
- Здравствуйте, дети. Я хочу узнать, чем вы любите заниматься дома, в какие игры вы любите играть. (Дети отвечают по одному.)
- А теперь назовите, чем любит заниматься (называет имя ребенка), в какие игры любит играть? (Называет нескольких детей.)
- Мы не всегда можем
назвать то, что слушали. Часто
это бывает и у взрослых
людей, потому что мы
- Как вы думаете, что
может произойти, если мы
- Оказывается, чтобы умели всегда слушать других, не перебивать их, необходимо этому учиться. Хотите этому научиться?
- Сначала мы с вами послушаем тишину. Закройте, пожалуйста, глаза. Дети, что вы услышали?
- Давайте поиграем с
вами в игру «Испорченный
- Дети, игра показала, что
необходимо не только
- А теперь я попрошу вас, моих помощников, рассказать сказку «Теремок». Один из вас начнет ее, затем все остальные по" очереди будут рассказывать сказку. Вы должны быть очень внимательными друг к другу, старайтесь не повторяться.
- Дети, как вы думаете, получилась у вас сказка? Почему?
- Часто бывает, что, разговаривая
друг с другом, мы перебиваем
собеседника. А с вами
- Сейчас мы проиграем
с вами такую ситуацию. Сначала
вы разобьетесь на пары. Каждая
пара будет выходить в центр
группы. Вы должны спросить друг
друга о том, чем вы
— Итак, дети, вы сегодня узнали, что важно в беседе не только самому четко и ясно говорить, но и внимательно слушать того, с кем вы разговариваете. И этому вы сегодня старательно учились.
- В конце нашей встречи
давайте поиграем в игру «
— Болтай». На слова:
Шалтай — Болтай
Сидел на стене.
Шалтай — Болтай
Свалился во сне,
- Вы должны сначала
поворачивать туловище вправо-
Фея прощается с детьми до следующей встречи.
ЗАНЯТИЕ № 10
Цель: научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым (сопереживание).
Материалы и оборудование: фотографии или рисунки, на которых изображена семья каждого ребенка; корзина; разноцветные лепестки; черно-белые иллюстрации к сказке «Кукушка».
Предварительная работа: чтение сказки «Кукушка».
Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; проигрывание ситуации; подбор цветовой гаммы к иллюстрациям; игра, направленная на расслабление.
Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Связующая нить». Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим. Воспитатель:
- Дети, а теперь натяните
нить! Вот какой крепкий круг
у нас получился. Вот какие,
оказывается, вы дружные в
Появляется Фея. Она обращается к детям:
—- Сегодня мне хочется, чтобы вы стали моими помощниками. Я решила превратить вас в волшебников.
— Дети, а вы знаете, кто такие волшебники? Какие волшебные вещи помогают им совершать волшебство? Но волшебство можно делать и без них. Как? Хотите узнать?
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого -
Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми