Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; прием ТРИЗ «Что было бы, если...»; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель  предлагает игру «Любимый сказочный  герой». Цель: развивать умение изображать любой сказочный образ при  помощи жестов и мимики.

— Вспомните своих любимых  сказочных героев, на которых вам  хотелось быть похожими. По очереди  представьтесь от имени героя, например «Я — Золушка» и подвигайтесь, как  ваш герой, изобразите, что он любит  делать.

(Появляется Фея. Она  приветствует детей.)

Фея :

- Дети, я сейчас вам  прочитаю стихотворение-загадку,  послушайте.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(И. Токмакова)

— Ребята, кто догадался, что это за слово? (Спасибо.) Что  это слово означает? Когда мы его  произносим? (Когда благодарим другого  за что-то.)

- Кого вы благодарите  и за что?

Когда это слово можно  услышать в транспорте? (Когда человеку уступили место.) В магазине? (Когда  продавец отдает покупку.) В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали  прическу.)

- Кто знает, как еще  можно поблагодарить человека? Назовите  слова. (Благодарю, большое спасибо.)

- А теперь послушайте, как благодарят дети своих  родителей.

После обеда 

Мать сына спросила:

— Что нужно сказать? — 

Сын ответил: — Спасибо! — 

Спроси у знакомого  и у соседа,

Что говорят они после  обеда?

Каждый вам скажет, что  не красиво 

После обеда Забыть про  спасибо.

А Лидочка наша

Иначе воспитана.

После обеда 

Всегда говорит она:

- Я не бу-ду 

Мы-ть по-су-ду!

(В. Татаринов)

— Как вы думаете, почему мама напоминает сыну о том, что нужно  сказать слово «спасибо»?

- А вы всегда говорите  это слово вашим родным после  приема пищи (после завтрака, обеда,  ужина)!

- Можно ли Лидочку считать  воспитанной девочкой?

- Есть ли среди ваших  знакомых такие дети, которые  так отвечают родителям?

- Как вы думаете, как  можно поблагодарить другого,  не произнося слово «спасибо»? (При помощи, жеста.)

- Дети, вы, наверное, любите  получать подарки. Сейчас вы  поучитесь принимать их. Вы, я  знаю, дома нарисовали подарок  друг другу. Теперь каждый из  вас будет преподносить другу  свой подарок. Продумайте, как  можно поблагодарить (употребляя  слова и без слов). (Проигрывается  ситуация.)

- Дети, вы были очень  приветливы, и каждый по своему  поблагодарил за подарок. Воспитатель  дарит Фее рисунок с изображением  маленького слона. Фея благодарит  воспитателя и показывает подарок  детям.

— Послушайте, какая история  произошла со слоненком.

 

«СЛОНЕНОК — МАЛЮТКА»

В лесу заблудился слоненок-малютка,

Слоненку в лесу одиноко  и жутко.

Спустилась, сгустилась вечерняя мгла...

Спасибо, знакомая утка

Малютку домой привела.

Слониха от радости громко трубила

И даже слоненка отшлепать  забыла.

(В. Татаринов)

 

— Что же случилось со слоненком? Кто помог ему выбраться  из лесной чащи? Как вы думаете, какие  слова скажет мама-слониха знакомой утке?

— Дети, когда же мы произносим слова благодарности? (Когда нам  что-то подарили, когда нам сделали  что-то приятное, когда благодарим кого-то за его труд, когда нам оказали  помощь. В магазине — когда что-то купили, в парикмахерской — когда  нас подстригли; в транспорте —  когда нам уступают место...)

- Ребята, как вы думаете,  что было бы, если бы люди  перестали благодарить друг друга?  Какими бы стали люди?

Фея :

- Сегодня вы узнали  много интересного про слова  благодарности. Я думаю, что  после нашей встречи вы никогда  не будете забывать говорить  их. (Предлагает детям игру «Походки».)

- Изобразите походки различных  людей и животных, походите, как  старик, как маленький ребенок,  как клоун в цирке, как котенок,  как лев, как медведь.

Фея прощается с детьми до новой встречи.

 

ЗАНЯТИЕ № 6

 

Цель: обучить детей умению выражать свое настроение и чувствовать  эмоциональное состояние другого.

Материалы и оборудование: иллюстрации-изображения людей с  разным выражением лица (грусти, радости, страха, удивления); пиктограммы —  схематичное изображение лица с выражением грусти, радости, страха, удивления; аудиокассета с записью музыки; раздаточный материал: листы бумаги и краски.

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; слушание музыки; рисование  пиктограмм; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель  предлагает детям игру «Пошли письмо».

Цель: воспитывать гуманные отношения друг к другу.

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий становится в центр  круга. Он говорит (например): «Я посылаю  письмо от Сережи к Лене». Ребенок  начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так  дальше. Почтальон должен «перехватить»  письмо.

Появляется Фея. Она здоровается  с детьми.

Фея :

- Я сегодня приглашаю  вас в путешествие по волшебным  странам с необычными названиями. Название страны соответствует  настроению тех людей, которые  живут в них. (Показывает иллюстрации,  в которых изображены люди  с разным выражением лица: удивления,  страха, гнева, печали, радости.) Для  этого мне нужно взмахнуть  волшебной палочкой.

- Вот мы с вами попали  в первую страну. Вы слышите,  здесь звучит мелодия. (Запись  музыки таинственного характера.)

~ Дети, какой характер  у музыки? (Таинственный.) Кажется,  что сейчас что-то произойдет, и мы с вами удивимся. Как  вы думаете, какие люди здесь  живут? Какое выражение лица  у них? (Удивления.) Подойдите ко  мне и выберите иллюстрацию,  на которой изображен человек  с этим настроением. А теперь  попробуйте это настроение изобразить. Какое выражение глаз, рта, бровей  при этом? (Показывает пиктограмму.)

~ Правильно, ребята, когда  мы удивляемся, то брови у нас  приподняты, рот приоткрыт, глаза  широко раскрыты.

- Дети, что вас удивило  совсем недавно? Чему удивляются  ваши родители?

- Так как же называется  эта страна? (Удивление.)

- Сейчас мы с вами  попадем в другую страну. Послушайте, какая музыка звучит здесь.  Назовите ее характер. (Веселая,  жизнерадостная, светлая, праздничная.) С каким настроением живут  здесь люди? (С настроением радости.) Выберите иллюстрацию, на которой  изображен человек с этим настроением.  Попробуйте изобразить, как люди  радуются. (Показывает пиктограмму.) Уголки рта приподняты, глаза  немножко прищурены. Как вы  думаете, какие цветы в этой  стране растут, какие животные  обитают (в соответствии с этим  настроением), какое здесь время  года?

- Дети, чему вы радуетесь?  Как вы думаете: «Радость —  это когда...» (Дети продолжают.)

- Ребята, если бы вы  стали рисовать эту страну, то  какого цвета краски вы использовали?

- Мы прощаемся со страной  «Радость» и попадаем в другую  страну. Послушайте, какая музыка  здесь звучит. Какой характер  у нее? (Печальный, грустный.) С  каким настроением здесь живут  люди? Выберите нужную иллюстрацию.  А если бы вы стали рисовать  такое настроение, то какого цвета  краски вы взяли бы? Попробуйте  изобразить печальное лицо. (Показывает  пиктограмму.) Уголки рта, брови  опущены, глаза выражают тоску.

- Ребята, а у вас бывает  такое настроение? Пытаетесь ли  вы поделиться своим горем  с родителями, друзьями?

- На какое время года  похоже это настроение, на какую  погоду, на какой цвет?

- Как же эта страна  называется? (Печаль.)

- Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим.  Слышите, ребята? (Звучит музыка.) Вам страшно? Попытайтесь изобразить  это чувство — страх. (Показывает  пиктограмму.) Рот немножко приоткрыт,  глаза широко раскрыты, брови  приподняты. Выберите нужную иллюстрацию.  Как вы думаете, чего боятся  люди этой страны? Одежду, какого  цвета они любят носить?

- Как вы думаете, какие  животные здесь живут?

- Ребята, а вам бывает  когда-нибудь страшно? Рассказываете  ли вы о своих страхах родителям?  А если к вам обратится малыш,  который боится темноты, то, как  вы поступите?

- Как называется эта  страна? (Страх.)

- Вот и закончилось  наше путешествие. Прежде чем  с вами проститься до следующей  встречи, мне хочется, чтобы  у вас осталась память об  этом путешествии. Попробуйте  изобразить при помощи красок  любую страну. (Дети берут листы  бумаги, краски и приступают к  работе.)

Фея прощается с детьми до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ №7

Цель: познакомить детей  с правилами поведения в общении  с окружающими (четко произносить  слова, говорить не спеша, выбирать удобное  расположение по отношению к партнеру); показать, как влияет поведение общающегося  на чувства собеседника.

Материалы и оборудование: волшебное зеркальце с разным выражением лица (удивленное, печальное, со слезами, радостное); рисунок —  дом с четырьмя окнами, в каждом окне изображение детей: мальчика, плачущей девочки, двух сердитых мальчиков.

Предварительная работа: чтение детям рассказа Гр. Остера «Сказка  с подробностями».

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного климата; беседа; художественное слово; игра, направленная на воспитание гуманных чувств.

Ход занятия: появляется Фея, приветствует детей и предлагает им поиграть с ней в игру «Угадай-ка».

- Дети, встаньте в круг. Вы сейчас по очереди будете  выходить в центр круга и  показывать то, что вы любите  делать. Остальные дети должны  отгадать ваше любимое занятие.

Фея:

- Видите, как интересно  общаться без слов, но мы с  вами не всегда отгадывали  то, что увидели. Мы еще раз  с вами убедились в том, что  тяжело общаться без слов, особенно  тяжело задавать вопросы и  на них отвечать.

- Кому вы больше всего  любите задавать вопросы? Кто  на них вам интересно отвечает?

- Вам, значит, нравится, когда  интересно отвечают и рассказывают. А вы умеете рассказывать так,  чтобы было понятно то, что  вы хотите сказать, и чтобы  вас не переспрашивали?

— Как же надо говорить, чтобы  речь ваша была понятной? В этом нам  поможет мое волшебное зеркальце. С ним мы побываем в доме, в  котором живут дети. В этой квартире живет Саша. Кто он?

 

«САШИНА КАША»

Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно, —

Как люди говорят, — 

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко — 

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!» 

А слышится: «До здания!»

Он спросит: «Где галоши?» 

А слышно: «Это лошадь?» 

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет 

За речью последить.

Нам нужен переводчик его  переводить.

(С. Михалков)

 

- Дети, как вы думаете,  приятно бывает окружающим, когда  с ними вот так кто-то разговаривает?  Конечно, нет. В таком разговоре  не понятно ни слова. Как  вы думаете, какое выражение  лица у нашего волшебного зеркальца?  Удивленное. (Показывает пиктограмму.) Давайте покажем это мимикой.

- Дети, а как нужно говорить, чтобы тебя понимали? (Неторопливо,  четко, ясно.)

- А теперь заглянем  в следующую квартиру, там живет  девочка Таня. Послушайте, что это  за крики?

 

«Что за крик, что за рев,

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка,

Это — Таня-ревушка.

Плачет, заливается,

Слезами умывается — у-у-у».

(А. Барто)

 

— Дети, как вы думаете, приятно  разговаривать с такой девочкой-капризулей? Как вы думаете, какое выражение  лица у нашего зеркальца? Когда кто-то капризничает, это огорчает окружающих, у зеркальца грустное выражение  лица. (Показывает пиктограмму.) Изобразите такое лицо.

 

- Ну а в этой квартире  живет ребенок с интересным  именем Лапуся.

Я не знаю, как мне быть

-Начал старшим я грубить. 

Скажет папа: - Дверь открыта!

Притвори ее, герой!

-Я ему в ответ сердито 

Отвечаю: - Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, Лапуся, передай! 

-Я в ответ шепчу  упрямо:

- Не могу. Сама подай! 

-Очень бабушку люблю, 

Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть,

Начал старшим я грубить.

- А с вами бывает  такое, когда вы невежливо отвечаете  взрослым? Грубые слова портят  нашу речь, делают ее некрасивой.

Какое выражение лица у  нашего волшебного зеркальца? Грубые слова  обижают человека, поэтому у зеркальца -- печальное выражение лица. (Показывает пиктограмму.)

- А теперь давайте отдохнем  и разыграем с вами ситуацию  «Знакомство». (Двое детей располагаются  так, что один сидит, а другой  стоит.)

— Дети, как вы думаете, удобно ли было общаться нашим детям? Почему? Когда мы говорим друг с другом, то стараемся расположиться так, чтобы видеть глаза собеседника.

- А вот еще один мальчик  Федя, который живет со своей  мамой в этой квартире. Вы уже  знаете печальную историю, которая  произошла с ним, когда он с мамой пошел в зоопарк. Что он говорил маме? Давайте вспомним. (Станешь старой, никогда тебе градусник не поставлю; таблеток не дам; чай с лимоном не принеси.) А что он сказал зверям? (Мало на вас охотились, мало из ружья стреляли, надо из пулемета.) Кому же он еще нагрубил? (Земле). И что же с ним произошло? (Он сошел с Земли, сказав, что обойдутся без него. Оставшись один, он испугался.) Вот какой грубый мальчик.

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми