Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

- А с вами или вашими  друзьями бывает такое, когда  вы хотите начать разговор, но  в это время отводите свой  взгляд в сторону?

- Вот мы с вами раскрыли  вторую тайну, и замок отомкнулся.

- Дети, как вы думаете,  какие приятные слова можно  сказать при встрече друг с  другом? Можно сказать комплимент  — несколько добрых слов. Восхититься  красивой одеждой, например: «У  тебя сегодня красивое платье»,  «Ты сегодня очень нарядный»,  а также можно отметить положительные  качества друг друга, за что-то  похвалить, например: «Ты всегда делишься с другими», «Ты очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно».

- Давайте с вами поиграем  в игру, которая так и называется  «Комплимент». Встаньте в круг  и, обращаясь по имени друг  к ДРУгу, глядя в глаза, произнесите  комплимент. (Если некоторые дети  затрудняются, то им можно предложить  сказать какое-нибудь «вкусное»,  «сладкое», «цветочное» слово.)

- Вот и открылся третий  замок. Какие же три тайны  вы сегодня узнали? Правильно,  при встрече друг с другом  сначала улыбнитесь, называя имя,  посмотрите друг другу в глаза  и по возможности произнесите  комплимент.

Фея открывает ларец.

— А в ларце лежит  моя волшебная палочка. Вот теперь я снова могу делать чудеса. Вы сегодня  опять мне помогли, спасибо вам. Вы, наверное, очень устали. Когда  люди устают, то настроение у них  ухудшается, в тиком состоянии  можно и поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз  и не могу допустить. Поэтому я  вас научу избавляться от усталости  и плохого настроения.

Этюд на расслабление —  «Фея сна».

Звучит музыка, Фея волшебной  палочкой касается каждого ребенка, тот закрывает глаза и наклоняет  голову. Фея смотрит на детей, они  все спят, и тихонько уходит.

ЗАНЯТИЕ № 3Цель: обучить детей в зависимости от партнера (учитывая возраст, пол), времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией; раскрыть значение слова «Здравствуйте»; закрепить умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты).

Материал и оборудование: аудиокассета с записью голосов  птиц; изображения-иллюстрации: ребенок  и взрослый, мальчик и девочка, сердитый мальчик Никита, игрушка  ослик; иллюстрации (изображения пещерных людей, рыцарей, мушкетеров, принцесс, туркменов, эстонцев, африканцев, индийцев, японцев).

Методы и приемы: игра, направленная на создание эмоционального настроя; беседа с детьми; проигрывание ситуации; игра, направленная на снятие напряжения.

Ход занятия: воспитатель  предлагает детям игру «Паровозик». Цель: помочь замкнутым детям вступать в контакт со сверстниками.

- Дети, встаньте в круг. Каждый из вас сейчас побудет  в роли паровозика, а остальные  дети в роли вагонов. «Паровозик»  должен кого-нибудь изобразить (человека, животного, птицу), а «вагоны» - повторить  за ним и отгадать, кого они изобразили.

Появляется Фея:

- Здравствуйте, дети! Сегодня  утром я пролетала над лесом,  в котором первыми проснулись  птицы, и они весело щебетали, приветствуя начало дня. Послушайте  их. (Запись аудиокассеты с голосами  птиц.)

- Доброе утро! — птицы  запели.

-Добрые люди, вставайте  с постели, 

Прячется вся темнота  по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

(А. Кондратьев)

— С каких слов начали утро птицы? А вы какими словами встречаете новый день? А что говорят вам  родители, когда вы проснулись?

- Давайте разыграем с  вами такую ситуацию. Необходимо  изобразить, как будят и что  говорят вам ваши родные: бабушка,  дедушка, мама, папа, старшая сестра. Давайте определим, кто какую  роль будет выполнять. (Распределяют  роли, и проигрывается ситуация.)

- Какие еще слова приветствия  вы знаете?

- Какими словами приветствуют  других людей ваши бабушки,  мамы, папы, старшие братья?..

- Дети, посмотрите на эти  иллюстрации, как вы думаете,  кто первым должен поздороваться? (Иллюстрации с изображением мальчика  и девочки, взрослого человека  и ребенка.)

- Конечно, первыми должны  поздороваться мальчик с девочкой, ребенок со взрослым. А вы всегда  так поступаете?

- Какие слова могут  звучать при обращении к знакомым  и незнакомым взрослым, к ровесникам? («Доброе утро», «Добрый день»,  «Здравствуйте».)

- Какие адресованы ровесникам? («Привет», «Салют».) Фея :

— Дети, а я знаю вот  какого мальчика (показывает иллюстрацию). Может, и среди ваших знакомых есть такой мальчик или девочка?

 

То ли праздник, то ли будни,

Повелось с давнишних  лет,

Что друг другу молвят люди:

- Добрый день!

- Салют!

- Привет! -

Скажет так один другому,

И обоим веселей.

А Никита возле дома

Бродит, словно Бармалей.

И надутый, и сердитый

Наш «приветливый» Никита.

От него привета нет,

Он припрятал свой привет.

Что в дремучих джунглях слон

Головой слону кивает, — 

Отдает и слон поклон.

А как звонко утром летним Берестянка:

«Цвинь-цвинь-цвень!»

- «Добрый день!» — щегол  ответит. 

Правда, пень молчит как пень.

И надутый, и сердитый

Наш «приветливый» Никита.

(Э. Огнецвет)

Фея:

- Есть ли среди ваших  знакомых дети, которые похожи  на Никиту? Давайте поможем Никите. Как вы считаете, каким тоном  мы должны произносить слова  приветствия? (Доброжелательным, ласковым.) А почему? Когда произносим слово  «здравствуйте», мы желаем здоровья  другим. Когда произносим другие  слова приветствия, мы должны  показать, что мы рады видеть  друг друга, поэтому необходимо  улыбнуться, приветливо посмотреть  в глаза, так приветствуют друг  друга русские люди.

У каждого народа существуют свои традиции приветствия: так, туркмены, когда здороваются, то наклоняются  вперед друг к другу, руки при этом свисают как плети; некоторые  племена Африки трутся носами; индийцы  наклоняются друг к другу вперед, при этом правую руку прижимают к  груди и к сердцу; японцы делают поклон, при этом руки держат шпилеобразно.

И у русского народа были разные традиции: наши предки -первобытные  пещерные люди — обнимали друг друга; рыцари, мушкетеры правой рукой поднимали  забрало шлема; принцессы делали реверанс — полуприседали и наклоняли  голову.

- Дети, а теперь каждый  из вас будет заходить по  очереди в группу и приветствовать  нас. (Проигрывание ситуации.)

- А теперь представьте,  что вы превратились в сказочных  героев. Вам нужно будет произнести  слово «Здравствуйте» так, как  бы это сказали хитрая лиса, Кощей Бессмертный, Папа Карло,  Дюймовочка, Бармалей...

- Как вы думаете, всегда  ли тот, кто здоровается, приветливо  улыбается, считается вежливым? Послушайте  историю про одного ослика. (Показывает  куклу и читает стихотворение.)

«ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»

Был ослик 

Очень вежлив,

Воспитанный он был.

Всем улыбался,

Кланялся 

И «Здравствуй»

Говорил.

Потом

Он отходил на шаг 

И говорил:

- Тюлень — тюфяк, 

А заяц — трус,

А лев — дурак,

А слон — обжора

И толстяк...

Ни разу доброго

Словца

Он не сказал

Ни про кого, -

И я прошу тебя,

Дружок,

Не будь похожим

На него.

(И. Пивоваров)

 

- Дети, вежливый ли был  ослик? (Нет.) А почему? Ведь ослик  улыбался, кланялся, говорил -- «Здравствуй».

- Правильно, ребята, воспитанным  и вежливым считается тот, кто  всегда к своим знакомым или  незнакомым остается доброжелательным.

Фея:

- Сейчас я вам расскажу  необычную историю про одного  мальчика. (Дж. Родари. «Розовое слово  «привет».)

«Один мальчик растерял все  хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к  доктору. Тот сказал: "Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки". Потом велел мальчику поискать хорошие  слова. Сначала мальчик нашел  слово "у-у-у-ф", тоже нехорошее  слово, затем слово "отстань", тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое  слово "привет". Положил его  в карман и отнес домой, после  этого научился говорить хорошие  слова и стал хорошим, добрым мальчиком».

Фея :

- Вот какую интересную  историю вы услышали. Какое же  слово помогло стать мальчику  добрым? Ребята, а с вами происходило  такое?

- Дети, какие слова приветствия  вы сегодня произносили? Как  их необходимо говорить при  встрече с другими людьми?

- А теперь настало время  для отдыха. Давайте поиграем  в игру «Пылесос и пылинки».

- Дети, как у нас пыльно  в комнате. Представьте, что  пылинки это вы, они летают. (Дети  бегают по комнате.) Я буду убирать  комнату пылесосом. (Фея имитирует  движение включения пылесоса. Дети, кружась, приближаются к Фее  и медленно опускаются на пол.)

Фея прощается с детьми до новой встречи.

ЗАНЯТИЕ №4

Цель: познакомиться с  различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства  и слова, которые необходимо произносить  при расставании.

Материал и оборудование: изображения-иллюстрации (Малыш и  Карлсон; Винни-Пух и Кролик).

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; слушание отрывков из произведений; проигрывание ситуации; игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель  предлагает игру «Дружная семья». Цель: развивать у детей неречевые  средства общения.

Воспитатель:

- Дети, встаньте в круг. Каждый из вас должен выбрать  определенную роль (мамы, папы, бабушки,  дедушки...), а при помощи движений  рук и тела покажите, кто чем  занимается дома в вашей семье  (мама стирает, папа читает  газету, бабушка вяжет...).

Воспитатель:

- Дети, сегодня Фея не  сможет к нам прилететь, поэтому  мы сами отправимся к ней  в гости. Сядем на волшебный  ковер-самолет и полетим в Страну  Вежливости (Дети садятся на ковер.)

— Вот мы и на месте. А  это замок Феи.

Появляется Фея, она обращается к детям:

— Здравствуйте, дети! Проходите, располагайтесь поудобнее, будьте как  дома. На прошлой нашей встрече  вы познакомились с разными словами  приветствия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно прощаться друг с другом и какие слова при этом необходимо произносить. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы сможем увидеть и услышать знакомых вам героев Винни-Пуха и его друга Кролика. (Показывает иллюстрации.) Интересно, о чем же они говорят? Давайте послушаем.

«Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

— Уже пора? — вежливо  спросил Кролик. Нельзя ручаться, что  он не подумал про себя: Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся. Но вслух он этого не сказал, потому что он был  очень умный Кролик. Вслух он спросил:

— Уже пора?

- Ну, — замялся Пух,  — я мог бы побыть еще  немного, если бы ты... если бы  у тебя... — запинался он и  при этом почему-то не сводил  глаз с буфета.

— По правде говоря, - сказал Кролик, - я сам собирался пойти  погулять.

— А-а, ну хорошо, тогда и  я пойду. Всего хорошего.

- Ну, всего хорошего...»

(А. Милн)

 

Фея:

— Как прощаются Пух  и Кролик? Какие слова они произносят при этом? (Всего хорошего.) Как  вы думаете, можно так прощаться? А какие слова вы произносите, когда уходите из гостей? Что можно  пожелать гостеприимным хозяевам?

— Дети, сейчас вы услышите, как прощаются Малыш и Карлсон.

«Привет! — крикнул Карлсон. -- Теперь вам волей-неволей придется некоторое время обойтись без  меня. Я тороплюсь.

— Привет, Карлсон! — крикнул  Малыш. -- Тебе в самом деле пора улетать?

— Так скоро? — печально добавила фрекен Бок.

— Да, мне надо поторопиться! — крикнул Карлсон. — А то я  опоздаю к ужину. Привет! - И он улетел».

(А, Лиидгрен)

— Какое слово употребил  при прощании Карлсон? (Привет.) Как  вы думаете, он ничего не перепутал? Можно  ли при прощании с незнакомыми  взрослыми сказать «привет»?

— Что вы говорите при  расставании с родителями, со своими друзьями?

— Давайте разыграем с  вами такие ситуации. Кто-то из вас  будет исполнять роль ребенка, а  кто-то роль взрослых.

1. Представьте, что на  вокзале взрослые (мама, папа) провожают  своих детей отдыхать к бабушке  и дедушке. Подумайте, что и  как вы будете говорить друг  другу.

2. Представьте, что уже  поздно, и вы ложитесь спать.  Какие слова вы скажете друг  другу? Покажите, как это делают  ваши родители.

Фея:

- Дети, вот и настало  время расставания. Какие слова  прощания вы сегодня произносили?

- Давайте по русскому  обычаю присядем перед дальней  дорогой и хорошенько подумаем, что ожидает каждого из нас.

Воспитатель:

- Давайте Фею поблагодарим  и попрощаемся с ней до следующей  встречи. Подумайте, какие слова  мы для этого употребим? А  можно ли сказать слово «прощайте»? Когда мы произносим это слово,  то уверены в том, что уже  не встретимся с ней никогда.  А вы хотите еще встретиться  с Феей?

- Теперь каждый из вас  должен подумать и пожелать  Фее что-то доброе и приятное. (Дети произносят свои пожелания.)

Дети:

- До свидания, Фея! Воспитатель:

- А теперь нам пора  отправиться в путь. (Дети садятся  на ковер.)

Нам желают:

— Доброго пути!

Будет легче.

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму 

Чему-нибудь.

(А. Кондратьев)

Воспитатель:

- Дорога нас сильно  утомила, давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Факиры». Сядьте  в позу лотоса, закройте глаза  и медленно опустите голову  себе на грудь.

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: обучить детей уместному  использованию слов благодарности.

Материалы и оборудование: изображения-иллюстрации: мальчик, девочка, слоненок.

Предварительная работа: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу».

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми