Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35
- А с вами или вашими друзьями бывает такое, когда вы хотите начать разговор, но в это время отводите свой взгляд в сторону?
- Вот мы с вами раскрыли
вторую тайну, и замок
- Дети, как вы думаете,
какие приятные слова можно
сказать при встрече друг с
другом? Можно сказать комплимент
— несколько добрых слов. Восхититься
красивой одеждой, например: «У
тебя сегодня красивое платье»,
- Давайте с вами поиграем
в игру, которая так и называется
«Комплимент». Встаньте в круг
и, обращаясь по имени друг
к ДРУгу, глядя в глаза,
- Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали? Правильно, при встрече друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент.
Фея открывает ларец.
— А в ларце лежит моя волшебная палочка. Вот теперь я снова могу делать чудеса. Вы сегодня опять мне помогли, спасибо вам. Вы, наверное, очень устали. Когда люди устают, то настроение у них ухудшается, в тиком состоянии можно и поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз и не могу допустить. Поэтому я вас научу избавляться от усталости и плохого настроения.
Этюд на расслабление — «Фея сна».
Звучит музыка, Фея волшебной
палочкой касается каждого ребенка,
тот закрывает глаза и
ЗАНЯТИЕ № 3Цель: обучить детей в зависимости от партнера (учитывая возраст, пол), времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией; раскрыть значение слова «Здравствуйте»; закрепить умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты).
Материал и оборудование: аудиокассета с записью голосов птиц; изображения-иллюстрации: ребенок и взрослый, мальчик и девочка, сердитый мальчик Никита, игрушка ослик; иллюстрации (изображения пещерных людей, рыцарей, мушкетеров, принцесс, туркменов, эстонцев, африканцев, индийцев, японцев).
Методы и приемы: игра, направленная на создание эмоционального настроя; беседа с детьми; проигрывание ситуации; игра, направленная на снятие напряжения.
Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Паровозик». Цель: помочь замкнутым детям вступать в контакт со сверстниками.
- Дети, встаньте в круг.
Каждый из вас сейчас побудет
в роли паровозика, а остальные
дети в роли вагонов. «
Появляется Фея:
- Здравствуйте, дети! Сегодня
утром я пролетала над лесом,
в котором первыми проснулись
птицы, и они весело щебетали,
приветствуя начало дня.
- Доброе утро! — птицы запели.
-Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
(А. Кондратьев)
— С каких слов начали утро птицы? А вы какими словами встречаете новый день? А что говорят вам родители, когда вы проснулись?
- Давайте разыграем с вами такую ситуацию. Необходимо изобразить, как будят и что говорят вам ваши родные: бабушка, дедушка, мама, папа, старшая сестра. Давайте определим, кто какую роль будет выполнять. (Распределяют роли, и проигрывается ситуация.)
- Какие еще слова приветствия вы знаете?
- Какими словами приветствуют других людей ваши бабушки, мамы, папы, старшие братья?..
- Дети, посмотрите на эти
иллюстрации, как вы думаете,
кто первым должен
- Конечно, первыми должны
поздороваться мальчик с
- Какие слова могут
звучать при обращении к
- Какие адресованы ровесникам? («Привет», «Салют».) Фея :
— Дети, а я знаю вот какого мальчика (показывает иллюстрацию). Может, и среди ваших знакомых есть такой мальчик или девочка?
То ли праздник, то ли будни,
Повелось с давнишних лет,
Что друг другу молвят люди:
- Добрый день!
- Салют!
- Привет! -
Скажет так один другому,
И обоим веселей.
А Никита возле дома
Бродит, словно Бармалей.
И надутый, и сердитый
Наш «приветливый» Никита.
От него привета нет,
Он припрятал свой привет.
Что в дремучих джунглях слон
Головой слону кивает, —
Отдает и слон поклон.
А как звонко утром летним Берестянка:
«Цвинь-цвинь-цвень!»
- «Добрый день!» — щегол ответит.
Правда, пень молчит как пень.
И надутый, и сердитый
Наш «приветливый» Никита.
(Э. Огнецвет)
Фея:
- Есть ли среди ваших
знакомых дети, которые похожи
на Никиту? Давайте поможем Никите.
Как вы считаете, каким тоном
мы должны произносить слова
приветствия? (Доброжелательным, ласковым.)
А почему? Когда произносим слово
«здравствуйте», мы желаем здоровья
другим. Когда произносим другие
слова приветствия, мы должны
показать, что мы рады видеть
друг друга, поэтому
У каждого народа существуют свои традиции приветствия: так, туркмены, когда здороваются, то наклоняются вперед друг к другу, руки при этом свисают как плети; некоторые племена Африки трутся носами; индийцы наклоняются друг к другу вперед, при этом правую руку прижимают к груди и к сердцу; японцы делают поклон, при этом руки держат шпилеобразно.
И у русского народа были разные традиции: наши предки -первобытные пещерные люди — обнимали друг друга; рыцари, мушкетеры правой рукой поднимали забрало шлема; принцессы делали реверанс — полуприседали и наклоняли голову.
- Дети, а теперь каждый
из вас будет заходить по
очереди в группу и
- А теперь представьте,
что вы превратились в
- Как вы думаете, всегда
ли тот, кто здоровается,
«ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»
Был ослик
Очень вежлив,
Воспитанный он был.
Всем улыбался,
Кланялся
И «Здравствуй»
Говорил.
Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
- Тюлень — тюфяк,
А заяц — трус,
А лев — дурак,
А слон — обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого, -
И я прошу тебя,
Дружок,
Не будь похожим
На него.
(И. Пивоваров)
- Дети, вежливый ли был ослик? (Нет.) А почему? Ведь ослик улыбался, кланялся, говорил -- «Здравствуй».
- Правильно, ребята, воспитанным
и вежливым считается тот, кто
всегда к своим знакомым или
незнакомым остается
Фея:
- Сейчас я вам расскажу необычную историю про одного мальчика. (Дж. Родари. «Розовое слово «привет».)
«Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: "Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки". Потом велел мальчику поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово "у-у-у-ф", тоже нехорошее слово, затем слово "отстань", тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое слово "привет". Положил его в карман и отнес домой, после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».
Фея :
- Вот какую интересную историю вы услышали. Какое же слово помогло стать мальчику добрым? Ребята, а с вами происходило такое?
- Дети, какие слова приветствия вы сегодня произносили? Как их необходимо говорить при встрече с другими людьми?
- А теперь настало время для отдыха. Давайте поиграем в игру «Пылесос и пылинки».
- Дети, как у нас пыльно в комнате. Представьте, что пылинки это вы, они летают. (Дети бегают по комнате.) Я буду убирать комнату пылесосом. (Фея имитирует движение включения пылесоса. Дети, кружась, приближаются к Фее и медленно опускаются на пол.)
Фея прощается с детьми до новой встречи.
ЗАНЯТИЕ №4
Цель: познакомиться с различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить при расставании.
Материал и оборудование: изображения-иллюстрации (Малыш и Карлсон; Винни-Пух и Кролик).
Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; слушание отрывков из произведений; проигрывание ситуации; игра, направленная на расслабление.
Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Дружная семья». Цель: развивать у детей неречевые средства общения.
Воспитатель:
- Дети, встаньте в круг. Каждый из вас должен выбрать определенную роль (мамы, папы, бабушки, дедушки...), а при помощи движений рук и тела покажите, кто чем занимается дома в вашей семье (мама стирает, папа читает газету, бабушка вяжет...).
Воспитатель:
- Дети, сегодня Фея не
сможет к нам прилететь,
— Вот мы и на месте. А это замок Феи.
Появляется Фея, она обращается к детям:
— Здравствуйте, дети! Проходите,
располагайтесь поудобнее, будьте как
дома. На прошлой нашей встрече
вы познакомились с разными
«Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.
— Уже пора? — вежливо спросил Кролик. Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся. Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик. Вслух он спросил:
— Уже пора?
- Ну, — замялся Пух, — я мог бы побыть еще немного, если бы ты... если бы у тебя... — запинался он и при этом почему-то не сводил глаз с буфета.
— По правде говоря, - сказал Кролик, - я сам собирался пойти погулять.
— А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.
- Ну, всего хорошего...»
(А. Милн)
Фея:
— Как прощаются Пух и Кролик? Какие слова они произносят при этом? (Всего хорошего.) Как вы думаете, можно так прощаться? А какие слова вы произносите, когда уходите из гостей? Что можно пожелать гостеприимным хозяевам?
— Дети, сейчас вы услышите, как прощаются Малыш и Карлсон.
«Привет! — крикнул Карлсон. -- Теперь вам волей-неволей придется некоторое время обойтись без меня. Я тороплюсь.
— Привет, Карлсон! — крикнул Малыш. -- Тебе в самом деле пора улетать?
— Так скоро? — печально добавила фрекен Бок.
— Да, мне надо поторопиться! — крикнул Карлсон. — А то я опоздаю к ужину. Привет! - И он улетел».
(А, Лиидгрен)
— Какое слово употребил при прощании Карлсон? (Привет.) Как вы думаете, он ничего не перепутал? Можно ли при прощании с незнакомыми взрослыми сказать «привет»?
— Что вы говорите при расставании с родителями, со своими друзьями?
— Давайте разыграем с вами такие ситуации. Кто-то из вас будет исполнять роль ребенка, а кто-то роль взрослых.
1. Представьте, что на
вокзале взрослые (мама, папа) провожают
своих детей отдыхать к
2. Представьте, что уже поздно, и вы ложитесь спать. Какие слова вы скажете друг другу? Покажите, как это делают ваши родители.
Фея:
- Дети, вот и настало
время расставания. Какие
- Давайте по русскому обычаю присядем перед дальней дорогой и хорошенько подумаем, что ожидает каждого из нас.
Воспитатель:
- Давайте Фею поблагодарим
и попрощаемся с ней до
- Теперь каждый из вас
должен подумать и пожелать
Фее что-то доброе и приятное.
(Дети произносят свои
Дети:
- До свидания, Фея! Воспитатель:
- А теперь нам пора отправиться в путь. (Дети садятся на ковер.)
Нам желают:
— Доброго пути!
Будет легче.
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.
(А. Кондратьев)
Воспитатель:
- Дорога нас сильно
утомила, давайте немного
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: обучить детей уместному использованию слов благодарности.
Материалы и оборудование: изображения-иллюстрации: мальчик, девочка, слоненок.
Предварительная работа: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу».
Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми