Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

После проведения этой игры оцениваем выбор детей  и умение его объяснить.

    • Низкий уровень – 1 балл – ребёнок долго не мог определить кому он отдаст предпочтение, с трудом объяснил свой выбор и не смог подобрать нужных слов для вручения подарка.
    • Средний уровень – 2 балла – ребёнок определился с выбором достаточно быстро, но не смог объяснить почему сделал этот выбор и слова подобранные для вручения подобранны с трудом или с помощью воспитателя.
    • Высокий уровень – 3 балла – быстро сделал выбор, смог объяснить почему именно этому взрослому предназначается эта картинка (дал дополнительные комментарии), и подобрал красивые слова для вручения.

Результаты  игры отражены в приложении 2, таблица 2, график 1.

А так же в приложении 3, таблица 3, график 2 представлены результаты сравнения опроса родителей, воспитателей и не посредственно самой игры.

Вывод: на основе полученных данных приведённых в приложении 2, таблице 2, график 1мы видим, что на начальном этапе нашего эксперимента с высоким уровнем развития общения всего 30% из всех испытуемых детей, со средним уровнем так же 30% и с низким 40%. Общее число испытуемых детей взято за 100%. Что говорит о преобладании низкого уровня развития общения детей со взрослыми. Исходя из полученных данных мы переходим к следующему этапу нашего исследования формирующему эксперименту.

 

2.3 Формирующий эксперимент

На этом этапе  исследования был проведён формирующий  эксперимент. Его целью было раскрепостить  детей и помочь им легко общаться со взрослыми. Задачей было  проследить изменения умения общаться в процессе разработанного комплекса занятий и заданий на дом.

Ведущей формой работой с детьми является занятия  этического характера для обучения детей умению общения со взрослым предложен цикл из 12 занятий и 3 заданий  на дом.

 Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.

Каждое занятие ставит своей целью обучить:

  • умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);
  • умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (№2);
  • умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (№3-5);
  • умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (№6);
  • умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу (№7);
  • умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (№8);
  • умению внимательно выслушивать собеседника (№9);
  • умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать) (№10-11);
  • умению вести себя в конфликтной ситуации.

Формы работы при формировании эксперимента.

Необходимо помнить, что  созданию эмоционального настроя у  детей способствует стиль общения  педагога с детьми, структура занятий  и используемые педагогические приемы. Поэтому благодаря и постоянному персонажу – Феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения.

  • «взрослый» - «дитя», используя этот стиль, педагог выступает в роли Феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;
  • «взрослый» - «»взрослый», с помощью этого стиля дети выступает в роли «взрослых» - помощников Феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.

Структура бесед состояла из четырех этапов:

  • ритуал начала занятия,
  • постановка проблемы,
  • своевременный поиск путей решения проблемы,
  • ритуал прощания.

В содержании занятий включены игры и игровые упражнения, которые  широко используются в психо-коррекционной  и психопрофилактической работе с детьми. разработаны М.И. Чистяковой и О.В. Хухпаевой. Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:

  • закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;
  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;
  • развитие умений, направленных на распознавании чувств: «Море волнуется».

Все перечисленные игровые  упражнения использованы с целью  двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности.

В основной части занятий  мы использовали следующие приемы:

1. Игровые упражнения, направленные  на:

  • развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;
  • гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».

2. Беседа по ранее прочитанным  сказкам и рассказам: русским  народным сказкам «Гуси – лебеди»,  «Царевна-лягушка», немецкой сказке  «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.

3. Использованные художественные  слова: стихотворений, дразнилок,  пословиц.

4. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям  не просто рассказывать о той  или иной проблеме, а эмоционально  проживать ее. Ситуации направлены  на:

  • закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
  • закрепление употребления речевых этикетных формул(утренние приветствия, прощание и др.);
  • передачу характера, изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
  • усвоение манеры поведения в общении по методу Э.Берна;
  • выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.

5. Прием ТРИЗ (теория решения  изобретательных задач):

  • «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;
  • «Цепочка слов»: «Вежливость – это …», «Радость – это …», «Печаль – это …»;
  • «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.);
  • «Сказки – перевертыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;
  • «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.

6. Продуктивный вид деятельности  – рисование:

на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;

пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).

7. Вспомогательный прием  – слушание музыки. Определение  эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева)  в соответствии с характером  музыки.

В заключительной части занятий  используются игровые упражнения и  этюды, направленные на:

  • мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай – Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;
  • двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;
  • воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».
  • Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение общаться как со взрослыми так и межличностного общения.

2. 4 Контрольный эксперимент

Цель – сравнить результаты проделанной работы в ходе формирующего эксперимента с результатами полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Для этого мы вновь проводим игру «Подари подарок», а так же опрашиваем родителей по следующим вопросам:

  1. Изменилось ли общение вашего ребёнка с вами на ваш взгляд?
  2. Кто начинает диалог вы или ребёнок?
  3. Есть ли у него трудности в общении со взрослыми?
  4. Легко ли ему отстаивать свою точку зрения перед вами?
  5. Всегда ли он может правильно объяснить то чего хочет?

А так же вновь опросили воспитателей, заметили ли они изменения  в общении детей со взрослыми.Все  полученные результаты отразились в  следующих таблицах, приложениях  и графиках:

    • Результаты контрольного эксперимента – приложение 5, таблица 4, график 4,
    • Опрос родителей – приложение 6, таблица 5,
    • Сравнительная таблица опроса родителей и воспитателей – приложение 6, таблица 6,
    • Результаты сравнения констатирующего и контрольного эксперимента – приложение 7, таблица 7, график 5.

Вывод: по результатам полученным в процессе проведения этого эксперимента мы видим что с высоким уровнем 70% испытуемых детей, со средним 30% и с низким 0%.

Выводы  по 2 главе

 По результатам полученным в процессе проведения всего эксперимента мы видим какой значительный скачёк наблюдается в высоком уровне: если при констатирующем эксперименте высокий уровень составлял всего 30% то в контрольном эксперименте уровень уже 70%. Средний уровень остался без изменений и там и там 30%, а вот низкий уровень с 40% упал на 0%. После формирующего эксперимента не осталось детей которые имели бы какие либо проблемы в общении со взрослыми.Результаты изменения в общении детей со взрослыми видны не только на графиках и в таблицах но и сами взрослы это тоже заметили. Конечно каждый родитель хвалит своего ребёнка, но всё же и родители говорят что видят изменения, а так же изменения заметили и педагоги. Всё сказанное выше говорит о результативности разработанного комплекса занятий проведённого в формирующем эксперименте.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения  ребенка со взрослыми посвящены  исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской  Р.И. и др.

Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним  из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет  то содержание общения, в котором  у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения  уровню потребности у ребенка  возникает расположение и приязнь  к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка  к взрослому снижается. Суть последней  причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение  в общении с детьми.

Чтобы ребенок  смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к  ребенку, учить ребенка активно  вступать в контакты с окружающими  людьми и с уважением и любовью  относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств  целенаправленного и активного  влияния на детей. А ведь это влияние  должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных  методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми  в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей  неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.

А. С. Макаренко  говорил, обращаясь к родителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда  вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.

Уход из семьи одного из родителей часто ведет к  распаду семьи, наносит травму детям, которые становятся раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их интерес к труду, игре и т.д.

Своеобразные трудности  возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни  накладывает отпечаток на личность и характер такого ребенка. Нередко  у единственного ребенка формируются  негативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость.

В ряде исследований, проведенных  в русле социометрии, установлено  влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при  этом результатов заключается в  том, что более благоприятные  условия семейного воспитания / культурный уровень родителей, полная семья, положительные  взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям  и т. д. / сочетаются с высоким, а  неблагоприятные – с низким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников.

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми