Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35
После проведения этой игры оцениваем выбор детей и умение его объяснить.
Результаты игры отражены в приложении 2, таблица 2, график 1.
А так же в приложении 3, таблица 3, график 2 представлены результаты сравнения опроса родителей, воспитателей и не посредственно самой игры.
Вывод: на основе полученных данных приведённых в приложении 2, таблице 2, график 1мы видим, что на начальном этапе нашего эксперимента с высоким уровнем развития общения всего 30% из всех испытуемых детей, со средним уровнем так же 30% и с низким 40%. Общее число испытуемых детей взято за 100%. Что говорит о преобладании низкого уровня развития общения детей со взрослыми. Исходя из полученных данных мы переходим к следующему этапу нашего исследования формирующему эксперименту.
2.3 Формирующий эксперимент
На этом этапе исследования был проведён формирующий эксперимент. Его целью было раскрепостить детей и помочь им легко общаться со взрослыми. Задачей было проследить изменения умения общаться в процессе разработанного комплекса занятий и заданий на дом.
Ведущей формой работой с детьми является занятия этического характера для обучения детей умению общения со взрослым предложен цикл из 12 занятий и 3 заданий на дом.
Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.
Каждое занятие ставит своей целью обучить:
Формы работы при формировании эксперимента.
Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приемы. Поэтому благодаря и постоянному персонажу – Феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения.
Структура бесед состояла из четырех этапов:
В содержании занятий включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психо-коррекционной и психопрофилактической работе с детьми. разработаны М.И. Чистяковой и О.В. Хухпаевой. Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:
Все перечисленные игровые упражнения использованы с целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности.
В основной части занятий мы использовали следующие приемы:
1. Игровые упражнения, направленные на:
2. Беседа по ранее прочитанным
сказкам и рассказам: русским
народным сказкам «Гуси –
3. Использованные художественные
слова: стихотворений,
4. Проигрывание ситуаций,
которые дают возможность
5. Прием ТРИЗ (теория решения изобретательных задач):
6. Продуктивный вид деятельности – рисование:
на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;
пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).
7. Вспомогательный прием
– слушание музыки. Определение
эмоционального состояния
В заключительной части занятий используются игровые упражнения и этюды, направленные на:
2. 4 Контрольный эксперимент
Цель – сравнить результаты проделанной работы в ходе формирующего эксперимента с результатами полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Для этого мы вновь проводим игру «Подари подарок», а так же опрашиваем родителей по следующим вопросам:
А так же вновь опросили воспитателей, заметили ли они изменения в общении детей со взрослыми.Все полученные результаты отразились в следующих таблицах, приложениях и графиках:
Вывод: по результатам полученным в процессе проведения этого эксперимента мы видим что с высоким уровнем 70% испытуемых детей, со средним 30% и с низким 0%.
Выводы по 2 главе
По результатам полученным в процессе проведения всего эксперимента мы видим какой значительный скачёк наблюдается в высоком уровне: если при констатирующем эксперименте высокий уровень составлял всего 30% то в контрольном эксперименте уровень уже 70%. Средний уровень остался без изменений и там и там 30%, а вот низкий уровень с 40% упал на 0%. После формирующего эксперимента не осталось детей которые имели бы какие либо проблемы в общении со взрослыми.Результаты изменения в общении детей со взрослыми видны не только на графиках и в таблицах но и сами взрослы это тоже заметили. Конечно каждый родитель хвалит своего ребёнка, но всё же и родители говорят что видят изменения, а так же изменения заметили и педагоги. Всё сказанное выше говорит о результативности разработанного комплекса занятий проведённого в формирующем эксперименте.
Заключение
Анализ психолого-
Подводя итог
можно отметить, что общение является
основным условием развития ребенка, одним
из наиболее важных моментов, определяющих
развитие отношения детей к взрослым.
Более всего ребенка
Чтобы ребенок
смог понимать других, общаться со взрослыми,
они должны гуманно относиться к
ребенку, учить ребенка активно
вступать в контакты с окружающими
людьми и с уважением и любовью
относиться к ребенку. Однако, не всегда
взрослые уделяют нужное внимание общению,
как одному из специфических средств
целенаправленного и активного
влияния на детей. А ведь это влияние
должно осуществляться через внушение
и разъяснение, подражание и убеждение,
приучение и упражнение, требование
и контроль, поощрение и наказание.
И если использование перечисленных
методов не дает должного эффекта, то
это нередко связано с
А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.
Уход из семьи одного из родителей часто ведет к распаду семьи, наносит травму детям, которые становятся раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их интерес к труду, игре и т.д.
Своеобразные трудности
возникают в семьях при воспитании
единственного ребенка. Отсутствие
общения с другими детьми, близкими
по возрасту и по совместной жизни
накладывает отпечаток на личность
и характер такого ребенка. Нередко
у единственного ребенка
В ряде исследований, проведенных
в русле социометрии, установлено
влияние особенностей семьи на статус
ребенка в коллективе сверстников.
Общая тенденция полученных при
этом результатов заключается в
том, что более благоприятные
условия семейного воспитания / культурный
уровень родителей, полная семья, положительные
взаимоотношения между
Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми