Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Все сказанное  выше еще раз подчеркивает фундаментальную роль отношений и общения ребенка со взрослым в становлении психики ребенка. Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой возрастного периода.

1.3 Общение детей в семье

Семья – основанная  на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений. Как социальное явление  семья претерпевает изменения в  связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной  самостоятельностью.

Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий  и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому  коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях  и ценностях, о том, что нужно  знать и как надо себя вести. Ребёнок  получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в  различных ситуациях повседневного  общения. Объяснения и получения  родителей, их пример, весь уклад в  доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и  критерии оценки добра и зла, допустимого  и порицаемого, справедливого и  несправедливого. Оптимальные возможности  для интенсивного общения ребенка  со взрослыми создает семья как  посредством его постоянного  взаимодействия с родителями, так  и посредством тех связей, которые  они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья  не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление  тенденции к определенному стилю  детского поведения, но и на психическое  здоровье детей; так, неуверенность  ребенка в положительном отношении  к себе взрослого или, наоборот, уверенность  именно в неактивной оценке его как  личности провоцирует подавленную  агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как  негативное, то попытки взрослого  побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним  из взрослых и ребенком порождает  неуверенность последнего в положительном  отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под  влиянием опыта общения со взрослыми  у ребенка не только формируются  критерии оценки себя и других, но и  зарождается очень важная способность  – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как  собственные. В общении со взрослыми  и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений  ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем  более что он также нуждается  в признании окружающих людей.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок  встречается на первых этапах своей  жизни и именно от них и через  них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему  человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

1.4 Формы общения ребёнка со взрослым

Старший дошкольный возраст  этот период описывается как время  овладения социальным пространством  человеческих отношений через общение  со взрослыми, а также игровые  и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая  употреблением все большего количества вещей, открывает для себя "двойственную природу рукотворного мира: постоянство  функционального назначения вещи и  относительность этого пространства" (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами  взаимодействиями с другими. Ребенок  учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается  речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и  экспрессивную.  
Параметры общения: 
1) форма общения:  
вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);  
внеситуативно-личностное (5-6 лет). 
2) содержание потребности в общении:  
потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет); 
потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет). 
3) ведущий мотив общения:  
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет); 
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет). 
4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:  
первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;  
приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Высшей формой коммуникативной  деятельности, наблюдаемой в старшем  дошкольном возрасте, является внеситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым. Она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".

Что же реально стоит за этим ко многому обязывающим определением – «внеситуативно-личностное»? Прежде всего, внеситуативно-личностное общение, приходящее на смену внеситуативно-познавательному, характеризуется изменением ведущего мотива коммуникативной деятельности детей с собственно познавательного  на личностный.  
Вместе с тем трансформируется содержание общения. Если при познавательном общении ребенок обсуждает со взрослым, главным образом, предметы и явления «мира вещей», то при личностном общении интересы ребенка сосредотачиваются на «мире людей», мире человеческих взаимоотношений, норм поведения, чувств (ребенок сообщает о своем эмоциональном состоянии, своих переживаниях, обращается ко взрослому за поддержкой и одобрением, критикует кого-либо, говорит о своем расположении или антипатии к кому-либо, расспрашивает взрослого о нем самом). Дети 5–7 лет стремятся не просто к доброжелательному вниманию со стороны партнеров по общению, а к достижению общности взглядов и оценок, взаимопониманию, сопереживанию со взрослыми и сверстниками. Совпадение собственных взглядов и оценок с мнением взрослого ребенок считает основным критерием их правильности.  
Переходя на личностный уровень, общение ребенка усложняется и дифференцируется. Круг общения ребенка старшего дошкольного возраста стремительно расширяется, помимо родителей, близких людей в него входят малознакомые, а то и вовсе «чужие» люди.  
Личностную направленность общения детей старшего дошкольного возраста можно отчетливо проследить на примере установления детьми психологической дистанции разного размера при общении с тем или иным партнером. Возможно, через установление психологической дистанции ребенок обозначает границы собственной «Я-концепции». Это обстоятельство объясняет, почему с одними людьми дошкольник быстро находит общий язык, общается с удовольствием, с радостью готов выполнить любое поручение, скучает по ним, ищет новых встреч, а взрослых, не обладающих авторитетом в глазах ребенка, он просто игнорирует, способен «наказать» охлаждением отношений, а то и отказом от общения.  
Опосредствованность общения ребенка старшего дошкольного возраста становящейся «Я-концепцией» проявляется и в том, что при установлении контактов дети уже руководствуются достаточно развитыми представлениями о «своих» и «чужих». используют по отношению к этим категориям соответствующие способы общения. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» – гласит римская пословица. Ребенок-дошкольник умеет действовать, следуя этой логике! То, что ребенок позволяет себе с родителями, оказывается абсолютно неприемлемым с соседями и, тем более, с совсем незнакомыми людьми. Зная об этом, ребенок выбирает уместную коммуникативную стратегию из доступного ему арсенала. Постепенно, на это указывают родители и педагоги, общение дошкольника теряет свойственную ему ранее непосредственность. Ребенок начинает понимать, что, кому и как можно сказать, а чего говорить не следует, «на языке» ребенка оказывается далеко не всё, что у него «на уме», общение строится с учетом ограничений и условностей. Вместе с тем ребенка-дошкольника трудно уподобить дипломату, назвать «сдержанным партнером», ведь ребенку редко удается за усвоенным им этикетом общения скрыть свои подлинные эмоции, чувства, страсти.  
Расширение круга общения ребенка имеет еще одно важное следствие. Если родители зачастую относятся к ребенку некритично, то чужие люди хорошо относятся к ребенку не просто так, их признание, уважение еще нужно заслужить! Сталкиваясь с обусловленным отношением к себе самому, ребенок вынужден считаться с окружающими, стремиться к тому, чтобы соответствовать их требованиям. Старшие дошкольники становятся особо чувствительными, сензитивными к оценочным замечаниям других людей, особенно если замечания напрямую касаются личностных качеств или физических особенностей детей. Старшему дошкольнику уже далеко не безразлично, как на него посмотрят окружающие, какое впечатление о нем составят. «Прежнее равнодушие к этим вопросам сменяется на пристрастность», – пишет М.И. Лисина. Многие педагоги склонны говорить даже об особой «вспыльчивости», «капризности», «обидчивости» детей старшего дошкольного возраста.

 
 Вывод по 1 главе

Проанализировав психолого – педагогическую литературу мы видим что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И. и др.

Можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение в общении с детьми.

Неправильное  – это значит:

    1. без уважения к личности ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми;
    2. без учета возрастных потребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии;
    3. без принятия и понимания ребенка, без доверия к нему.

На основе изученной теоретической информации по данной проблеме мы можем смело  провести эксперимент в это области что бы наиболее чётко видеть картину взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и при выявлении проблемных ситуаций разработать ряд рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста

2.1. Содержание и анализ опытно  – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Изучив и проанализировав  рассмотренную выше психолого - педагогическую литературу, попробуем экспериментально выявить уровень развития общения детей со взрослыми, их проблемные стороны, а так же найти пути решения этих проблем.

Исследование  будем проводить в три этапа. На первом этапе – Констатирующий эксперимент, выявим при помощи игры реальное отношение ребёнка ко взрослому. Мы проверим какому взрослому и на сколько доверяет ребёнок и какого его желание общаться с тем или иным взрослым. Здесь же был проведён опрос воспитателей и родителей что бы выяснить на каком уровне развития по их мнение общение детей со взрослыми в испытуемой группе.  

На втором этапе  – формирующем эксперименте был  проведён ряд занятий в которых  были задействованы и педагоги и дети что бы увидеть на сколько они умеют сотрудничать как дети реагируют на просьбы взрослых и какие в процессе занятий ведут диалоги. А так же на этом этапе были даны несколько заданий на дом для совместного выполнения детей и родителей.

Третий этап контрольный  эксперимент – на этом этапе вновь  проводиться игра которая уже  проводилась в констатирующем эксперименте. Целью которой является посмотреть изменилось ли общение и восприятие детьми взрослых как равноправных участников процесса общения. Результаты полученные после провидения этой игры сравниваются с результатами констатирующего  эксперимента.

 

 

2.2 Констатирующий эксперимент

Цель  эксперимента – выявить реальное отношение детей к тому или иному взрослому и желание с ним общаться.

В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного  возраста детского сада «Берёзка» № 244 г. Волгограда р. Советский.

В начале эксперимента был проведён опрос родителей  экспериментируемых детей по следующим  вопросам:

  1. С кем чаще играет (общается ) ваш ребёнок.
  2. К кому первому он подходит с просьбой.
  3. Любит ли он детский сад.
  4. К кому из воспитателей он идёт с большим желанием.
  5. В какие игры вы играете со своим ребёнком.
  6. Кто чаще заводит диалог взрослый или ребёнок.
  7. Общительный ли ваш ребёнок.
  8. С кем ему нравиться общаться больше со сверстниками или со взрослыми.
  9. Есть ли у него трудности в общении со взрослыми.

Результаты  опроса представлены в таблице 1 приложение 1.

Так же была проведена  беседа с воспитателями этой группы на каком уровне развития общения  по их мнению находятся эксперементируемые дети.

Результаты  в таблице 3 приложение 3.

Следующим этапом в этом эксперименте отношение ребенка к тому или иному взрослому. Для этого была проведена игра «Подари подарок».

Для проведения этой игры нам понадобиться по три картинки на каждого ребёнка. В начале игры ребёнку показывается набор его картинок и спрашиваем какая из картинок ему нравиться больше всего. Затем нужно рассказать что это не просто картинки они волшебные, поднимают настроение даже самым грустным. Подумай хорошо кому бы ты хотел их подарить из взрослых (маме, папе, воспитателям и т. д.) После того как ребёнок определиться с выбором его просят объяснить почему именно эту картинку а не другую ты подарил именно этому взрослому.

После объяснения ребёнку даётся следующее задание  придумать с какими словами он будет дарить эту картинку. (Если ребёнок выбрал кого то из воспитателей можно на мести понаблюдать как  и что он будет говорить когда  будет дарить.)

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми