Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградский государственный социально - педагогический университет

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогика дошкольного образования

 

 

 

 

Тема: Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми.

 

Курсовая работа.

 

 

 

Исполнитель: Гришанина Е.В.

студентка 4 курса заочного отделения

факультета  ДПиП группа Д - 42

Научный руководитель: Ефграфова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Волгоград  2010

 

Содержание

стр.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8

    1. Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
    2. Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
    3. Общение детей в семье…………………………………………………………..16
    4. Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18

Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22

Глава 2. Экспериментальное  изучение общения со взрослыми детей  старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23

2.1. Содержание и анализ опытно  – экспериментальной работы по  развитию общения детей старшего  дошкольного возраста со взрослыми……………………23

2.2 Констатирующий  эксперимент………………………………………………….23

2.3 Формирующий  эксперимент……………………………………………………..25

2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29

Выводы  по 2 главе………………………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………………….31

Литература…………………………………………………………………………..33

Приложение…………………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема  общения детей старшего дошкольного  возраста со взрослыми очень актуальна  и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением  этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение  – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления  человеческого общества. Человек  общался по поводу / мотиву / добывания  средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /

В исследованиях  ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении  у детей является базисом для  дальнейшего развития всей психики  и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский  Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская  А. С. и др. /. Именно в процессе общения  с другими людьми ребенок усваивает  человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между  людьми.

Вне человеческого  общения невозможно развитие личности ребенка               /подтверждением того являются дети –  маугли. Дефицит общения взрослого  с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению  задержки психического развития, в  других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях  – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза / в младенческом и раннем возрасте /. Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим  результатам: как свидетельствуют  многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем  психическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие  о том, что недостаточное общение  или полное его отсутствие пагубно  сказывается на развитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее  в закрытых детских учреждениях : из - за дефицита общения со взрослыми  дети начинают резко отставать в  развитии. Если бы с рождения ребенок  был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок  получает необходимую для его  индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших  факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми  людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического  опыта человечества. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам  и в какой форме она выражалась.

В исследованиях М.И.Лисиной  и ее сотрудников не только прослеживается влияние общения с окружающими  на развитие детей от рождения до семи лет, но и определены этапы (формы) формирования у них деятельности общения (И.В.Дубровина, 1979; М.Елагина, 1985; А. В.Запорожец, 1974; М.И.Лисина, 1986; А.Г.Рузская, 197 9 и др.): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная формы общения. В основе каждой из этих форм общения  ребенка с окружающими лежит  удовлетворение его потребности  в положительном, эмоционально окрашенном взаимодействии со взрослым.

Исходя из того, что общение  ребенка является прежде всего проявлением  его природной, естественной активности (И.В.Дубровина, 1990; А.Г.Рузская, 1990), М.И.Лисина устанавливает связь между этапами  развития деятельности общения у  детей дошкольного возраста и  формированием потребностей у них  в этой деятельности. Выделены стадии развития потребности в общении (М.И.Лисина, 1974). Кроме того, автором  разработана своеобразная методика изучения мотивов вступления ребенка  в контакт со взрослым. Ею выделены и критерии, на основании которых  можно судить о существовании у ребенка мотивов и потребностей в общении с окружающими взрослыми: интерес и внимание к взрослому, эмоциональная окрашенность проявлений в отношении к взрослому, действия ребенка, направленные на «обмен» информацией об окружающем с ним, реакция ребенка на контакт, стремление к продолжению этого взаимодействия.

Однако несмотря на достаточно устойчивый теоретико-практический интерес  к изучению деятельности общения  детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми, предметом специальных  научных исследований проблема стимуляции познавательной активности детей в  этом возрасте в структуре деятельности общения со взрослыми не являлась. В психолого-педагогических исследованиях  есть лишь некоторые попытки наметить подходы к изучению обозначенной проблемы.

М.И.Лисина (1974) определяет общение  ребенка как активные действия, с  помощью которых он стремится  передать окружающим и получить от них определенную информацию, установить необходимые эмоционально-окрашенные отношения, согласовать свои действия и удовлетворить свои потребности - как в контакте личностном, эмоциональном, так и в интеллектуальном, познавательном.

В некоторых исследованиях (Ю.Б.Некрасова, 1986; С.В.Корницкая, 197 3) сделана  попытка описать условия, обеспечивающие позитивный результат общения со взрослым для развития ребенка. К  таким условиям авторы относят совпадение мотивов общения взрослого и  ребенка и соответствие содержания общения уровню развития потребностей последнего.

Л. С. Выготский   считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно найти доверительные отношения между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение  должно занимать не последнее место т.к. общение со взрослым является главным фактором влияющим на развитие познавательной активности, творческой, грамматической, всесторонне развитой личности.

Учитывая  эти данные, тема курсовой работы является актуальной.   

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе исследования информации, определить содержание и особенности общения старших дошкольников со взрослыми в условиях традиционной для дошкольного учреждения организации повседневной деятельности детей.

Объектом нашего исследования – формирование личности ребенка.

Предмет исследования – развитие общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

Гипотеза

  1. потребности ребенка в познании окружающей действительности влияют на процесс становления его деятельности общения со взрослым, на осознание взрослого как необходимого источника информации об окружающем.
  2. Общение со взрослым можно рассматривать как фактор, влияющий на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в плане реализации их возрастных и индивидуальных возможностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой данной работы, определяются следующие задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.
    2. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми.
    3. Определить влияние общения на психическое развитие ребенка.
    4. Изучить методические подходы к проблеме общения дошкольников со взрослыми.
    5. Разработать по полученным результатам практические рекомендации педагогам и родителям по учету общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

В данной работе использованы следующие методы:

  • анализ научно-педагогической и методической литературы;
  • - методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);
  • - диагностические методы;
  • - психолого-педагогический эксперимент:

Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы родителями и воспитателями  для развития общения в старшем  дошкольном возрасте и преодолении  проблем общения между ребёнком и взрослым.

Теоретическая новизна исследования состоит в анализе работ отечественных  педагогов и психологов, а так  же выявлении их основных идей в  проблеме развития общения детей  старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Организация исследования:

Исследования проводились  в течении года (2010 - 2011) на базе д/с №244 «Берёзка»

г. Волгоград.

За этот период диагностической  работы было охвачено 10 детей старшего дошкольного возраста. Разработана и детально изложена методика констатирующего и формирующего экспериментов. Все данные изложены в таблицах.

Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии

1.1 Понятие  общения, его виды и значение  для развития детей дошкольного  возраста

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего  и дошкольного детства. Нет оснований  говорить о том, что с возрастом  ребенка роль общения усиливается  или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все  сложнее и глубже по мере того, как  обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром  и проявляются все новые его  способности.Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения  состоит в его способности  ускорять ход развития детей. Влияние  общения обнаруживается не только в  ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, сто оно  позволяет детям преодолеть неблагоприятную  ситуацию, а также способствует исправлению  дефектов, возникших у детей при  неправильном воспитании.

Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: 1) в области любознательности детей; 2) в сфере их эмоциональных  переживаний; 3) при формировании любви  к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 4) в сфере овладения  речью; 5) в сфере личности и самосознания детей.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В  общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в  межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном  или эмоциональном состоянии  живого существа. Один человек может  передавать другому информацию о  наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему, внутреннему содержанию.

Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми