Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со взрослыми в современной психологии…………………………………………..8
Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми…………………………….14
Общение детей в семье…………………………………………………………..16
Формы общения ребёнка со взрослым………………………………………….18
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………..22
Глава 2. Экспериментальное изучение общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..23
2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми……………………23
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………….23
2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………………..25
2. 4 Контрольный эксперимент……………………………………………………29
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский государственный социально - педагогический университет
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогика дошкольного образования
Тема: Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми.
Курсовая работа.
Исполнитель: Гришанина Е.В.
студентка 4 курса заочного отделения
факультета ДПиП группа Д - 42
Научный руководитель: Ефграфова Т.А.
Содержание
стр.
Глава 1. Анализ проблемы развития
общения старших дошкольников со
взрослыми в современной
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное
изучение общения со взрослыми детей
старшего дошкольного возраста…………………………
2.2 Констатирующий
эксперимент…………………………………………………
2.3 Формирующий
эксперимент…………………………………………………
2. 4 Контрольный эксперимент…………………
Выводы
по 2 главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовление пищи, одежды и др. /
В исследованиях
ведущих отечественных
Вне человеческого
общения невозможно развитие личности
ребенка
/подтверждением того являются дети –
маугли. Дефицит общения взрослого
с ребенком, по мнению специалистов,
ведет к различным нарушениям:
в одних случаях к
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Общение - один из важнейших
факторов общего психического развития
ребенка. Только в контакте со взрослыми
людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического
опыта человечества. А. Джерсилд, описывая
эмоциональное развитие детей, отмечал,
что способность ребенка любить
окружающих тесно связана с тем,
сколько любви он получил сам
и в какой форме она
В исследованиях М.И.Лисиной и ее сотрудников не только прослеживается влияние общения с окружающими на развитие детей от рождения до семи лет, но и определены этапы (формы) формирования у них деятельности общения (И.В.Дубровина, 1979; М.Елагина, 1985; А. В.Запорожец, 1974; М.И.Лисина, 1986; А.Г.Рузская, 197 9 и др.): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная формы общения. В основе каждой из этих форм общения ребенка с окружающими лежит удовлетворение его потребности в положительном, эмоционально окрашенном взаимодействии со взрослым.
Исходя из того, что общение
ребенка является прежде всего проявлением
его природной, естественной активности
(И.В.Дубровина, 1990; А.Г.Рузская, 1990), М.И.Лисина
устанавливает связь между
Однако несмотря на достаточно устойчивый теоретико-практический интерес к изучению деятельности общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми, предметом специальных научных исследований проблема стимуляции познавательной активности детей в этом возрасте в структуре деятельности общения со взрослыми не являлась. В психолого-педагогических исследованиях есть лишь некоторые попытки наметить подходы к изучению обозначенной проблемы.
М.И.Лисина (1974) определяет общение
ребенка как активные действия, с
помощью которых он стремится
передать окружающим и получить от
них определенную информацию, установить
необходимые эмоционально-
В некоторых исследованиях (Ю.Б.Некрасова, 1986; С.В.Корницкая, 197 3) сделана попытка описать условия, обеспечивающие позитивный результат общения со взрослым для развития ребенка. К таким условиям авторы относят совпадение мотивов общения взрослого и ребенка и соответствие содержания общения уровню развития потребностей последнего.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно найти доверительные отношения между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнее место т.к. общение со взрослым является главным фактором влияющим на развитие познавательной активности, творческой, грамматической, всесторонне развитой личности.
Учитывая эти данные, тема курсовой работы является актуальной.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе исследования информации, определить содержание и особенности общения старших дошкольников со взрослыми в условиях традиционной для дошкольного учреждения организации повседневной деятельности детей.
Объектом нашего исследования – формирование личности ребенка.
Предмет исследования – развитие общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.
Гипотеза
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой данной работы, определяются следующие задачи:
В данной работе использованы следующие методы:
Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы родителями и воспитателями для развития общения в старшем дошкольном возрасте и преодолении проблем общения между ребёнком и взрослым.
Теоретическая новизна исследования
состоит в анализе работ
Организация исследования:
Исследования проводились в течении года (2010 - 2011) на базе д/с №244 «Берёзка»
г. Волгоград.
За этот период диагностической работы было охвачено 10 детей старшего дошкольного возраста. Разработана и детально изложена методика констатирующего и формирующего экспериментов. Все данные изложены в таблицах.
Глава 1. Анализ проблемы
развития общения старших дошкольников
со взрослыми в современной
1.1 Понятие
общения, его виды и значение
для развития детей
Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности.Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, сто оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.
Влияние общения прослеживается
в различных сферах психического
развития ребенка: 1) в области любознательности
детей; 2) в сфере их эмоциональных
переживаний; 3) при формировании любви
к взрослому и дружеских
Общение свойственно всем
высшим живым существам, но на уровне
человека оно приобретает самые
совершенные формы, становясь осознанным
и опосредствованным речью. В
общении выделяются следующие аспекты:
содержание, цель и средства. Содержание
— это информация, которая в
межиндивидуальных контактах
Информация о работе Особенности и содержание общения старших дошкольников со взрослыми