Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.

Задачи:

1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;

2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;

3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;

4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

 

Глаза: это символ присущего  человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные  манеры поведения; для мужчин: женственные  черты характера с прорисовкой  зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия.

 

Определить по сочетанию  с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

 

Перья — тенденция к  самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

 

Несущая, опорная часть  фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность  этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

 

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора  на существенные положения и значимую информацию;

 

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

 

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо  соединены или не соединены вовсе  — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и  однонаправленность формы лап, любых  элементов опорной части —  конформность суждений и установок  в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме  и положении этих деталей —  своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся  над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде  завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение”  с неделикатным и неразборчивым  притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно  в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих  перьев).

 

Хвосты: выражают отношение  к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции  — судя по тому, повернуты ли эти  хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение  к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим  мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная  окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением  вниз (недовольство собой, сомнение в  собственной правоте, сожаление  о сделанном, сказанном, раскаяние  и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

 

Контуры фигуры: анализируются  по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура.

 

Это защита от окружающих, агрессивная  — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой —  если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии; с опасением, подозрительностью  — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена.

 

Направленность такой  защиты — соответственно пространственному  расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих  возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих  подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы защиты, расположенные  не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

 

Общая энергия: оценивается  количество изображенных деталей —  только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном  несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный  контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое  соматическое заболевание (то же самое  подтверждается характером линии —  слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая  на него). Обратный же характер линий  — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко  продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой  символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

 

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих  друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий  и т.д.). Оценка осуществляется так  же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий  и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

 

Тематически животные делятся  на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или  птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной  персоне и к своему “Я”, представление  о собственном положении в  мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель  самого рисующего. Уподобление рисуемого  животного человеку, начиная с  постановки животного в положение  прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует  об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах  и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует  и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего  мира, нежелание давать сведения о  себе окружающим, наконец, нежелание  подвергаться тестированию. Такие рисунки  обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

 

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование  в глаз электролампы, в тело и  конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

 

Творческие возможности  выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к  которому лишь приделывается “готовая”  существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим —  кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

 

Название может выражать рациональное соединение смысловых  частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер”  и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским  суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

 

 

Приложение 5

 

Анкета «Любите ли Вы театр?

 

Уважаемые родители!

 

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут  нам более эффективно построить  работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.

 

1.  Как Вы относитесь  к театральному искусству?______________

 

2.  Как часто Вы с  детьми посещаете театральные  представления?__________

 

3.  Как Вы относитесь  к созданию в нашем саду  творческих мастерских «История  театра», «Куклы и дети», «Фольклор  и театр»?__________________________________________________________

 

4.  Имеется ли у Вас  опыт семейных театральных постановок?_____

 

5.  Хотелось бы Вам  участвовать в театральных постановках  вместе с детьми, как в детском  саду, так и дома?____________________________

 

6.  Какой вид театра  Вам нравится больше всего:

 

- кукольный;

 

- настольный;

 

- театр теней;

 

- театр марионеток;

 

- опера и балет;

 

- музыкальный театр;

 

- другой.

 

7.  Что Вы знаете о  театрах нашего города?________________

 

8.  Как Вы относитесь  к возможности организации семейного  театра?___________________________________________________________

 

9.  Какую посильную помощь  Вы смогли бы оказать в создании  и проведении театральных постановок  в нашем детском саду:

 

- изготовление кукол;

 

- пошив костюмов для  театральных постановок;

 

- изготовление декораций;

 

- изготовление афиш, пригласительных  билетов и т.д.;

 

- личное участие в постановках. 

 

Приложение 6

 

Анкета на выявление отношения  семьи к совместной культурно  досуговой деятельности

 

1.  Что Вы понимаете  под словом «досуг»?____________________

 

2.  Как Вы проводите  совместный семейный досуг:

 

- совместное слушание  радиопередач (обмен мнениями о  прослушивании радиопередачах);

 

- совместный просмотр  телепередач (обмен мнениями о  просмотренных телепередачах);

 

- семейное чтение вслух  (обмен мнениями о прочитанном);

 

- посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении);

 

- посещение концертов  (обмен мнениями о посещении);

 

- посещение художественных  выставок (обмен мнениями о посещении);

 

- другое.

 

3.  Есть ли у Вас  общие семейные занятия и увлечения?______

 

4.  Есть ли в Вашей  семье традиции?_______________________

 

5.  Кто является хранителем  традиций в Вашей семье? Передаются  ли они от поколения к поколению?________________________________

 

6.  В какие игры Вы  любите играть с детьми?____________________


Информация о работе Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников