Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;
2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;
3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;
4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.
социальный педагог
Таблица 7 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по всем четырём методикам на контрольном этапе эксперимента№ Ф.И. ребёнка Результаты по методикам Выводы об уровне агрессивности
1 2 3 4
1 Аня Е. СЛ СР СЛ СЛ СЛ
2 Аня С. СЛ СР СР СР СР
3 Андрей П. СЛ СР СЛ СЛ СЛ
4 Артем Т. В СР В СР СР
5 Вадим З. СЛ СР СЛ СЛ СЛ
6 Георгий О. СР СЛ СР СР СР
7 Игорь М. СР СЛ СЛ СЛ СЛ
8 Катя С. В СР СР СР СР
9 Коля А. СР СЛ СЛ СЛ СЛ
10 Костя Л. СР СЛ СР СР СР
11 Кирилл Ю. СЛ СЛ СЛ СЛ СЛ
12 Лера Л. СР СР СР СР СР
13 Никита Б. СР СР СЛ СЛ СР
14 Тимофей Р. СР СР СР СЛ СР
По результатам четырёх методик на контрольном этапе эксперимента получены следующие данные:
- 6 детей имеют слабый уровень агрессивности,
- 8 детей - средний,
- высокий и повышенный
уровень агрессивности не
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Аня С., Георгий О., Артем Т., Коля А.), на контрольном этапе показали средний уровень.
Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.
Можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза
о том, что процесс профилактики
агрессивности детей
Заключение
Проблема организации досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности, рассмотренная в данной выпускной квалификационной работе, по своей актуальности заслуживает внимания как специалистов в области педагогики и психологии, так и родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.
Агрессивность – это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.
Детская агрессивность есть
комплексное, личностное образование.
Причинами агрессивного поведения
могут быть как психологические,
так и социально-
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Отсюда, работу по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Наиболее эффективным
средством профилактики агрессивности
детей старшего дошкольного возраста
выступает игровая
С целью изучения путей
профилактики агрессивности детей
старшего дошкольного возраста средствами
досуговой деятельности, нами была
проведена опытно-
По результатам
Учитывая все вышеизложенные
рекомендации, нами была разработана
примерная программа
После проведения опытно-экспериментальной
работы нами было организовано контрольное
обследование, имеющее цель определить
эффективность проделанной
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний уровень. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза
о том, что процесс профилактики
агрессивности детей
В заключении можно отметить,
что социальный педагог при организации
досуговой деятельности детей формирует
общую культуру ребенка, развивает
его задатки и способности, что
оказывает большое влияние на
его социализацию. Организуя досуг
ребенка, также социальный педагог
влияет на его поведение через
его интересы, увлеченность, творчество,
которые становятся своеобразным средством
социального воспитания. Социальный
педагог как важная кадровая единица
дошкольного образовательного учреждения
может выполнять работу, направленную
на профилактику и решения трудных
жизненных ситуаций детей и их
семей, является координатором в
осуществлении социально-
Список литературы
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе// Дошкольное воспитание.2008.№8. 28с.
2. Акулова О.Театрализованные
игры //Дошкольное воспитание.-2005.
3. Басов Н.Ф., Басова
В.М., Кравченко А.Н. Социальный
педагог: Введение в профессию:
4. Берни С.Творческий
подход к родительской роли//
5. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.528с.
6. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.128
7. Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1999.- 122с.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. 440с.
9. Васильева М.А. Программа
воспитания обучения и
10. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208с.
11. Веракс Н.Е., Веракса
А.Н. Развитие ребенка в
12. Выгодский Л.С. Психология. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2000.1008с.
13. Галигузова Л.Н.Развитие
игровой деятельности. Игры и
занятия с детьми 1-3 лет. М.:Мозайка-Синтез.2008.
14. Галигузова М.А.Социальная
педагогика курс лекций: Учеб. пособие
для студ. высш учеб. заведений. -
М.: Гуманит. изд. Центр Владос,
15. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. М.:Мозайка-Синтез.2006.110с.
16. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка- Синтез, 2008.144с.
17. Евдокимова Е.С., Додокина
Н.В., Семейный театр в детском
саду: совместная деятельность
18. Жаркова А.Д. и профессора В.М. Чижикова. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под научной редакцией академика .- М.: МГУ, 2004.-455с.
19. Зацепина М.Б. Культурно-
20. Зацепина М.Б. ,Антонова Т.В.Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозайка-Синтез.2005.160с.
21. Зацепина М.Б. Развитие
ребенка в театрализованной
22. Карабанова О., ШведовскаяА.
Как они играют; // Дошкольное воспитание.2005.№4.
23. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова
А.Ю. Педагогический словарь.
24. Ковалева И.В. Профилактика
агрессивного поведения у
25. Козлова С.А., Куликова
Т.А.Дошкольная педагогика: учебник
для студ. сред. проф. учеб. Заведений.8-е
изд., М.: Издательский центр «Академия».
26. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер. 2004.224 с.
27. Крысько В.Т. Социальная психология: словарь-справочник Мн.: Харвест, М,: АС, 2001.688с.
28. Левитов Н.Д. Психические
состояния агрессии//Вопросы
29. Маркова Л.С. Работа
педагога-психолога в ДОУ
30. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.368с.
31. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. М.: Спорт Академ Пресс. 2001.204с.
32. Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание. 2008.№5.10с.
33. Михайлина М.Ю. Профилактика
детской агрессивности:
34. Миленко В. Нужно
ли учить детей играть//
35. Можгинский Ю.Б. Агрессия:
эмоциональный и кризисный
36. Мудрик А.В. Социальная
педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под
ред В.А.Сластенина.5-е изд., доп. -
М.:Издательский центр «
37. Наревская И.Н., Сабирова
Н.Г, Куранова Н.А,
38. Никитина Н.И. Методика
и технология работы
39. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога. М.: ТЦ «Сфера».2004.480с.
40. Ожегов С.И. Словарь
русского языка. Под общ. ред.
проф.Л.И.Скворцова.-24-е изд., М.: ООО
«Издательство Оникс», ООО «Издательство
«Мир и Образование».2005.
41. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 1997.125с.
42. Пасечник Л. Агрессивное
поведение дошкольников//
43. Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. - 1998.№19.18с.
44. Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. – СПб.: Речь, 2004. 336с.
45. Рапацевич Е.С. Педагогика.
Большая современная
46. Реан А.А. Агрессия
и агрессивность личности//
47. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: Школьная Пресса.2003.48с.
48. Сазонова Н.П., Новикова
Н.В. Преодоление агрессивного
поведения старших
49. Солодилова О.П. Возрастная
психология в вопросах и
50. Смирнова Е.C. Игры, направленные
на формирование