Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.

Задачи:

1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;

2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;

3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;

4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

 

Потребность ребенка к  самообразованию в полной мере зависит  от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес  и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся  игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование [19,с.11].

 

Одним из практичных видов  самообразования ребенка является коллекционирование. Его результативность зависит, прежде всего, от того, насколько  оно ему интересно. При собирании  марок, открыток, наклеек, предметов, игрушек  интерес возникает в том, случае, если взрослые, руководя коллекционированием, опираются на общепринятые рекомендации и умеют увлекать детей. Коллекционирование начинается с того, что взрослый и ребенок ставят общую цель: что  будут собирать, с какой целью, по какому принципу будет собираться материал. Тематический принцип позволяет  сосредоточиться на одном направлении  и расширять знания в выбранной  области.

 

Одно из любимых детских  занятий – коллекционирование марок  и открыток на определенную тему (природа, спорт, города, репродукции картин, портреты композиторов, художников и  т.д.). Какая бы область ни была выбрана, нужно продумать форму хранения коллекции (альбом для марок, витрина  для игрушек, коробочки для семян  или камешков и т.д.). Оформлять  коллекцию следует красиво, чтобы  она выглядела привлекательно и  вызывала интерес у других. Любой  ребенок испытывает удовольствие от того, что он может рассказать о  предмете своей коллекции, проявить свои знания [19,с.27].

 

Творчество содействует  возникновению стремления развивать  художественных способностей в пении, рисовании и музыцировании. Творчество учит самовыражению, находить новые  решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и  сочинении мелодий, песен и танцев. Обычно чем культурнее человек, тем  более разнообразен его досуг, который  он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные  эмоции и заряд вдохновения.

 

Творческая деятельность ребенка как вид досуговой  деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие  в ней не проходит бесследно. У  всех детей есть способности. Они  любознательны и полны желания  делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую  для их развития творческую проектировочную  среду, например, студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного  образования (центры, дома творчества и т.д.). Поддерживать увлечение детей  и создать условия для дополнительного  обучения в кружках и студиях [19,с.28].

 

Педагоги и психологи, говоря о том, что бессмысленное  времяпровождение многих детей, их пустые, а порой и антигуманные забавы стали обычными явлениями современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов у детей, их увлечений; недоступность посещения  досуговых детских центров. Незаметно  стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку  исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.

 

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы  впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем  больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - важнейшему виду деятельности. Она  является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его  морально - волевых качеств.

 

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной  и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей  произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального  развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние  других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и  старшими детьми [13,с.3].

 

По мнению Сухомлинского  В.А. «игра - это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра - самая благоприятная почва  для бурного развития воображения» [1, с.3].

 

Игра способствует физическому  развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так  как через игровые действия ребенок  может неосознанно и непроизвольно  высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку  удовольствие, дает ему особое ощущение свободы. Главной отличительной  особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря  которой расширяется жизненный  мир ребенка и становятся возможными самые необыкновенные превращения[1].

 

В педагогических исследованиях  и в практике детских садов  мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко  находят свое развитие и подтверждение. По мнению Н.К.Крупской значение игры для  познания мира, для нравственного  воспитания детей – это «Самодеятельная  подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо  больше, чем что - либо другое». Ту же мысль высказывал А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в  котором они живут и который  призваны изменить». Н.К.Крупская впервые  в педагогике поставила вопрос о  связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани  между этими видами деятельности: в игре, как и работе, главное  – постановка цели и ее выполнение. По ее мнению, игра готовит детей  к труду. Эту мысль развивает  и А.С.Макаренко, утверждая, что хорошая  игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочие усилия, радость творчества, чувство ответственности [1,с.21].

 

В работах Н.К.Крупской детские  игры делятся на две группы:

 

1.  творческие игры:

 

·  режиссерские игры (служат для проявления творчества и фантазии ребенка, придумывания содержания игры, определения ее участников - игрушки, предметы);

 

·  сюжетно - ролевые игры (мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что  ребенок берет на себя роль взрослого  и выполняет ее в созданной  им самим игровой обстановке; структурные  компоненты такой игры - сюжет, содержание, роль);

 

·  театрализованные игры (разыгрывание сюжета в лицах литературных произведений - показ спектакля с  использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурками, с фланелеграфом, теневого и кукольного театра);

 

·  игры со строительным материалом (созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных  материалов - природный, специально созданный, подсобный материал);

 

2.  игры с правилами:

 

·  дидактические игры:

 

- по содержанию (математические, природоведческие, речевые игры);

 

- по дидактическому материалу  (игры с предметами и игрушками,  настольно - печатные, словесные);

 

·  подвижные игры:

 

- по степени подвижности  (игры малой, средней, большой  подвижности);

 

- по преобладающим движениям  (игры с прыжками, с перебежками);

 

- по используемым в  игре предметам (игры с мячом,  с лентами, с обручами) [25,с.271].

 

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно – ролевой игре. В  театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания  определены содержанием произведений. Творчество ребенка проявляется  в правдивом изображении персонажей. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его  внутренний мир.

 

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) сюжетно –  ролевой (игра в театр) дает возможность  объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку  проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

 

А.М. Леонтьев относит игры - драматизации (так долгое время  в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности»  ребенка. Оставаясь игрой, они развивают  творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку  много радости от переживания  его содержания и особенно от собственного актерства.

 

В театрализованных играх  развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники  знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве  у детей формируется представления  о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера [25,с.305].

 

Детям старшего дошкольного  возраста доступно понимание, что спектакль  готовит творческий коллектив (все  вместе творят одно дело – спектакль). На интерес к театрализованным играм  у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение  их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению  инсценировок. Хорошей подпиткой  интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о  разных жанрах театрального искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес  поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому  ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

 

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами  организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном  учреждении являются активный и пассивный  отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование  ребенка, которое происходит под  руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться  на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или  преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к  себе. При этом театрализованная игра способствует личностному росту  и развитию ребенка, но лишь при условии  участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные  переживания, признавая право ребенка  на выражение своих чувств и эмоций.

 

1.3 Деятельность социального  педагога по профилактике агрессивности  детей в дошкольном образовательном  учреждении

 

Профессия социальный педагог  в России официально зарегистрирована в 1991 году. Сегодня должность социального  педагога прочно укоренилась в системе  образования. Социальная педагогика как  отрасль теоретических знаний и  практического опыта находятся  в активном экспериментальном поиске. Во многих школьных образовательных  учреждениях стала актуальной и  необходимой разработка моделей  социально – педагогического  партнерства, службы сопровождения  учащихся. Все это содействует  дальнейшему развитию деятельности социальных педагогов в социально - культурном направлении, усилению их роли в межведомственном взаимодействии образовательных учреждений с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Проблемы ребенка дошкольного  возраста концентрируются в его  микросоциуме. Во-первых, это проблемы, связанные с неудачной адаптацией ребенка в детском коллективе. К последствиям, развивающимся в  следствии дезадаптации, относят  замкнутость, отчужденность, развитие комплекса непонимания, одиночества, нежелание посещать детский сад, нервные срывы дома, частые слезы. Во-вторых, это неблагополучие ребенка  в семье, следствием которого являются агрессия на себя и других, неадекватная самооценка.

 

Успех научных исследований и инновационных проектов в социальной педагогике зависит от решения ряда методических проблем. К одной из них относится проблема методов  работы с родителями агрессивных  детей старшего дошкольного возраста. Практики приходят к выводу, что  начинать работать с родителями учащихся нужно тогда, когда их дети еще  посещают дошкольное образовательное  учреждения, где ребенок овладевает первым опытом общения со сверстниками, привыкает к самостоятельности, сталкивается с первыми трудностями  социального характера и проблемами индивидуально-личностного развития[59,с.29].

 

В дошкольном саду социальный педагог просто необходим. Он должен выявить семьи и детей, находящихся  в социально опасном положении, талантливых детей, детей с нарушением психического и физического здоровья. Развивать социально-педагогическое партнерство, предлагающее сотрудничество детского сада с медицинскими учреждениями, учреждениями организации досуга детей  дошкольного возраста, различными социальными  службами, муниципальными образованиями.

 

Социальный педагог может  и должен выступать как посредник  между дошкольным образовательным  учреждением и различными государственными структурами, учреждениями, организациями, родителями и детьми.

Информация о работе Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников