Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;
2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;
3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;
4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.
Социальный педагог в ДОУ:
- организует встречи
- помогает определить
детей в различные студии
- создает для детей
условия психологического
Социальный педагог оказывает ребенку самые разнообразные виды помощи:
1) социально – информационная;
2) социально – правовая;
3) социально – реабилитационная;
4) социально - экономическая;
5) медико – социальная;
6) социально – психологическая;
7) социально – педагогическая.
Особое место в работе
социального педагога детского сада
отводится психологической
В основу работы социального педагога с детьми дошкольного возраста положены теоретические исследования, раскрывающие особенности каждого этапа психического развития ребенка. Каждая стадия детского развития характеризуется своей структурой и динамикой. При переходе от раннего дошкольного возраста к старшему возрасту изменяется отношение ребенка с миром взрослых и в целом с окружающей действительностью. Свое отношение к миру дошкольники отражают в изобразительной деятельности, которая способствует социальному развитию каждого ребенка, осмыслению своего отношения к сверстникам и взрослым. Именно эти общие возрастные особенности следует учитывать социальному педагогу в своей работе с детьми.
В своей практической деятельности социальный педагог руководствуется целым рядом документов, которые в той или иной степени связаны с функционированием детского образовательного учреждения, с целями, задачами и содержанием работы с детьми.
Социальный педагог должен обладать определенными качествами личности, которые можно объединить в отдельные группы:
-гуманистические,
- психоаналитические,
- эмоционально – волевые,
- психолого – педагогические [3,с.60].
Позиция социального педагога
в работе с родителями - тактичное,
доброжелательное общение с семьей
дошкольника. В работе с родителями
социальный педагог не имеет возможности
с утра или вечером общаться с
родителя всех возрастных групп. Поэтому
в его плане работы указываются
определенные дни недели для сотрудничества
с родителями в виде бесед, анализа
диагностических материалов, но все
это делается на основе принципа гуманизма
и личностно – ориентированной
педагогики. Социальный педагог создает
в помещении детского сада условия
для комфортного
Одно из направлений в
работе социального педагога – это
организация досуговой
Досуговая деятельность детей осуществляется в условиях детского сада, а также в центрах досуга. Одна из функций этих центров – образование, предполагающее владение знаниями сверх школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью.
Виды досуговых центров, дающие дополнительное образование:
1. информационно-теоретические;
2. наглядно-демонстративные;
3. учебно-инструктивные;
4. поисково-творческие [10,с.190].
Информационно-теоретические центры организует обучение на базе университетов культуры, где проводятся для родителей и педагогов лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев.
Одной из форм социально-педагогической деятельности является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение людей, увлеченных каким – либо делом, под руководством профессионального педагога или специалиста по профилю кружка. В отличие от клуба кружок - это структурное подразделение, какого – либо учреждения (образовательного, дополнительного образования, центра досуга и т.п.) [55,с.240].
Кружковая работа одна из форм
дополнительного образования
Виды кружков:
- предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами);
- художественно - эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые);
- технические;
- натуралистические;
- туристско - краеведческие;
- физкультурно - спортивные;
- любительские (по интересам) [5,с.130].
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Тематика и содержание кружковой работы обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий и походов, лабораторных и практических научных работ, изготовление моделей приборов, опытов и наблюдений, соревнований, участия в конкурсах и массовых выступлениях [45,с.271].
Студия – это объединение одаренной молодежи, которая содержит элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Любительские объединения собирают коллекционеров, любителей природы и театра. Инициативные клубы носят общественный характер. Это детские, семейные клубы. Благотворительные объединения инициируют и финансируют создание разнообразных досуговых объединений [10,с.191].
Студии объединяют одаренных детей, в результате совместной деятельности которой создаются произведения самодеятельного творчества:
1. театрализованные постановки;
2. концертные номера.
Несмотря на то, что социальный
педагог при организации
Поскольку социальный педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он добивается единства группы. Это должен быть человек знающий, способный анализировать, общительный, легко вступающий в контакт, справедливый, обладающий организаторскими способностями, пользующийся авторитетом. Учитывая, что среди посещающих досуговые группы - в основном дети, социальный педагог должен хорошо знать особенности всех возрастных категорий, подбирать формы и методы работы в соответствии со вкусами, идеалами и настроениями, одновременно формируя последнее как социально ценные и значимые.
Помимо группового метода социальный педагог использует индивидуальные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики – всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то, что он работает с группой, он, прежде всего, заботится о каждом члене группы в отдельности.
Дошкольники нуждаются в
понимании и поддержке
Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей [14, с.294].
Сам термин профилактика обычно
ассоциируется с
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение возможных
физических, психологических или
социокультурных обстоятельств
у отдельного ребенка или
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в
достижении социально значимых
целей и раскрытие его
Так как социальные отклонения
могут быть вызваны разными причинами
и обстоятельствами, можно выделить
несколько типов
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие возникновение
обстоятельств, способствующих
- устраняющие эти
- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических
мероприятий может быть обеспечена
только при условии обязательного
включения следующих
- направленности на искоренение
источников дискомфорта, как в
самом ребенке, так и в
- обучение ребенка новым
навыкам, которые помогают
- решение еще не возникших
проблем, предупреждение их
Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:
1. обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
2. обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
3. отработка навыков
общения в конфликтных
4. формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
5. работа с родителями агрессивных детей [48, с.53].
Работа с родителями предполагает
индивидуальную работу в форме консультаций
и обучения эффективным способам
общения со своим ребёнком (например,
тренинг детско-родительских отношений);
групповую в виде родительских собраний
и просвещения, т.е. информирования
об агрессивности в детском
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком
Представляется необходимым
на ранних стадиях развития личности
обучать цивилизованным способам выхода
гнева и саморегуляции
Основными способами снижения
агрессивности детей
1. игры, хоровое пение, участие в самодеятельности;
2. творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов);
3. песочная терапия;
4. сказкотерапия;
5. аутогенная тренировка;
6. упражнения на устойчивость к стрессу.
Формы работы социального педагога с семьей:
1. индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
2. групповые (групповые
консультации, тренинги для группы
родителей, имеющих схожие
3. коллективные (различные
виды собраний, вечера вопросов
и ответов, родительские