Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.

Задачи:

1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;

2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;

3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;

4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

 

Социальный педагог в  ДОУ:

 

- организует встречи специалистов-педагогов  детского сада, родителями воспитанников  со специалистами учреждения  дополнительного образования;

 

- помогает определить  детей в различные студии раннего  развития, секции; (тем самым организуя  досуг и содействуя росту творческого  потенциала воспитанников за  пределами детского сада)

 

- создает для детей  условия психологического комфорта, безопасности, их жизнедеятельности,  преодоление негативных явлений  в семье и в отношениях со  сверстниками в ближайшем окружении  и в социуме [59,с.30].

 

Социальный педагог оказывает  ребенку самые разнообразные  виды помощи:

 

1)  социально – информационная;

 

2)  социально – правовая;

 

3)  социально – реабилитационная;

 

4)  социально - экономическая;

 

5)  медико – социальная;

 

6)  социально – психологическая; 

 

7)  социально – педагогическая.

 

Особое место в работе социального педагога детского сада отводится психологической помощи детям. Эта помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в детской  группе, в общении со сверстниками, взрослыми, в устранении негативных влияний на ребенка со стороны  семьи и отдельных воспитанников. Такая постоянная помощь детям может быть эффективной при условии сотрудничества и взаимопонимания социального педагога с воспитателем, педагогом – психологом.

 

В основу работы социального  педагога с детьми дошкольного возраста положены теоретические исследования, раскрывающие особенности каждого  этапа психического развития ребенка. Каждая стадия детского развития характеризуется  своей структурой и динамикой. При  переходе от раннего дошкольного  возраста к старшему возрасту изменяется отношение ребенка с миром  взрослых и в целом с окружающей действительностью. Свое отношение  к миру дошкольники отражают в  изобразительной деятельности, которая  способствует социальному развитию каждого ребенка, осмыслению своего отношения к сверстникам и  взрослым. Именно эти общие возрастные особенности следует учитывать  социальному педагогу в своей  работе с детьми.

 

В своей практической деятельности социальный педагог руководствуется  целым рядом документов, которые  в той или иной степени связаны  с функционированием детского образовательного учреждения, с целями, задачами и  содержанием работы с детьми.

 

Социальный педагог должен обладать определенными качествами личности, которые можно объединить в отдельные группы:

 

-гуманистические,

 

- психоаналитические,

 

- эмоционально – волевые,

 

- психолого – педагогические [3,с.60].

 

Позиция социального педагога в работе с родителями - тактичное, доброжелательное общение с семьей дошкольника. В работе с родителями социальный педагог не имеет возможности  с утра или вечером общаться с  родителя всех возрастных групп. Поэтому  в его плане работы указываются  определенные дни недели для сотрудничества с родителями в виде бесед, анализа  диагностических материалов, но все  это делается на основе принципа гуманизма  и личностно – ориентированной  педагогики. Социальный педагог создает  в помещении детского сада условия  для комфортного индивидуального  общения с родителями или лицами их замещающими.

 

Одно из направлений в  работе социального педагога – это  организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется  общая культура ребенка, развиваются  его задатки и способности, что  оказывает большое влияние на его социализацию. Организуя досуг  ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его  интересы, увлеченность, творчество, которые  становятся своеобразным средством  социального воспитания [10,с.190].

 

Досуговая деятельность детей  осуществляется в условиях детского сада, а также в центрах досуга. Одна из функций этих центров –  образование, предполагающее владение знаниями сверх школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной  и общественной значимостью.

 

Виды досуговых центров, дающие дополнительное образование:

 

1.  информационно-теоретические;

 

2.  наглядно-демонстративные;

 

3.  учебно-инструктивные;

 

4.  поисково-творческие [10,с.190].

 

Информационно-теоретические  центры организует обучение на базе университетов  культуры, где проводятся для родителей  и педагогов лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев.

 

Одной из форм социально-педагогической деятельности является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские  творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение людей, увлеченных каким  – либо делом, под руководством профессионального  педагога или специалиста по профилю  кружка. В отличие от клуба кружок - это структурное подразделение, какого – либо учреждения (образовательного, дополнительного образования, центра досуга и т.п.) [55,с.240].

 

Кружковая работа одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации  кружков, секций клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в  процессе внеурочной работы в образовательных  учреждениях (школы, гимназии, училища, и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.) Существует большое количество самых разнообразных кружков.

 

Виды кружков:

 

- предметные (по учебным  дисциплинам в соответствии с  образовательными программами);

 

- художественно - эстетические (изобразительного творчества, музыкальные,  хореографические, хоровые);

 

- технические;

 

- натуралистические;

 

- туристско - краеведческие;

 

- физкультурно - спортивные;

 

- любительские (по интересам) [5,с.130].

 

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием  форм и методов ее организации. Тематика и содержание кружковой работы обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках  проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий и походов, лабораторных и практических научных работ, изготовление моделей приборов, опытов и наблюдений, соревнований, участия в конкурсах  и массовых выступлениях [45,с.271].

 

Студия – это объединение  одаренной молодежи, которая содержит элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Любительские объединения собирают коллекционеров, любителей природы и театра. Инициативные клубы носят общественный характер. Это детские, семейные клубы. Благотворительные  объединения инициируют и финансируют  создание разнообразных досуговых  объединений [10,с.191].

 

Студии объединяют одаренных  детей, в результате совместной деятельности которой создаются произведения самодеятельного творчества:

 

1. театрализованные постановки;

 

2. концертные номера.

 

Несмотря на то, что социальный педагог при организации досуговой  деятельности детей использует те же методы, что и школьный учитель, однако его работа отличается определенной спецификой. Если в школе метод  соревнования не совсем приемлем, то в  досуговых группах, куда дети приходят по собственной воле и движимы  повышенным интересом к данной деятельности, этот метод становится одним из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые  методы. Необходимой в организации  досуга является и оценка результатов  деятельности, которая должна стать  признанием способностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи  с этим социальному педагогу важно  помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить  ее. Причем поощрения должны соответствовать  оценке, быть публичными и яркими по форме.

 

Поскольку социальный педагог  работает с группой, ему важно  использовать механизм лидерства, с  помощью которого он добивается единства группы. Это должен быть человек  знающий, способный анализировать, общительный, легко вступающий в  контакт, справедливый, обладающий организаторскими способностями, пользующийся авторитетом. Учитывая, что среди посещающих досуговые  группы - в основном дети, социальный педагог должен хорошо знать особенности  всех возрастных категорий, подбирать  формы и методы работы в соответствии со вкусами, идеалами и настроениями, одновременно формируя последнее как  социально ценные и значимые.

 

Помимо группового метода социальный педагог использует индивидуальные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики  – всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то, что он работает с  группой, он, прежде всего, заботится  о каждом члене группы в отдельности.

 

Дошкольники нуждаются в  понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной  помощи ребёнку - такая помощь является главным условием профилактики агрессивности  старших дошкольников.

 

Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или  нейтрализацию основных причин и  условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей [14, с.294].

 

Сам термин профилактика обычно ассоциируется с запланированным  предупреждением какого - то неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать нежелательные  последствия.

 

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

 

- предотвращение возможных  физических, психологических или  социокультурных обстоятельств  у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального  риска;

 

- сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня  жизни и здоровья ребенка;

 

- содействие ребенку в  достижении социально значимых  целей и раскрытие его внутреннего  потенциала.

 

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами  и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

 

- нейтрализующие;

 

- компенсирующие;

 

- предупреждающие возникновение  обстоятельств, способствующих социальным  отклонениям;

 

- устраняющие эти обстоятельства;

 

- контролирующие проводимую  профилактическую работу и ее  результаты.

 

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного  включения следующих составляющих:

 

- направленности на искоренение  источников дискомфорта, как в  самом ребенке, так и в социальной  и природной среде и одновременно  на создание условий для приобретения  несовершеннолетним необходимого  опыта для решения возникающих  перед ним проблем;

 

- обучение ребенка новым  навыкам, которые помогают достичь  поставленных целей или сохранить  здоровье;

 

- решение еще не возникших  проблем, предупреждение их возникновения  [14, с.295].

 

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками  включают:

 

1.  обучение агрессивных  детей способам саморегуляции,  умением владеть собой;

 

2.  обучение дошкольников  приемлемым способам выражения  гнева;

 

3.  отработка навыков  общения в конфликтных ситуациях;

 

4.  формирование таких  качеств как эмпатия и доверие;

 

5.  работа с родителями  агрессивных детей [48, с.53].

 

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

 

Работу с родителями агрессивных  детей целесообразно проводить  в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины  ее появления, чем она опасна для  ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с  ребенком.

 

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке  психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной  работы с ребенком, психологу можно  начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

 

Представляется необходимым  на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка  сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность  к адаптации и саморегуляции.

 

Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного  возраста являются:

 

1.  игры, хоровое пение,  участие в самодеятельности;

 

2.  творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание  сказок, сочинение стихов);

 

3.  песочная терапия;

 

4.   сказкотерапия;

 

5.   аутогенная тренировка;

 

6.   упражнения на  устойчивость к стрессу.

 

Формы работы социального  педагога с семьей:

 

1.  индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

 

2.  групповые (групповые  консультации, тренинги для группы  родителей, имеющих схожие проблемы  в воспитании ребенка, создание  групп взаимопомощи);

 

3.  коллективные (различные  виды собраний, вечера вопросов  и ответов, родительские конференции,  встречи с представителями медицинских,  социальных, юридических служб, проведение  Дней открытых дверей для родителей  в образовательном учреждении, организации  досуговых мероприятий);

Информация о работе Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников