Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.

Задачи:

1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;

2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;

3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;

4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

 

Сравнив полученные результаты всех четырёх методик можно сделать  вывод о том, что:

 

- один ребенок имеет  слабый уровень агрессивности, 

 

- восемь детей - средний, 

 

- трое детей – высокий, 

 

- два ребенка - повышенный  уровень агрессивности (см. табл.5):

 

Таблица 5 Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по всем четырём  методикам на констатирующем этапе  эксперимента№ Ф.И. ребёнка Результаты по методикам Выводы об уровне агрессивности

1 2 3 4

1 Аня Е. В СР СР СР СР

2 Аня С. П П СР П П

3 Андрей П. В СР СР СЛ СР

4 Артем Т. В В В В В

5 Вадим З. СЛ СЛ СР СР СР

6 Георгий О. П П СЛ П П

7 Игорь М. СР СР СЛ СР СР

8 Катя С. СР СЛ П СЛ СР

9 Коля А. В В СР В В

10 Костя Л. В СР СР СР СР

11 Кирилл Ю. СЛ СЛ СЛ СЛ СЛ

12 Лера Л. В СР СР СР СР

13 Никита Б. Ср В В СЛ СР

14 Тимофей Р. СР СР В СР СР

 

 

Примечание:

 

П - Повышенный уровень агрессивности

 

В - Высокий уровень агрессивности

 

СР - Средний уровень агрессивности

 

СЛ - Слабый уровень агрессивности

 

По результатам констатирующего  этапа эксперимента можно сделать  вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Средний  уровень агрессивности - 9 детей, они  отличаются тем, что негативно относятся  к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым детям. Слабый уровень агрессивности  был выявлен у 1 ребенка, он отличался  от всех несоблюдением дисциплины.

 

Проведенное исследование показало, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен  высокий и повышенный уровень  агрессивности. Это следующие дети:

 

- Аня С. (повышенный уровень  агрессивности)

 

- Георгий О. (повышенный  уровень агрессивности)

 

- Артем Т. (высокий уровень  агрессивности)

 

- Коля А. (высокий уровень  агрессивности)

 

Данным детям присуще  такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей  с агрессивным поведением открытому  проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы, как общения  детей друг с другом, так и способы  выхода из разных негативных эмоциональных  состояний.

 

2.2 Разработка и реализация  программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности  старших дошкольников

 

После проведения констатирующего  этапа нашего эксперимента обозначилась насущная необходимость обучения детей  и их родителей открытому проявлению своих чувств, переживаний. Необходимо научить детей, родителей как  способам общения детей друг с  другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

 

Семейный театр в детском  саду может стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и  взрослых, гармонизации детско-родительских отношений, профилактической работой  с семьей, а театральное искусство  – ступенью к познанию мировой  художественной культуры.

 

Нами была разработана  примерная программа театрального кружка. Данная программа предполагает как работу по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного  возраста, так и работу с семьей и педагогами.

 

Предлагаемая программа  ориентирована на развитие взаимодействие детского сада и семьи дошкольника, открывающего новые возможности  для совместного творчества. Что  такое театр? Это лучшее, по утверждению  К.С.Станиславского, средство для общения  людей, для понимания их сокровенных  чувств. Это чудо, способное развивать  в ребенке творческие задатки, стимулировать  развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать  творческую активность; способствовать объединению семей, сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

 

Программа основана на следующих  принципах:

 

-принцип природосообразности  воспитания понимается как следование  логике развивающихся детских  потребностей и способностей  в расширяющемся пространстве  детства;

 

-принцип культурно-исторической  преемственности рассматривается  как сохранение, распространение  развитие регионально-национальной  культуры, воспитание у детей  и взрослых бережного отношения  к историческому и культурному  наследию;

 

- принцип диалогичности  определяется как взаимодействие  мира детей и мира взрослых, имеющих собственное содержание  и представляющих несомненную  ценность друг для друга;

 

-принцип развивающих взаимодействий  понимается как установление  оптимального соотношения участия  родителей, педагогов, специалистов  учреждений культуры в воспитании  ребенка в культурно-исторических  регионально-национальных традициях;

 

-принцип событийности  детской жизни определяется как  организация событий, приносящих  ребенку яркие индивидуальные  и коллективные переживания, социально-эмоциональный  опыт успеха и неудач;

 

-краеведческий принцип  рассматривается как организация  воспитательно-образовательного процесса  с учетом особенностей природы,  труда, общественной жизни, культуры  и истории родного края;

 

-принцип проблематизации  воспитания и обучения понимается  как организация ситуации, стимулирующих  развитие творческой активности  детей в процессе усвоения  общественного опыта, общечеловеческой  культуры;

 

Цель программы: формировать  думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к  творческой деятельности в любой  области.

 

Задачи:

 

1.  Развивать конструктивное  взаимодействие с семьями воспитанников;

 

2.  Возрождать традиции  совместного проведения семейного  досуга;

 

3.  Использовать свободное  время в социально значимых  целях и сохранение лучших  традиций домашнего театра;

 

4.  Развивать воспитательный  потенциал семьи;

 

5.  Развивать у ребенка  дружеские взаимоотношения через  театральную игру;

 

6.  Обучать адекватным  способам выражения агрессивности.

 

Основные направления  работы:

 

1.  Работа с детьми;

 

2.  Работа с родителями;

 

3.  Работа с педагогами.

 

Программа рассчитана на два  года и состоит из трех разделов:

 

«Театр и куклы»

 

Цель: Знакомить с театральными куклами, историей их возникновения, техниками  создания театральных кукол (марионеток, кукол теневого, пальчикового театра и т.д.). формировать навыки кукловождения. Вызвать интерес к созданию декораций  для театральных постановок.

 

«Фольклор и театр»

 

Цель: Знакомить с историей возникновения театра (от античности до современности), разными видами тетра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными  достижениями выдающихся режиссеров современности, театральных криков, талантливых  актеров.

 

«История театра»

 

Цель: Знакомить с историей возникновения театра (от античности до современности), разными видами театра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными  достижениями выдающихся режиссеров современности, театральных критиков, талантливых  актеров.

 

С выявленными на констатирующем этапе агрессивными детьми и их родителями была проведена работа по включению  их в театральную деятельность. В  начале самой работы родители скептически  относились к увлечениям своих детей  и самой деятельности. Посещая  представления с участием их детей, родители стали активными участниками  театрального кружка.

 

Семья Ани С. Стала активным участником театральной мастерской. Мама Ани помогала проводить занятия  в театральной мастерской «История театра» готовила выступления, оформляла  сцену. Папа Ани умело проводил практикумы по изготовлению кукол для театра, помогал в обустройстве сцены, изготовлении декораций для театральных постановок. Аня стала активной участницей детских  спектаклей, легко овладела приемами кукловождения (театр марионеток, куклы  с живой рукой, верховые куклы). Благодаря  занятиям в творческих театральных  мастерских семья приобрела опыт проведения совместных литературных вечеров, поисковой деятельности, появилось  общее увлечение театром. Внутрисемейные отношения стали более открытыми  и доверительными.

 

Семья Георгия О. Увлечение  ребенка и педагогов детского сада театральным искусством родители восприняли негативно. Часто забирали ребенка с репетиций, подводили  с приготовлением сценических костюмов, безразлично относились к просьбам педагогов по организации театральных  представлений. Но однажды, откликнулись на просьбу педагога не забирать мальчика домой во время репетиции, а понаблюдать  за ним в процессе приготовления  к кукольному представлению, мама Георгия  была приятно удивлена тем, насколько  ее сын артистичен, музыкален и  раскрепощен во взаимодействии с  кукольными персонажами. Это позволило  привлечь внимание мамы к внутреннему  миру сына. Дальнейшее общение с  мамой строилось уже в атмосфере  доверия педагогам. Занятия в  театральном кружке, близкое общение  с другими родителями способствовало переосмыслению отношения к ребенку, а также пониманию смысла слов – «совместный досуг».

 

Семья Артема Т. Родители долгое время оказывались безразличными, не проявляли никакого интереса к  увлечениям ребенка. Артем очень  талантлив: артистичен, музыкален, и, общаясь  с мальчиком, выяснилось, что мальчик  очень привязан к бабушке и  тете. Пригласив тетю и бабушку  на одно из представлений, удалось привлечь их внимание к уникальным способностям мальчика. Бабушка и тетя после  этого стали главными помощниками  мальчика, придумывали и шили забавные костюмы, изготавливали удивительные маски, небывалых кукол. Не желая  оставаться в стороне от происходящих в жизни ребенка перемен, мама Артема, также стала проявлять  интерес к творчеству сына, его  общению со сверстниками, другими  взрослыми.

 

Семья Коли А. Мама способствовала приобретению театральных костюмов, театральных кукол, готовила пригласительные  билеты. Взаимоотношения в семье  перешли на более высокий уровень, появилось больше доверия друг к  другу, посещая представления с  участием ребенка, родители смогли увидеть  мир с позиции ребенка, узнать сильные и слабые стороны сына и учитывать их в воспитании.

 

Тематический план театрального кружка представлен в таблице 6.

 

Таблица 6 Тематический план театрального кружкаРаздел Сроки реализации Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Театр и куклы Октябрь Совместная с детьми художественная деятельность (рисование, аппликация) на тему театр и куклы. Анкета для родителей «Любите ли вы театр?». Организация предметно-развивающей среды. Подготовка диагностического материала. Проведение анкетирования с родителями. Знакомство детей с разнообразными театральными куклами.

Ноябрь Знакомство театральными куклами, знакомство с настольным театром, пальчиковым театром, с театром теней. Совместное посещение кукольного театра. Изготовление декораций для настольного театра, разыгрывание с детьми этюдов на выражение основных эмоций, вместе с родителями оборудуют театральную комнату. 

Фольклор и театр Декабрь  Показ спектаклей малышам по сказке «Кошкин дом», «Теремок». Коллективная работа по оформлению афиши и пригласительных билетов. Изготовление декораций к спектаклям «Кошкин дом», «Теремок». Участие в спектаклях. Организация экскурсий на спектакли в школе, разных театров; показа спектаклей малышам; коллективной работы с детьми по изготовлению афиши и пригласительных билетов.

Январь Семейное театральное представление «Новогодний капустник» Организация театрального представления. 

«История театра» Февраль Беседа: «Волшебный мир театра». «История русского театра» Информационно - исследовательская деятельность «Откуда пришел театр» (создание буклета, театральных масок) Изготовление лабиринта. «Откуда взялся театр». Организация выставки «Лучшие театры мира».

Март Знакомство с выдающимися театральными деятелями. Подборка информации о театральных деятелях. Создание игры «Как стать актером театра». Организация встречи родителей и театральных деятелей.

Апрель Подготовка к спектаклю дню театра. Экскурсии в драматический театр, кукольный театр.  

  Май Театральные игры. Игра «Я люблю театр», «Маски», «Театральные профессии». Проведение анкеты на выявление отношения семьи с совместно культурно - досуговой деятельности. Подготовка диагностического материала, разработка театральных игр.

 

 

Анализ проведенной в  начале с родителями анкеты «Любите  ли вы театр?» (Приложение 5) показал, что  большинство родителей имеют  представление о театре, но никогда  не занимались организацией театральной  деятельности. Вследствие этого появилась  необходимость включить их в совместную деятельность педагогов по организации  предметно-развивающей среды.

 

Завершающим этапом данной программы  было проведение анкеты на выявление  отношения семьи к совместной культурно-досуговой деятельности (Приложение 6). Анализ анкеты показал, что организованные занятия в  кружке способствовали появлению в  семье новых увлечений, традиций, а также формам организации досуга в семье и детском саду. В  анкете преобладали ответы на вопрос, связанный с видами игр.

 

2.3 Результаты опытно–экспериментальной  работы

 

После проведения опытно-экспериментальной  работы нами было организовано контрольное  обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы  театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших  дошкольников. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие данные: приведем здесь итоговый уровень выполнения заданий по всем четырем методикам (см. табл.7):

Информация о работе Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников